Этико-деонтологическое обеспечение По профессиональному модулю ПМ 07/04
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел 3.3. УХОД ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ПАЦИЕНТОМ
Тема 3.3.1. Помощь в осуществлении личной гигиены
060101 Лечебное дело
060501 Сестринское дело
Ревда
2012
УДК 68(075.32)
ББК 53.5я7
П 64
Горина Л.Г., Потапешко Т.Н., Тетерина С.А.Помощь в осуществлении личной гигиены: методическая разработка практического занятия, Ревдинский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2012. 68 с.
методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС СПО специальностей 060101 Лечебное дело,060501 Сестринское дело.
Пособие содержит краткий теоретический материал по теме, перечень вопросов для самоподготовки и блок контроля знаний.
© Горина Л.Г. 2012
© Ревдинский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2012
© Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж», 2012
Содержание
Практическое занятие…………………………………………..
|
| Пояснительная записка…………………………………………
|
| Техника выполнения простых медицинских услуг…………..
|
| Уход за волосами ……………………………………………….
|
| Мытье ног ……………………………………………………….
|
| Стрижка ногтей………………………………………………….
|
| Уход за кожей …………………………………………………..
|
| Мытье пациента в постели……………………………………..
|
| Обработка, лечение кожи при наличии пролежней ………….
|
| Удаление слизи и корочек из носовой полости ………………
|
| Протирание глаз ………………………………………………..
|
| Очищение наружного слухового прохода ……………………
|
| Чистка зубов пациента и очищение промежутков между зубов …………………………………………………………….
|
| Уход за ротовой полостью ……………………………………..
|
| Уход за вставными зубными протезами и полостью рта ……
|
| Умывание пациента …………………………………………….
|
| Умывание беспомощного пациента …………………………..
|
| Бритье лица ……………………………………………………..
|
| Бритье пациента безопасной бритвой…………………………
|
| Подача судна пациенту ………………………………………...
|
| Уход за половыми органами и промежностью ……………….
|
| Обтирание кожи ………………………………………………..
|
| Применение мочеприемника ………………………………….
|
| Список литературы …………………………………………….
|
| Тестовые задания ……………………………………………….
|
| Ситуационные задачи ………………………………………….
|
| Приложение 1. Письмо ………………………………………...
|
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Уход за волосами, мытье ног.
Уход за ушами и глазами пациента. Уход за слизистыми
Время занятия: 270 минут (6 часов).
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
Оснащение занятия:
- функциональная кровать;
- постельные принадлежности;
- тумбочка;
- нательное белье;
- фантомы;
- таблицы, раздаточный материал;
- предметы личной гигиены;
- перчатки;
- судно;
- мочеприемник;
- набор принадлежностей по уходу за кожей и профилактике пролежней;
- таз;
- набор принадлежностей по уходу за ушами, носом, глазами;
- видеофильм.
Межпредметные связи:
- обеспечивающие: анатомия, гигиена;
- обеспечиваемые: сестринское дело в терапии, сестринское дело в хирургии, сестринское дело в педиатрии, сестринское дело в акушерстве.
Внутрипредметные связи: с темами:
- «Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль»;
- «Безопасная больничная среда»;
- «Лечебно-охранительный режим»;
- «Биомеханика тела при перемещении».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте палаты и постели создают условия для скорейшего выздоровления больных и предупреждают развитие многих осложнений. Велика роль правильного ухода за больными. Адекватный уход являлся и является залогом успеха лечения тяжелобольных. Чем тяжелее больной, тем сложнее за ним ухаживать, труднее выполнять любые манипуляции по уходу за полостью рта, ушами, глазами, носом и т.п. Необходимо четко знать методику манипуляций, освоить их выполнение.
Правильный уход за тяжелобольными — кратчайший путь к их выздоровлению.
Сестринские вмешательства направлены на удовлетворение помощи в осуществлении личной гигиены, могут быть осуществлены в результате освоения программы профессионального модуля и соответствующих общих компетенций и профессиональных компетенций:
ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
| ОК 9
| Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 12
| Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
| ПК 4.1.
| Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
| ПК 4.2.
| Соблюдать принципы профессиональной этики
| ПК 4.3.
| Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому
| ПК 4.4.
| Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
| ПК 4.5.
| Оформлять медицинскую документацию
| ПК 4.6.
| Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
| ПК 5.1.
| Обеспечивать инфекционную безопасность
| ПК 5.2.
| Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала
| ПК 5.5.
| Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте
|
Цели занятия:
Учебная:
- сформировать компетенции с учетом видов профессиональной деятельности;
- научить технике обработки слизистых: глаз, носа, ушей, полости рта тяжелобольного;
- технике подачи судна и мочеприемника;
- подмыванию мужчины и женщины.
Воспитательная:
- воспитать ответственность, пунктуальность, внимательность;
- обращать внимание на положительные стороны невербального общения.
Развивающая:
- развивать стремление к инициативному, самостоятельному решению проблем пациента в рамках компетенции медицинской сестры.
