Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Источники финансирования затрат предприятия

Все затраты, связанные с производством и продажей продукции, предприятия производят, как правило, значительно раньше их возмещения из дохода за проданную продукцию. В связи с этим у предприятия постоянно возникает потребность в средствах на покупку необходимых видов сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, на оплату труда работников предприятия и ряд других расходов на производство и продажу продукции.

Основными источниками финансирования затрат предприятия являются собственные средства предприятия (уставный фонд, прибыль) и заемные средства (кредиты банка, бюджетные ассигнования). Средства, авансированные для формирования запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства, готовой продукции на складе и осуществление расчетов, восстанавливаются после поступления на расчетный счет предприятия дохода от продажи продукции.

Вследствие того, что процесс производства совершается в определенной технологической последовательности, когда непрерывно происходят стадии приобретения сырья и подготовки его к производству — превращение сырья в полуфабрикаты, затем в незавершенное производство, и, наконец, в готовую продукцию, потребность в средствах на покрытие производственных расходов на каждой из этих стадий возникает у предприятия одновременно. Взамен ранее купленного сырья и израсходованного на изготовление полуфабрикатов, предприятию необходимо приобрести новую партию сырья; запас полуфабрикатов, использованный в незавершенном производстве, необходимо пополнить за счет новой партии полуфабрикатов. А запасы готовой продукции на складе предприятия в ходе ее реализации восполняются за счет незавершенного производства. В результате такой последовательности и непрерывности процесса производства средства, вложенные в эти затраты, переходят из одной стадии в другую, совершают кругооборот. После завершения кругооборота они, как правило, полностью возмещаются из дохода предприятия. Следовательно, они не расходуются безвозвратно, а лишь авансируются, постоянно находясь в обороте предприятия.



В связи с этим каждое хозрасчетное предприятие для нормального осуществления своей хозяйственной деятельности должно располагать определенной суммой таких средств. Предприятия в момент их создания наделяются такими средствами путем формирования уставного фонда, как за счет собственных источников, а также привлеченных и заемных средств.

Основой для определения нужной суммы таких средств являются объем производства, сметы затрат на производство, длительность производственного цикла, условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимых материалов.

В последующие годы деятельности предприятия необходимый прирост средств покрывается за счет его собственных ресурсов (прибыли) или кредитов банка.

Затраты на формирование и воспроизводство основных фондов, т.е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов производственного назначения также осуществляются за счет собственных средств предприятия (уставного фонда, амортизационных отчислений, прибыли) или за счет заемных и привлеченных средств (кредитов банка, долгосрочных ассигнований из бюджета, выпуска ценных бумаг).

Предприятия осуществляют также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятия. Сюда же относятся затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха детей, функционирование медицинских учреждений и т.д. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллектива, частично включаются в состав расходов, частично осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.

 

Планирование затрат предприятия на производство

И обращение продукции.

В настоящее время внимание к планированию расходов предприятия ослаблено, что обусловлено в известной степени и предоставленной предприятиям хозяйственной самостоятельностью и отсутствием обоснованных методических разработок по планированию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, работающих в нашей стране в довольно сложной экономической обстановке. В этих условиях необходимым является планирование затрат предприятия на производство и обращение продукции. Это позволяет рассчитать объем продаваемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию и т. д.

Как правило, величина затрат на проданную продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции за счет остатков непроданной продукции на начало и конец периода и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на проданную продукцию.

Внепроизводственные расходы на планируемый период рассчитывают на основе фактических данных за прошедший период с учетом мероприятий, направленных на сокращение их размера.

Применяемый в нашей практике учет затрат на производство и продажу (обращение) продукции, калькуляция себестоимости продукции нуждаются в существенном изменении и совершенствовании. Отнесение налоговых платежей и других обязательных отчислений в состав расходов на производство и обращение продукции искажает содержание этой экономической категории, искусственно завышает размер себестоимости продукции, что значительно снижает уровень фактической прибыли и рентабельности, вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах и ведет к изъятию в бюджет и внебюджетные фонды еще несозданного на предприятиях дохода, то есть к изъятию оборотных средств. Все это наносит большой финансовый ущерб предприятиям с длительным процессом производства, у которых значительные суммы оборотных средств изымаются в бюджет в виде налогов, сборов, других обязательных платежей. Порядок определения себестоимости продаваемой продукции и прибыли от продажи продукции установлен без учета необходимой в условиях инфляции индексации себестоимости продаваемой продукции на дату продажи.

Планирование затрат на предприятии необходимо осуществлять с тем, чтобы определить возможности наиболее экономного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов как в целом по предприятию, так и на единицу продукции (работ, услуг).

Планирование себестоимости осуществляется на предприятиях при разработке перспективных и текущих (годовых) планов и зависит от характера выпускаемой продукции.

На стадии выполнения предприятиями договорных поставок, заказов, планов необходимо постоянное осуществление контроля за расходами предприятия на производство и обращение. Так как от размера фактических затрат на производство и продажу продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рентабельности. Контроль за затратами следует проводить систематически на основе месячных, квартальных и годовых отчетов, используя при этом различные методы расчетов влияния на себестоимость важнейших технико-экономических факторов.

Снижение затрат на производство и обращение продукции имеет большое народнохозяйственное значение:

1. Во-первых, это один из существенных резервов интенсификации производства. Снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда позволяет выпустить значительное количество дополнительной продукции.

2. Во-вторых, снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию) ведет к увеличению прибыли предприятий и росту рентабельности, создает реальные возможности для самофинансирования и самоокупаемости.

