Городское и сельское население 9 глава - создание современной концепции кооперативов в агропромышленном комплексе, которая основывается на относительно высоком уровне государственной поддержки и позволяет с минимальными затратами для населения достичь значительной экономической выгоды;
- создание равных условий развития для всех сельскохозяйственных объединений, которые имеют право на стартовую помощь и льготное кредитование. Государство должно быть вовлечено в процесс управления аграрным сектором экономики, но не как монополист, а как регулятор интересов товаропроизводителя и потребителя. Оно должно регулировать использование сельскохозяйственных угодий.
Социальное значение реформ также достаточно велико.
- изменить статус сельского труженика, создать равные условия труда и быта.
- создание условий для продуктивной занятости сельских жителей на основе эффективного использования природно-ресурсного потенциала села;
- создание предприятий, которые обеспечат появление рабочих мест и увеличение доходов граждан.
- возрождение культурного, образовательного, духовного уровня, создание условий для молодежи;
- формирование социальной инфраструктуры, способной удовлетворить разносторонние потребности населения;
- расширение возможностей сельских громад в решении проблем населения.
| ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как аграрные реформы влияют на развитие сельского хозяйства?
Если вы живете в сельской местности (или имеете дачу):
2. Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются на вашем дачном участке?
3. Определите, связана ли специализация Вашего дачного участка с природными условиями вашей местности?
4. Какие неблагоприятные явления угрожают Вашему дачному участку? Как с ними справляется ваша семья?
5. Какие мероприятия необходимо выполнять, чтобы получать ежегодно высокий урожай?
6. Как вы используете урожай, который был собран на Вашем участке?
7. Нравится ли вам работать на земле? Хотели бы вы связать свою жизнь с сельским хозяйством? Почему?
8. Что необходимо делать руководству региона, чтобы привлекать молодежь оставаться жить в сельской местности?
|
| ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА:
Столыпинские реформы в сельском хозяйстве являлись комплексом мер, призванных улучшить положение крестьян в Российской империи и в целом оптимизировать аграрную жизнь страны. Реформы проводились по инициативе царского правительства, а также Столыпина Петра Аркадьевича.
В Китае, в рамках всекитайской программы экспериментов научно-технических достижений в сельском хозяйстве в 2002 г., начаты 19 новых проектов, касающиеся новых технологий выращивания зерновых, масличного сырья и фруктов, экономного расхода воды в сельском хозяйстве, масштабного разведения крупного рогатого скота.
| §26. Транспорт
| Какие виды транспорта вы знаете?
Какую роль транспорт играет в жизни людей?
Какие виды грузов эффективнее перевозить автомобилями? Поездами? Самолетами?
| Общая характеристика отрасли.
Транспорт – одна из наиболее важных отраслей материального производства, которая обеспечивает потребности населения и хозяйства во всех видах перевозок. Транспорт осуществляет связь между производством и потребителем, промышленностью и сельским хозяйством, обеспечивает внутренние и внешние экономические связи.
Важнейшая особенность транспорта заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство оборудованием, материалами, сырьем, и доставляет готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции.
О работе транспорта можно судить по его пассажирообороту, который измеряется в пассажиро-километрах, и грузообороту, измеряемому в тонно- километрах.
Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевозимых за определенный период на определенное расстояние.
Грузооборот – это количество грузов, перевозимых за определенный период на определенное расстояние.
Существует классификация видов транспорта:
Рис. 106. Виды транспорта
Каждый вид транспорта имеет свои особенности, но для обеспечения работы хозяйственного комплекса необходима четкая и согласованная работа всех видов транспорта.
Рис. 107. Перевозки груза по видам транспорта Донецкой области в 2013
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт – самый старый вид транспорта. С 60-х годов ХІХ столетия начинается формирование железнодорожной сети. Первой была построена железная дорога Лозовая–Славянск–Иловайск– Таганрог. Постепенно сеть железных дорог разрасталась, связывая между собой важнейшие пункты – Ясиноватую, Никитовку, Бахмут, Дебальцево.
Рис. 108. Перевоз грузов железнодорожным транспортом
Рис. 109. Железнодорожный вокзал г. Донецка
Сейчас наш регион имеет наибольшую плотность железнодорожной сети. Железные дороги – одни из наиболее грузонапряженных. Развитие железнодорожного транспорта в нашем крае объясняется необходимостью транспортного обслуживания развитого производства.
