Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формы организации предприятий

Выбор организационной формы предприятия зависит от многих факторов, в том числе от особенностей сферы будущего бизнеса и персональных качеств самого предпринимателя или учредителей.

Единоличное владение — это предприятие, владельцем которого является одно лицо (или семья). В этом случае предприниматель владеет материальными ресурсами и оборудованием, необходимыми для производственной деятельности, лично контролирует деятельность предприятия, получает доход и несет ответственность по долгам, обязательствам и другой задолженности предприятия.

Как одна из наиболее простых и распространенных форм организации предприятия (бизнеса) единоличное владение имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Преимущества единоличного владения:

- легко начать и прекратить бизнес, поскольку это не требует значительных затрат времени и средств на юридические услуги и исключает бюрократическую волокиту (во многих западных странах принята не разрешительная, а заявительная форма регистрации единоличных владений);

- нет необходимости, принимая решения, добиваться согласия партнеров, что свидетельствует о высокой степени самостоятельности, свободы и оперативности действий. Поэтому данная форма подходит людям с четко выраженными индивидуальными предпринимательскими качествами;

- получаемый доход полностью зависит от успешной деятельности предпринимателя. Это побуждает его вести дело эффективно: напряженно трудиться, тщательно контролировать, принимать осторожные, взвешенные решения и максимально расширять деловые операции. В данной форме предприятия задействован максимум побудительных мотивов деятельности, в том числе моральная удовлетворенность своей работой;



- единоличное владение дает возможность лучше сохранять секреты относительно технологии, техники, организации производства и т. п.;

- в некоторых странах налогообложение доходов единоличного владения не отличается от налогообложения физических лиц, что существенно упрощает учет.

 

Недостатки единоличного владения:

- трудности в привлечении больших финансовых средств - начинающий предприниматель, как правило, не располагает достаточной суммой денег для начала бизнеса, а из-за низкого рейтинга кредитоспособности по сравнению с рейтингом крупных фирм доступ к кредитам коммерческих банков затруднен; затруднено получение финансовых средств и из других источников;

- наиболее важный недостаток состоит в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности; самостоятельные предприниматели рискуют в случае неудачи в бизнесе потерять не только активы фирмы, но и свое личное имущество, так как обычно активы и личное имущество выступают гарантией при получении кредитов;

- трудности разделения труда и специализации в производстве и менеджменте - предприниматель может и должен осуществлять полный контроль над деятельностью своей фирмы: осуществлять общее руководство; принимать решения относительно приобретения ресурсов, продажи продукции; управлять техническим и организационным развитием предприятия и осуществлять это лично. Иначе говоря, преимущества от разделения и кооперации труда в больших фирмах недоступны для единоличных владельцев. К тому же лишь немногие люди имеют способности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности во всех направлениях;

- неопределенность сроков деятельности - единоличное владение существует лишь до тех пор, пока дееспособным является сам предприниматель; в связи с такой неопределенностью времени существования единоличного владения другие бизнесмены неохотно заключают долгосрочные финансово-хозяйственные договоры с его владельцем;

- большие физические и психологические нагрузки на предпринимателя в связи с необходимостью личного осуществления всех функций управления предприятием (мелкий собственник, как показывает практика, работает в среднем по 12 часов в сутки без выходных);

- функциональные недостатки - в связи с трудностями в получении кредитов и финансовых средств из других источников единоличное владение сталкивается, как правило, с проблемами оперативного характера, например, неудачное расположение предприятия, не обустроенные здания, несовременное оборудование, трудности с выплатой заработной платы наемным работникам, невозможность приобретения сырья, материалов и комплектующих деталей в достаточных количествах.

Товарищество (партнерство) — это предприятие, организация или учреждение, созданное по соглашению двух или большего числа отдельных лиц (в том числе юридических) путем объединения их денежных средств, имущества и предпринимательской деятельности. Объединяя свои финансовые ресурсы и умение вести дело, партнеры, таким образом, распределяют риск, а также прибыли и убытки.

С точки зрения ответственности партнеров по долгам и обязательствам товарищества делятся на общие (простые) и ограниченные.

Общее (простое) товарищество характеризуется тем, что каждый его участник несет неограниченную ответственность по долгам и обязательствам товарищества. Это означает, что если один из партнеров не в состоянии выплатить свою долю товарищества, то другой (или другие) партнер обязан рассчитаться с кредиторами за него. В общем товариществе каждый партнер имеет право на заключение сделок и равный голос в управлении и контроле. Прибыли и убытки делятся между ними поровну, если иное не предусмотрено соглашением. Причем партнеры не обязательно должны вложить в общее товарищество равные доли капитала. Кроме того, возможно внесение вместо финансовых средств опыта или профессиональных знаний партнера. Общее товарищество подобно единоличному владению прекращает свою деятельность в случае выхода из дела одного из партнеров.