3. В-третьих, сокращение затрат на производство единицы изделия является материальной основой для снижения цен на промышленную продукцию, которое приводит к сокращению затрат производства в других отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложения и в то же время создает условия для снижения розничных цен на товары массового потребления.

4. В-четвертых, сокращение затрат на производство и обращение продукции приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств в отраслях народного хозяйства.

Процесс управления затратами на предприятиях связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления затратами (их анализе, поиске резервов экономии и планировании) все факторы принято подразделять на две основные группы:

- зависящие от деятельности предприятия (внутренние факторы);

- не зависящие от деятельности предприятия (внешние факторы).

В системе факторов, зависящих от деятельности предприятия, можно выделить основные:

а) объем производства продукции (работ, услуг). Этот фактор оказывает наибольшее влияние на затраты предприятия, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема производства приводит к увеличению общей суммы затрат, однако уровень затратоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных затрат остается неизменной). С ростом объема производства до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих затрат предприятия растет обычно меньшими темпами, т. к. в составе переменных преобладают виды затрат, имеющие депрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема производства вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных затрат, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема производства. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста производства, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды затрат, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема производства лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня затратоемкости на предприятии;

б) ассортимент выпускаемой продукции. Различные виды продукции имеют разный уровень затратоемкости. Поэтому на предприятии целесообразно определять рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг) и, исходя из этого, оптимизировать структуру выпускаемой продукции;

в) скорость продажи готовой продукции. Чем ниже период обращения готовой продукции в днях, тем соответственно ниже на предприятии уровень расходов по хранению продукции, потерям от естественной убыли и т. д.;

г) уровень производительности труда работников. Чем выше объем производства, приходящийся на одного работника предприятия, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу выпускаемой продукции;

д) состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет предприятие на их ремонт, тем длительнее и чаще их простои;

е) обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуются предприятия в процессе осуществления производственной и хозяйственной деятельности, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.

В системе факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно выделить основные:

а) темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма затрат на приобретение материальных ресурсов, по оплате труда персонала, обслуживанию заемных финансовых средств, оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий, отчислениям на социальное страхование;

б) изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав расходов предприятия. Значительная часть налоговых платежей включается в состав расходов предприятия. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне затрат предприятия.

Исходя из вышеперечисленного, основными резервами снижения уровня расходов на предприятии являются:

- систематическое уменьшение затрат живого труда на единицу продукции на основе научно-технического прогресса;

- улучшение использования основных производственных фондов и увеличение в связи с этим выпуска продукции на каждую гривну основных фондов;

- рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии и сокращение затрат на единицу изделия без снижения качества продукции;

- сокращение потерь от брака и ликвидация непроизводительных расходов;

- сокращение расходов по сбыту продукции;

- устранение излишеств в аппарате управления производством на основе рациональной его организации;

- строгий учет и контроль за расходами на предприятии.

Таким образом, в реальной экономической жизни предприятий величина расходов предопределяет финансовый успех. Если величина расходов ниже дохода, то предприятие получает прибыль, которая является основным источником воспроизводства и расширения производственно-хозяйственной деятельности. Если же размер расходов выше дохода предприятия, то деятельность предприятия убыточна, что в условиях рыночной экономики приводит предприятие к разорению, банкротству.

 

Прибыль предприятия

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное положение, не исключающее банкротство.

В условиях рыночной экономики прибыль выступает в качестве основной цели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль является частью цены продукции, работ и услуг. Часть прибыли относится к финансовым ресурсам, а часть направляется на выполнение первичных обязательств перед бюджетом. Наряду с формированием прибыли, на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли через налоговую систему позволяет наполнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» также тесно связано с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

Прибыль является экономическим показателем, который характеризует финансовые результаты предпринимательской деятельности. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Этот финансовый результат равен разнице между выручкой от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции и т.д.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

2. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

3. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения общественных потребностей, обеспечения выполнения государством его функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Прибыль представляет собой, выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющей собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности.

 

Прибыль предприятия можно подразделить на следующие виды:

1. По источникам формирования: прибыль от реализации продукции; прибыль от реализации имущества; прибыль от внереализационных операций.

2. По составу элементов, формирующих прибыль: маржинальная; балансовая (валовая); чистая прибыль.

3. По характеру налогообложения: налогооблагаемая; не подлежащая налогообложению.

4. По характеру использования: нераспределенная; потребленная (распределенная).

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг является основным видом прибыли предприятия. Прибыль от реализации имущества представляет собой доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и нематериальных активов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации. Прибыль от внереализационных операций формируется за счет доходов от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий; доходов от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, а также доходов от ценных бумаг других предприятий в виде доходов и дивидендов; доходов по депозитным вкладам предприятий в банках; полученные штрафы, пени и неустойки. Маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов (как постоянных, так и переменных). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой прибыли уменьшенной на сумму налоговых платежей за счет нее. Капитализированная прибыль характеризует ту сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия. Потребленная прибыль характеризует ту часть прибыли, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу и на социальные программы предприятия.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте структурную характеристику финансов предприятия.

2. Какие направления использование финансов предприятия?

3. В чем сущность дохода предприятия?

4. Какие направления распределения и использования дохода предприятия?

5. В чем сущность расходов предприятия?

6. Каковыисточники финансирования затрат предприятия?

7. В чем заключается планирование затрат предприятия на производство и обращение продукции?

8. Охарактеризуйте прибыль предприятия как экономическую категорию.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.