Железнодорожный транспорт перевозит грузы и пассажиров по рельсовым дорогам. Это крупное многоотраслевое хозяйство. В его состав входят железнодорожные пути, железнодорожные станции, предприятия по обслуживанию железнодорожных путей,
локомотивов, вагонов и т.п.
Наиболее эффективен железнодорожный транспорт для перевозки грузов на дальние расстояния, потому что он практически не зависит от погодных условий и времени года.
Железнодорожные магистрали разных направлений, пересекаясь, образуют
железнодорожные узлы. Наиболее крупными являются: Ясиноватая, Дебальцево, Волноваха, Иловайск, Красноармейск, Красный Лиман, Донецк.
Железнодорожным транспортом перевозят каменный уголь и кокс, железную руду, чугун, сталь, прокат, нефть и нефтепродукты, строительные материалы. Грузооборот железнодорожного транспорта составляет 24 млрд. т. км.
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт наиболее эффективен при перевозках на короткие расстояния. Главным его преимуществом является то, что это практически единственный вид транспорта, который подвозит груз до дверей потребителя. Он обладает большой маневренностью, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям, без промежуточных перегрузок.
Проблема!Автомобильный транспорт осуществляет основные перевозки в городах и пригородах, очень эффективен при транспортировке грузов до 50 км и, тем не менее, стоимость перевозок более высокая по сравнению с железнодорожным транспортом. С чем это связано? Объясните причины более высокой себестоимости перевозок автомобильным транспортом.
Развитию автомобильного транспорта способствует равнинный рельеф территории нашего края. Регион имеет разветвленную автомобильную связь с другими регионами Украины и югом России.
Шоссейные магистральные и городские дороги оснащены сетью современных автозаправочных станций, которые предоставляют полный набор услуг и отвечают международным стандартам.
По территории проходят главные автомобильные дороги, которые осуществляют международные и
межрегиональные перевозки: Киев–Донецк, Донецк–Луганск, Донецк–Кировоград,
Рис. 110. Автомобильные магистрали
Харьков–Ростов-на-Дону, Донецк–Ростов-на-Дону. Донецк является главным автомобильно-транспортным узлом. Грузооборот автомобильного транспорта составил 4,4 млрд. т. км в 2013 году.
Морской транспорт.
Большое значение для экономики региона имеет морской транспорт. Донецкий край имеет благоприятные условия для развития морского транспорта.
Азовское море почти не замерзает зимой. Через Керченский пролив, проливы Босфор и Дарданеллы, оно связано с Черным и Средиземным морями, что дает выход в Атлантику и Мировой океан.
В пределах региона расположен крупнейший порт Азовского моря – Мариуполь. Он принадлежит Азовскому морскому пароходству, которое связано с 320 портами, расположенными в 65 странах мира. Пропускная способность порта составляет 15 млн. тонн грузов в год. Полный комплекс таможенных услуг и высокое качество систем коммуникаций делают порт важным импортно-экспортным
Рис. 111. Морской порт Мариуполя
центром региона. Порт имеет 17 причалов, которые позволяют принимать суда длиной 240 м и посадкой 8 м. Порт соединен железной и автомобильной дорогами, воздушным транспортом со многими странами.
В Мариупольском порту в 2013 году было обработано 15329,1 тыс. т. грузов, из них экспортных – 89,7 %. Основными экспортными грузами являются каменный уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, зерно, строительные материалы.
Авиационный транспорт.
Рис. 112. Аэропорт Мариуполя
Преимуществом этого вида транспорта является высокая скорость передвижения. Он перевозит срочные грузы, скоропортящиеся продукты. Но объем перевозимых грузов относительно невелик из-за его дороговизны.
Важнейшая задача авиационного транспорта
– перевозка пассажиров на дальние расстояния. По объему пассажирских перевозок он занимает третье место (после автомобильного и
железнодорожного транспорта).
В 2013 году перевезено 9,1 тысяч пассажиров. География перевозок охватывает страны СНГ, Европы и Ближнего Востока. К сожалению, ни один из существующих ранее аэропортов на данный момент не работает.
Другие виды транспорта.
Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа для промышленного развития и бытового обслуживания
населения существует сеть трубопроводов.
Донецкий
регион имеет широкую сеть
Рис. 114. Линии электропередач Кураховской ГРЭС
Рис. 113. Трамваи на улицах Донецка
электронного транспорта. Его задача – транспортирование электрической энергии от места производства к потребителю. Линии электропередач объединены в ГАЭК «Донецк-облэнерго» и ГАЭК «Донбасс-энерго».