Ограниченное товарищество — это вид товарищества, при образовании которого определяется один или несколько участников в качестве генерального партнера. Роль и ответственность партнеров зависят от их статуса. Генеральный партнер управляет всем товариществом и несет неограниченную ответственность по его долгам и обязательствам, а рядовые партнеры (с ограниченной ответственностью) не управляют бизнесом и не отвечают по обязательствам товарищества. Их ответственность ограничена личным вкладом в капитал товарищества. Поэтому выход из товарищества одного из партнеров не ведет к прекращению деятельности ограниченного товарищества.

Практика знает несколько организационных форм хозяйственных товариществ, которые по степени участия партнеров в деятельности предприятия делятся на товарищества с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, полные и коммандитные.

Товарищество с ограниченной ответственностью — это товарищество, участники которого несут ответственность за свою хозяйственную деятельность в пределах их вкладов (в виде имущества, денег, продуктов интеллектуального труда).

Товарищество с дополнительной ответственностью — это предприятие, партнеры которого отвечают по его обязательствам перед кредиторами своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности средств — дополнительно принадлежащим им личным имуществом в одинаковом для всех партнеров кратном размере. Предельный размер ответственности партнеров определяется в уставных документах.

Полным называется товарищество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом.

Коммандитное товарищество — это предприятие, которое включает две категории партнеров: к одной относятся партнеры, которые несут ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом; другая включает партнеров с ответственностью, ограниченной лишь вкладом в уставный фонд товарищества. Коммандитные товарищества относятся к ограниченным товариществам.

Общим для всех товариществ является наличие учредительного соглашения. Составление его — очень важный и ответственный этап создания товарищества, равно как и выбор партнеров.

Соглашение о товариществе — это юридический документ, определяющий права и ответственность партнеров. Он, как правило, включает такие пункты: наименование предприятия; фамилии, адреса партнеров; цель, сферу и месторасположение бизнеса; дату начала функционирования товарищества; длительность соглашения; характеристику вклада каждого партнера (деньги, другое имущество, личные способности, опыт или труд, а также дату взноса); распределение ответственности по управлению (равные права в управлении, генеральный партнер, рядовой партнер); обязанности каждого партнера; оклад каждого партнера, порядок распределения прибыли и возможных убытков; описание процедуры учета (кто его ведет, какие методы учета используются, где хранятся учетные документы); особенности финансовых процедур; порядок принятия в товарищество новых членов; условия выхода из товарищества рядового партнера (для коммандитного товарищества); условия приобретения доли партнера, вышедшего из товарищества (для коммандитного товарищества); условия рассмотрения претензий между партнерами, порядок ликвидации товарищества и распределения имущества между партнерами.

Товарищество, как и единоличное владение, имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества товарищества:

- финансовые возможности товарищества значительно шире финансовых возможностей единоличных владений за счет объединения капитала нескольких партнеров. Коммерческие банки рассматривают товарищества как менее рискованную форму бизнеса и отдают им приоритет в кредитовании;

- свобода и оперативность действий. Как и единоличное владение, товарищество легко создать;

- дополнительные возможности в разделении труда в процессе управления. Чем больше партнеров, тем больше возможностей распределения между ними функций управления по их профессиональным и деловым способностям.

Недостатки товарищества:

- неограниченная ответственность. Просчет одного из партнеров может привести к разорению других, так как они несут солидарную ответственность за убытки. Если же один из партнеров не имеет достаточных личных средств для покрытия своей доли в убытках, другие партнеры обязаны покрыть их за свой счет. Это создает взаимное недоверие партнеров друг к другу;

- неповоротливость управления товариществом обусловлена зачастую недостатком опыта и несовместимостью интересов партнеров. Это может быть также следствием коллективного управления;

- трудности с распределением прибыли. Эти проблемы возникают тогда, когда партнеры внесли разные доли в уставный фонд, отработали разное количество часов или организовали разные по эффективности деловые операции;

- частые разногласия между партнерами. Поводом их возникновения могут служить не только вопросы, распределения прибыли, но и руководства наемным персоналом, распределения обязанностей и т. п.

- трудности с ликвидацией. Если принимается новый партнер или выходит из дела один из партнеров, необходимо юридическое оформление нового партнерского соглашения. Эта негибкость создает неудобства в процессе привлечения финансового капитала, необходимого для начала деятельности предприятия, финансирования его роста, заключения долгосрочных хозяйственных соглашений. Кроме того, особые сложности возникают по поводу разделения прибыли, имущества и долгов в процессе ликвидации.