Задачи воспитания и развития:
- стремление студентов к усвоению правил профессиональной деятельности медицинской сестры;
- вырабатывать норму поведения более качественного обслуживания пациентов нуждающихся в помощи медицинской сестры.
Методическое обеспечение:
- учебник «Манипуляционная техника»;
- методическое пособие для преподавателя на тему «Помощь в осуществлении личной гигиены»;
- видеофильм «Личная гигиена пациента» - 1993 г.
Студент должен знать:
- возможные проблемы пациента
- бритье лица пациента;
- обучение родственников тяжелобольного пациента уходу за ушами,
- глазами пациента на дому;
- обучение пациента и его семью уходу за слизистыми оболочками на дому;
- оказание помощи пациенту при утреннем туалете, умывание пациента, удаления выделений и корочек из носа, протирания глаз, обработки слизистой ротовой полости и губ, очищения наружного; слухового прохода;
- чистку зубов пациента, уход за зубным протезами;
- обучение родственников тяжелобольного пациента элементам ухода за волосами и ногами;
- мытье головы и ног;
- расчесывание волос на голове;
- стрижку ногтей на ногах и руках;
- определение дефицита знаний об уходе;
- подачу судна и мочеприемника (мужчине и женщине);
- подмывание мужчины и женщины
Студент должен уметь:
- приготовить постель пациенту
- провести смену постельного и нательного белья.
Таблица 1- Хронологическая карта занятия
№
п.п
| Наименование этапов работы
| Формы и методы
обучения контроля
| Время
|
|
|
|
| 1.
| Организационный момент:
- проверить присутствующих и отсутствующих студентов;
- соответствие внешнего вида, наличие дневников, конспектов, лекций, готовность к уроку
|
|
| 2.
| Вводная часть: мотивация значимости настоящего занятия, цели, план занятия
| Студенты получают установку на цель занятия и знакомство с планом занятия
|
| Продолжение таблицы
|
|
|
| 3.
| Изложение нового материала:
- техника обработки кожи и естественных складок (на фантоме);
- смена постельного белья тяжелобольному пациенту (вдоль кровати, поперек кровати)
- смена нательного белья;
- требования к постельному белью;
- правила сборки и транспортировки грязного белья;
- значение утреннего туалета;
- техника обработки глаз тяжелобольного пациента;
- техника обработки носа тяжелобольного пациента;
- техника обработки ушей тяжелобольного пациента;
- техника ухода за полостью рта тяжелобольного пациента;
- техника ухода за волосами тяжелобольного пациента;
- техника ухода за ногами тяжелобольного пациента;
- техника подачи суден и мочеприемников;
| Преподаватель демонстрирует технику ухода за тяжелобольным пациентом используя фантом, предметы ухода, стерильный материал, антисептики.
Затем студенты повторяют соответствующие действия за преподавателем
- Студенты делятся на малые группы (по два человека) и работают с фантомами
- Студенты- эксперты и преподаватель оценивают качество обработки кожи и естественных складок с целью профилактики пролежней и опрелости, затем
|
| Окончание таблицы
|
|
|
|
| - техника ухода за наружными половыми органами
| студенты меняются ролями
|
| 4.
| Подведение итогов занятия:
- решение ситуационных задач, тестов
| Студенты решают предложенные ситуационные задачи, комментируют и делают выводы, затем пишут тесты
|
| 5.
| Оформление дневников.
| Студент конспектирует наиболее важные моменты при уходе за больным, записывают стандарт
|
|
| Домашнее задание.
| Составление кроссвордов, написание рефератов
|
|
Этико-деонтологическое обеспечение
Тяжелобольные пациенты не могут самостоятельно осуществлять мероприятия по личной гигиене в полном объеме. Обращаться к медсестре с просьбой помочь им стесняются, так как считают, что это отнимает много времени у нее, а некоторые пациенты думают, что медсестра этим заниматься не обязана.
Медсестра должна без дополнительных напоминаний осуществлять мероприятия по личной гигиене в постели тяжелобольному пациенту, так как это является ее прямой обязанностью. Она должна убедить пациента принять ее помощь. Ведь для хорошего ухода нужны не только знания и навыки, но и чуткость, такт, способность психологического воздействия, умение преодолеть повышенную раздражительность пациента. Сдержанное, ровное и спокойное отношение к пациенту помогает завоевать его доверие и получить согласие на выполнение тех или иных мероприятий по личной гигиене. Для этого не менее важно предварительно сообщить пациенту цель и ход их выполнения.
Так как пациенты часто стесняются при проведении манипуляций, носящих интимный характер (подмывание пациента, подача судна, мочеприемника), медсестра должна:
- тактично убедить пациента, что причины для стеснения нет;
- оградить пациента ширмой;
- попросить других пациентов выйти из палаты, если им позволяет состояние - после подачи судна и мочеприемника оставить пациента одного на некоторое время.
|