Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сбор урожая и составление перечня

Сбор урожая — это целенаправленная попытка собрать и учесть все ценное, что проявилось в процессе мышления (индивидуального или коллективного). Трудно сделать это по памяти, поэтому перечень итогов полезно изложить на бумаге.

Отдельные позиции перечня могут пересекаться. Это не имеет значения. Помещайте ценный итог мышления под тем заголовком, который кажется вам наиболее подходящим. Если хотите, помещайте его сразу под несколькими заголовками.

Ниже я привожу полный перечень итогов творческого мышления. Совсем не обязательно использовать его в каждом случае. Часто достаточно упрощенного варианта. В тех случаях, когда цель мышления состояла в поиске свежих идей в дополнение к уже существующим, не нужно перечислять все полученные идеи. Достаточно ограничиться только теми, которые действительно отличаются новизной.

Специфические идеи

Конкретные идеи, которые можно применить на практике. Идея кажется нам новой, ценной и реальной. Это основная цель творческого усилия.

«Мимолетные» идеи

Это идеи, от которых не ждут практической ценности. Они служат лишь в качестве образца или иллюстрации того, как можно применить принцип или концепцию. Для того чтобы превратить эти идеи в реальные, над ними пришлось бы немало потрудиться. Как правило, на это не тратят времени.

Идеи-зародыши

Это начало идеи, намек, проблеск. Идея может быть смутной или плохо сформулированной, но вас не покидает ощущение, что из нее может получиться нечто полезное. В отличие от «мимолетных» идей над идеями-зародышами можно и нужно работать дальше.

Прямые концепции

Это концепции, непосредственно возникшие в процессе творческого мышления. От концепций можно перейти к уровню идей, но можно также оставить их как есть. И в том и в другом случае они должны быть зафиксированы как самостоятельный итог. Это особенно важно по отношению к концепциям ценности. Записывать концепции довольно сложно, потому что они часто рассматриваются как промежуточный шаг на пути к идее. На практике они не менее важны и имеют право на самостоятельное существование.



«Возвратные» концепции

Это концепции, полученные на основании идей. Они могут быть выделены в процессе мышления, во время последующего обсуждения или даже на стадии сбора урожая. Из каждой идеи можно извлечь одну или несколько концепций, всматриваясь в общий метод, лежащий в их основе. Всегда полезно попытаться извлечь принцип из «мимолетных» идей, чтобы затем разработать на его основании идеи более практичные.

Направления

Это наиболее общие концепции, определяющие подход к проблеме или ситуации в целом. Всегда можно выделить одно или несколько основных направлений творческого мышления. Лучше это сделать заранее, задав направление в качестве начальной установки, или позже, выделив его в ходе творческой работы. Иногда довольно трудно провести четкую грань между направлением и концепцией.

Потребности

Потребности можно определить непосредственно в процессе творческой работы. Например, по ходу размышления может возникнуть потребность в концепции, в дальнейших альтернативах или в более практических идеях. Потребности, выраженные в процессе творческой сессии, должны быть отмечены и записаны на стадии сбора урожая.

Новые цели

Работа с новыми целями должна быть активной. Это означает, что выявленные в ходе творческой сессии новые цели нужно сразу использовать: «Это новая творческая цель. Давайте с ней поработаем». Можно также отмечать новые цели на стадии сбора урожая, но в этом случае их ценность значительно снижается. Основное значение фокусирования состоит в том, что к нему можно приложить целенаправленное творческое усилие.

Изменения

В процессе работы может измениться многое: шкала ценностей, точка зрения на явление или проблему, общий подход, область внимания. Все основные изменения, произошедшие во время творческой работы, должны быть зафиксированы. Их легче выявить «задним числом». В процессе мышления они часто проходят незамеченными.

Основная мысль («изюминка»)

Основная мысль помогает обозначить характер всей творческой сессии, выявить ее индивидуальность. Необязательно включать сюда все интересные моменты; нужно лишь обозначить те из них, которые определили общее направление мышления. Например, основная мысль дискуссии о перегруженности городов транспортом может звучат так: «Противодействие эгоизму водителей».

В перечень можно включать и другие интересные моменты, возникшие в процессе творческой сессии. Сам процесс мышления также может стать предметом комментариев. Можно отметить, какие методы стимулировали рождение новых идей. Сбор урожая — это процесс синей шляпы. Мы отстраняемся от проделанной работы и смотрим на полученные результаты мышления с позиций наблюдателя.