Основное назначение городского транспорта – перевозка пассажиров. От эффективности его работы зависят ритмичность работы всего хозяйственного комплекса, согласованность и взаимодействие транспортных магистралей. К основным видам городского транспорта относятся троллейбусное, трамвайное и автобусное сообщения. В регионе 11 городов имеют троллейбусное сообщение, 9 – трамвайное, практически все города имеют автобусное сообщение.
Проблемы и перспективы развития.
Стабильная работа всех видов транспорта является неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всего региона. Поэтому необходимо поддерживать такой уровень развития транспорта, который позволял бы при любых условиях удовлетворять жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках, обеспечивая его конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках.
Приоритетные направления развития:
- строительство и реконструкция сети путей сообщения, терминалов, пунктов, пропуска транспорта через границу;
- обновление подвижного состава, технико-технологическая модернизация, развитие информационной сети;
- внедрение мер, которые обеспечат быстрое, непрерывное, безопасное продвижение внешнеторговых и транзитных грузов;
- пополнение и модернизация парков транспортных средств всех видов транспорта;
- применение прогрессивных технологий;
- внедрение систем скоростного движения.
| ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите виды транспорта, которые отвечают таким характеристикам: самый быстрый, медленный, маневренный, имеет наибольшую себестоимость перевозок, имеет наименьшую себестоимость перевозок.
2. Охарактеризуйте роль и значение транспорта в хозяйственном комплексе региона.
3. Объясните на конкретном примере, в чем проявляется негативное влияние транспорта на окружающую среду. Охарактеризуйте существующие пути решения этой проблемы, предложите собственные.
4. Сравните железнодорожный и автомобильные виды транспорта. Назовите отличительные и общие черты.
5. Дайте характеристику разным видам транспорта по плану:
1) Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).
2) Доля в грузообороте транспорта.
3) Главные направления магистралей.
4) Проблемы и перспективы.
5) Влияние транспорта на окружающую среду.
6) Географическая задача.
6. Как природные объекты и явления (карстовые пустоты, реки, озера, сыпучие пески, снеговые заносы, впадины рельефа, гололедица) влияют на строительство и эксплуатацию транспортных магистралей? Как от этого зависят:
- стоимость строительства магистрали;
- направление магистрали;
- безопасность движения?
7. Подготовьте учебный проект: «Проблемы и перспективы развития транспорта своего населенного пункта».
8. Ответьте на тестовые задания:
1. Самый дорогой вид транспорта?
а) автомобильный; б) авиационный; в) морской.
2. Главное преимущество автомобильного транспорта? а) это сезонный вид транспорта; б) он берет много груза;
в) он перевозит основную массу пассажиров; г) он мобильный.
3. Самые дешевые перевозки –
а) железнодорожные; б) автомобильные; в) морские.
4. Погодные условия особенно сильно влияют на работу...
а) авиационного транспорта; б) автомобильного; в) трубопроводного.
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Тема: «Нанесение на контурную карту основных транспортных магистралей и транспортных узлов».
Ход работы:
1. Нанесите на контурную карту с помощью условных обозначений основные железнодорожные и автомобильные транспортные магистрали и транспортные узлы».
| ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА:
Рис. 115. Карта Донецкой железной дороги
|
Рис. 116 Карта автомобильных дорог Донецкой области
§27. Cоциальная сфера
| Какие виды товаров народного потребления производит легкая промышленность? Машиностроение?
Какие услуги предоставляют организации по охране здоровья?
Какие учреждения культуры вы посещали?
Для чего необходимы жилищно-коммунальные службы?
| Социальная сфера
Формирование развитой, социально ориентированой экономики невозможно без роста благосостояния, уровня и качества жизни населения. Условия для организации основных видов деятельности создают отрасли социальной сферы. К социальной сфере относятся отрасли, организации и предприятия, которые непосредственно облегчают быт каждого человека, дают возможность получить образование и медицинское обслуживание.
К ним относятся: наука, культура, образование, торговля, жилищно- коммунальное хозяйство, общественное питание, здравоохранение, физическая культура и спорт, рекреационный комплекс, социальное обеспечение,
пассажирский транспорт, связь.
Без эффективной работы социальной инфраструктуры трудно представить жизнь современного человека. Значение социальной сферы заключается в том, что она значительно экономит расходы рабочего времени населения на удовлетворение личных потребностей.