Названные выше организационно-правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капитала и их использования, которые обеспечивают стабильное функционирование предприятия. Такая форма предпринимательства называется корпорацией.

Корпорация — форма организации предприятия, предусматривающая разделение функций собственности и управления между акционерами (собственниками акций) и менеджерами. Менеджеры самостоятельно (отдельно от собственников) заключают контракты, выступают истцом и ответчиком в суде, платят налоги и т. п. Акционеры же лично не отвечают по обязательствам корпорации и ее долгам. Ответственность акционеров по долгам корпорации ограничена лишь инвестированным капиталом (стоимостью акций).

Преимущества корпораций:

- корпорация — наиболее эффективная форма организации предпринимательской деятельности с точки зрения возможности аккумулирования значительных денежных сумм. Многочисленные юридические и физические лица могут через рынок ценных бумаг (фондовую биржу) приобрести акции корпорации и принять участие в финансировании внедрения новой техники, передовой технологии, увеличении основных и оборотных средств;

- каждый акционер отвечает по долгам корпорации только в пределах вложенных им денежных сумм, т. е. несет ограниченную ответственность. Кроме того, он может купить ценные бумаги нескольких корпораций. Эти обстоятельства позволяют акционеру распределять финансовый риск;

- возможность легкого изменения собственника ценных бумаг посредством продажи акций через фондовую биржу либо дарения и завещания их наследникам. Эти изменения в составе собственников не нарушают целостности корпорации, а беспрерывность, постоянство ее существования создают возможность для перспективного планирования и развития;

- возможность получения дополнительных доходов от внедрения технологий массового производства, специализации в сфере производства и управления, привлечения более квалифицированных специалистов.

Недостатки корпораций:

- большие первоначальные затраты денежных средств и времени при регистрации за счет расходов на юридические услуги, подготовку регистрационных документов, выпуск акций и т. п.;

- возможности злоупотреблений. В связи с тем, что корпорация является юридическим лицом, недобросовестные менеджеры компании иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность;

- возможности разногласий между менеджерами и владельцами акций в связи с существенными расхождениями между функцией собственности и функцией управления. Часто разумные стремления менеджеров усовершенствовать производство или организацию труда не находят поддержки у акционеров, так как, увеличивая расходы, они уменьшают дивиденды;

- трудности ликвидации в связи с существованием принципа ограниченной ответственности. Чаще всего корпорация прекращает свое существование в результате слияния или поглощения другими фирмами.

При всех сложностях и противоречиях становления и развития корпоративной (акционерной) формы хозяйствования в нашей стране за ней будущее, поскольку она вызвана к жизни рыночной экономикой.

Кроме того, предприятия имеют право на добровольных началах объединять свою производственную, научную, коммерческую и другие виды деятельности, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Предприятия могут объединяться в такие формы:

- ассоциации — договорные объединения, созданные с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность кого-либо из ее участников;

- консорциумы — временные, уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;

- концерны — уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основании полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей;

- другие объединения по отраслевому, территориальному и иным принципам.

Принципы функционирования финансов предприятий едины для всех видов субъектов хозяйствования. Однако в организации финансов, в формировании уставного фонда (капитала), структуре источников финансовых ресурсов, распределении и использовании полученной прибыли, взаиморасчетах с бюджетом есть определенные отличия. Эти отличия связаны с формой собственности, видом деятельности, технологическими особенностями процесса производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг.

В зависимости от формы собственности предприятия подразделяются на государственные, коллективные и частные. В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования создаются арендные, акционерные, кооперативные, коллективные, совместные, индивидуальные и другие предприятия. Особенности функционирования финансов предприятий связаны, прежде всего, с источниками формирования и использованием финансовых ресурсов.

На предприятиях государственной формы собственности при их создании используются бюджетные средства. Государство является собственником этих средств и лишь временно передает право владения и распоряжения ими руководству предприятия, с которым заключается соответствующий контракт.

В то же время, в условиях рынка для предприятий даже государственной формы собственности значительно сокращаются бюджетные ассигнования на различные цели. С другой стороны, у многих предприятий появляются такие источники финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам, прибыль от участия в деятельности других предприятий, прибыль от проведения операций с валютой и валютными ценностями и другие. Государственные предприятия как источник финансовых ресурсов могут использовать банковский кредит, государственные дотации и т.п.

Прибыль, полученная в результате деятельности государственного предприятия, является собственностью государства и используется в соответствии с действующим законодательством. Государство может применять и другие формы регулирования деятельности предприятий государственной и коммунальной собственности: налогообложение, предоставление государственных кредитов, передача имущества в аренду, привлечение к выполнению государственных программ и др.