Образование и наука
К учебным заведениям прежде всего относятся средние общеобразовательные, вечерние (сменные) и заочные школы (1131 учебных заведений, 393 тысячи учеников). В регионе расширяется сеть частных учебно-воспитательных учреждений, гимназий, лицеев (18 учебных заведений, 1470 учеников). Особой популярностью у детей и родителей пользуются республиканские лицей-интернат для одаренных детей
«Эрудит», лицеи при национальном университете и государственном медицинском университете.
Наш край на 67 % обеспечена дошкольными учреждениями. В регионе на конец 2013 года насчитывалось 1158 дошкольных
учебных заведений, в которых было занято 139,7 тыс. детей.
К учреждениям науки и образования относятся также внешкольные учреждения (дома школьников, станции юных натуралистов, техников, спортивные школы).
В последние годы увеличивается количество детей, требующих особого внимания: сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей-инвалидов и детей с различными психофизическими заболеваниями. Для этих категорий работают интернатные учреждения различных типов и форм собственности, в 2013–2014 учебном году в них обучалось 4,4 тыс. детей.
В профессионально-технических училищах готовят рабочие кадры для промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг и т.д. В 2013–2014 учебном году в ПТУ обучались 36239 учащихся.
В Донецком регионе 53 высших учебных заведения I–II уровня аккредитации, 20 высших учебных заведений III–IV уровня аккредитации. Крупнейшие вузы: Донецкий национальный университет, Донецкий национальный технический университет, Донецкий государственный медицинский университет, Донецкий национальный университет экономики и торговли, Донецкий государственный университет управления, Донбасская государственная машиностроительная академия, Приазовский
государственный технический университет и Донбасская национальная академия строительства и архитектуры.
Высшие учебные заведения имеют тесные связи с европейским и мировым образовательным пространством. Совместно с университетами США, Австралии, Австрии, Финляндии реализуется свыше 30-ти научных
Рис. 117. Донецкий национальный университет
программ и проектов. Донецкий регион стал центром научных исследований в области фундаментальных наук: математики, физики,
химии и биологии, а также социальных и гуманитарных наук: экономики, права, филологии, медицины и истории.
Культура и искусство
Важную роль в жизни региона играет культура. В Донецком крае работает 43 музыкальные школы, 50 школ искусств, 5 детских художественных школ. Центрами отдыха населения являются театры, музеи, дворцы культуры, а в сельской местности – клубы и дома культуры. У нас есть филармония, 5 профессиональных театров: театр оперы и балета, украинский музыкально-драматический театр,
театр кукол, Донецкий академический областной русский драматический театр в г. Мариуполе, Донецкий областной русский театр юного зрителя в г. Макеевке. Работают
26 музеев (из них 6 государственных), 649 клубных учреждений, 951 библиотека. На
территории находится 2399 памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства.
Рис. 118. Донецкий театр оперы и
В нашем крае проводятся международные профессиональные фестивали и конкурсы: «Звезды мирового балета», «Гран Па», Международный конкурс балета имени Сержа Лифаря, который в 2011 году впервые прошел на Донецкой сцене театра оперы и балета, «Прокофьевская весна», «Золотые голоса Украины», международный фестиваль оперного искусства «Золотая корона», фестиваль украинской фортепианной музыки им. Ивана Карабица,
«Арт-Альтернатива» и многое другое.
Охрана здоровья и спорт
Деятельность учреждений здравоохранения, спорта и отдыха направлена на профилактику заболеваний, восстановление здоровья, обеспечение здорового образа жизни и активного отдыха населения.
Медицинскую помощь населению оказывают 569 лечебно-профилактических учреждений. Стационарная медицинская помощь населению предоставляется по 64 профилям. Ведущими медицинскими учреждениями являются: областное клиническое территориальное
объединение (ДОКТМО), Институт неотложной и восстановительной хирургии им. В.К. Гусака, областной
Рис. 119. Институт неотложной и восстановительной хирургии им. В.К. Гусака
противоопухолевый центр, областная клиническая травматологическая больница, центр охраны здоровья материнства и детства, областная клиническая детская больница, областная клиническая больница профессиональных заболеваний и др.
Донецкий край – это большой спортивный регион. Спортивная история Донетчины начинается с начала ХХ века, когда англичане познакомили жителей Юзовки с велоспортом, тяжелой атлетикой, гимнастикой, борьбой и, конечно, футболом. Сейчас спортивные традиции продолжают футбольные клубы «Шахтер», «Металлург» и «Ильчевец», баскетбольные клубы
«Азовмаш» и «Донецк», клуб настольного тенниса «Норд», хоккейный клуб
«Донбасс», команда Equicentre и другие.
Рис. 120. Региональный спортивный
Комплекс «Олимпийский»
Рис. 121. Стадион «Донбасс Арена»
В регионе находятся спортивные сооружения: стадион «Донбасс Арена», региональный спортивный комплекс «Олимпийский», «Аквацентр»,
многофункциональный спортивный комплекс «Дружба», плавательные бассейны, легкоатлетические манежи, спортивно-гимнастические залы. В 18 городах созданы центры физического здоровья «Спорт для всех». В 1997 году была открыта областная детско-юношеская спортивная школа для детей с ограниченными физическими возможностями, в которой дети занимаются плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, настольным теннисом, футболом, шахматами.
Рекреационные комплексы.
Важное место в социальной сфере занимает рекреационно- туристическое хозяйство.
Рекреационные ресурсы представляют собой совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые могут быть использованы для отдыха, лечения и туризма.
Природными считаются побережья тёплых морей; берега рек, озёр и
Рис. 122 Азовское побережье
водохранилищ, лесные и луговые массивы; предгорья и горы; антропогенными – столичные и исторические центры; города-курорты и курортные местности, религиозно-культовые комплексы, фортификационные и другие отдельные сооружения, расположенные за пределами населенных пунктов.
Развиваются три рекреационные зоны – Приазовская, Славяногорская и Краснолиманская. В них работают более 50 санаториев, домов отдыха и пансионатов для лечения и отдыха населения. Особенно много таких учреждений в Мариуполе, Славяногорске, Славянске, Мелекино, Ялте, Седово, Новоазовске, Урзуфе.
Рис. 123. Хомутовская степь
На край имеет уникальные рекреационные ресурсы, к которым относятся: Национальный парк Украины «Святые горы», филиалы Украинского степного заповедника (Хомутовская степь, Каменные Могилы и Меловая флора), историко-архитектурные, историко-культурные заповедники и т.д., которые используются для отдыха, туризма, лечения и оздоровления. Бальнеологическое
значение имеют Славянские соленые озера и источники минеральных вод.
Уникальные природные лечебные свойства имеет соляная шахта в г.
Соледар, здесь создан спелеологический санаторий «Соляная симфония».
Мягкий климат побережья Азовского моря, лечебные грязи, источники минеральных, радоновых и столовых вод способствовали созданию крупных курортных зон: Мариуполь, Святогорск, Славянск.
Проблема!Некоторые рекреационные ресурсы нашего региона остаются неизвестными для многих и сегодня. Предложите ряд мероприятий по развитию рекреационных ресурсов вашей местности.
Необходима широкая и квалифицированная реклама природных и историко-культурных памятников нашего края. Кроме того, на туристических базах уровень обслуживания не всегда отвечает современным требованиям. Рекреационное хозяйство имеет огромные перспективы и может решить ряд экономических и экологических проблем.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
В современном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство, сокращенно именуемое ЖКХ. Человек должен быть обеспечен жильем, водой, теплом,
городским транспортом и так далее. Все эти задачи выполняет жилищно-коммунальное хозяйство региона.
Современное производство также невозможно без обеспечения его услугами жилищно-коммунального хозяйства, организации которого не только создают условия жизни работнику и доставляют его к
Рис. 124. Областное коммунальное
Предприятие
«Донецктеплокоммунэнерго»
месту работы, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем
самым в процессе производства.
Нельзя представить функционирование населённого пункта, нормальную жизнедеятельность населения без благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и
вывоза мусора). Но по-прежнему сохраняются значительные территориальные различия между уровнями благоустройства городов и сельских населенных пунктов. Самый высокий уровень развития сферы услуг – в Донецке, крупных городах и санаторно-курортных
центрах.
По наличию основных фондов,
Рис. 125. Спелеологический санаторий
«Соляная симфония»
технической оснащенности и объему оказываемых услуг, жилищно- коммунальное хозяйство является одним из крупнейших в Украине. Здесь работает около 700 предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в котором занято 55 тысяч человек. Предприятиями отрасли в год оказывается услуг на сумму более 1 млрд. грн.
|