Организация финансов предприятий негосударственной формы собственности характеризуется большими возможностями относительно формирования и использования финансовых ресурсов. Они могут привлекать средства учредителей предприятия путем выпуска акций, как паевые взносы, спонсорские средства, финансовую помощь, как государства, так и негосударственных финансовых институтов. Результат хозяйственной деятельности (сумма полученной прибыли) является собственностью акционеров или учредителей предприятия. После уплаты налогов прибыль используется в соответствии с решениями собственников предприятия.

Основной формой хозяйствования в рыночной экономике является акционерное общество. Акционерное общество - это организационно-правовая форма объединения, созданная на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, которые объединили свои финансовые и материальные ресурсы и выпустили в обращение акции с целью получения прибыли.

Акционерное общество является юридическим лицом, имеет собственное название, устав, печать и баланс. В соответствии с уставом оно может осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству. В уставе, кроме видов деятельности, должны быть указаны виды выпускаемых акций, их номинальная стоимость, количество акций, приобретаемых учредителями, а также ответственность за несвоевременный выпуск акций.

Акция — вид ценных бумаг, свидетельствующий о внесении определенных средств в состав имущества акционерного общества и подтверждающий право собственности на долю в уставном капитале. Акция дает ее собственнику право на получение части прибыли (дивиденда) от деятельности акционерного общества и, как правило, на участие в его управлении.

Акционерное общество имеет полную хозяйственную самостоятельность в производстве и распределении продукции, в оплате труда своих работников, в установлении цен, в порядке распределения и использования чистой прибыли и т. п. Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типов. Разница между ними состоит в том, что акционерные общества закрытого типа могут создавать ограниченное количество акционеров, а количество и состав акционеров общества открытого типа не ограничены.

Уставный капитал акционерного общества открытого типа формируется путем продажи акций в форме открытой подписки, а в акционерных обществах закрытого типа уставный капитал создается только лишь за счет за счет взносов учредителей, так как открытую продажу акции не поступают. Размер уставного капитала акционерного общества открытого типа составляет не менее 1250 минимальных заработных плат, а общества с ограниченной ответственностью - не менее 625 минимальных заработных плат. За счет созданного уставного капитала в акционерных обществах создаются основные фонды и оборотные активы - материальная основа процесса производства.

Осуществляя свою деятельность, акционерное общество производит определенные затраты, получает выручку и прибыль. Прибыль рассчитывается так же, как и на предприятиях других форм собственности - в виде разницы между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и произведенными затратами. Если же затраты превышают сумму выручки (без соответствующих налогов), общество несет убытки.

Полученная прибыль используется в первую очередь на уплату установленных налогов и платежей в бюджет. Оставшаяся прибыль считается чистой и распределяется по усмотрению акционерного общества. Часть чистой прибыли может направляться на выплату дивидендов акционерам, на пополнение уставного фонда, в резервный фонд и т. д. Размеры отчислений от чистой прибыли по указанным направлениям устанавливаются общим собранием акционеров общества.

Особенности организации финансов определяются также характером производства, т.е. технологическими особенностями производства, длительностью производственного цикла, зависимостью производства от природных или климатических условий. Различная фондоемкость и материалоемкость некоторых видов производства определяет структуру расходов на производство и реализацию продукции, соотношения основных фондов и оборотных средств, а это, в свою очередь, определяет различные потребности в финансовых ресурсах. На предприятиях с длительным производственным циклом (судостроительство, самолетостроение), а также с сезонным характером производства (сельское хозяйство) возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, что обуславливает привлечение средств в форме банковского кредита.

Особенности производственного процесса в некоторых видах предпринимательских структур влияют на скорость оборота финансовых ресурсов, структуру денежных фондов, обслуживающих этот процесс, взаимоотношения предпринимательских структур с бюджетом и государственными целевыми фондами.

Несколько иной характер имеют финансы учреждений и организаций социальной сферы. Учреждения, которые финансируются из бюджета (школы, больницы, поликлиники, учреждения культуры, детские дошкольные учреждения, государственные органы власти и управления и др.), называются бюджетными. Их финансовая деятельность связана со сметным финансированием, которое заключается в обеспечении расходов за счет внешнего финансирования. Как метод организации финансовой деятельности сметное финансирование применяется в тех сферах, где трудно обеспечить самоокупаемость и прибыльность. В отдельных случаях в пределах одного предприятия или организации может применяться одновременно сметное финансирование и коммерческая деятельность. Например, в государственных ВУЗах обучение студентов осуществляется за счет бюджетных ассигнований и на платной основе.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.