 

Перечень толкования идей

После того как завершен процесс сбора урожая, нужно тщательно поработать непосредственно над каждой из идей, чтобы превратить их в реальные и полезные. Именно такие идеи — осуществимые, ценные и приемлемые — являются конечной целью любого творческого усилия. Время от времени их удается получить уже в процессе мышления, но гораздо чаще итог творческой сессии требует дальнейшей работы. Даже в том случае, когда идея кажется великолепной, все же ее нужно подвергнуть процессу толкования. От этого она только выиграет.

Ниже перечислены шаги толкования идей. Более полное описание процесса дано в соответствующей главе книги.

Процесс толкования идей может быть длительным и трудоемким. Возможно, его необязательно применять по отношению ко всем идеям, полученным в процессе творческой сессии. Это вопрос потребностей, обстоятельств и выбора. Тем не менее нужно отметить, что даже самые непривлекательные идеи могут существенно измениться в результате эффективного толкования.

Придание идеям формы

В качестве формообразующих факторов применяются ограничения реальной жизни, такие как стоимость, законодательство, приемлемость и т.д. Можно ли изменить идею таким образом, чтобы она отвечала всем этим требованиям? Внешние ограничения используются не как критерии для отказа от идеи, а как конструктивные инструменты обработки, такие как резец скульптора. Можно ли сделать идею более дешевой? Как добиться того, чтобы она не противоречила законодательству?

Подгонка идей

Формообразующие факторы относятся к внешним ограничениям. Подгонка больше связана с внутренними ресурсами самой организации. Ресурсы включают людей, время, мотивацию, деньги и т.д. Есть ли способ реализовать идею своими силами?

Усовершенствование идей

Это попытка усилить основное достоинство идеи. Первоначальный вариант идеи далеко не всегда полностью раскрывает ее потенциал. Даже самую лучшую идею можно усилить, а слабую превратить в сильную. Фокусом в этом случае служит основная ценность идеи.

Усиление слабых мест

Даже если у идеи нет очевидных недостатков, у нее всегда найдутся слабые места. В данном случае именно они служат фокусом для дальнейшей работы. Не исключено, что идея слишком сложна. Нельзя ли ее упростить? Возможно, она станет легче восприниматься окружением, если мы не будем навязывать ее, а представим как один из вариантов. В чем заключаются слабые места идеи? Как можно их усилить?

Передача идеи

Здесь внимание переносится с самой идеи на ее воплощение и тех, кто будет этим заниматься. Кто должен принимать окончательное решение? Кто будет исполнителем? Чьей поддержкой нужно заручиться для успеха предприятия? Мы фокусируемся на этих вопросах и исследуем, как можно повысить привлекательность идеи для исполнителей.

Сравнение

Это прямое сравнение между предлагаемой идеей и традиционным вариантом, между новым и старым способом действий. Можно также сравнивать различные альтернативные варианты. При сравнении фокус переносится на моменты различия, достоинства и затруднения.

Просчеты и недостатки

Для того чтобы найти просчеты и недостатки, нужно надеть черную шляпу. Проведя тщательный критический анализ, необходимо сделать усилие для того, чтобы устранить эти недостатки. Толкование идеи под черной шляпой преследует две цели: во-первых, оно помогает усилить идею, а во-вторых, позволяет предвидеть результаты окончательной оценки.

Последствия

Это попытка проследить будущее развитие идеи и ее последствия. Что случится на различных этапах жизни идеи? Мы можем это только предполагать с большей или меньшей степенью вероятности. Шкала времени зависит от сущности идеи. Вероятный прогноз может сильно повлиять на наше представление об идее и внести в нее значительные изменения. Как быть, если постройка новой дороги лишь обострит в будущем транспортную проблему?

Способность к проверке

Можно ли испытать или проверить идею? Можно ли разработать для этого какой-либо способ? Можно ли изменить идею таким образом, чтобы повысить ее способность к проверке? Идея, которую можно «попробовать на зуб», более привлекательна. Успешное испытание идеи повышает энтузиазм, уверенность ее сторонников. Если оно невозможно, нужно хотя бы собрать достаточное количество информации в поддержку идеи.

Предварительная оценка

Как отнесутся к идее те, кто будет выносить окончательную оценку? Можно ли повысить привлекательность идеи в глазах «судей»? В каком виде нужно ее представить? Здесь могут пригодиться знания о процессе оценки вообще и о тех людях, которые будут оценивать идею.

Толкование завершает конструктивный процесс создания творческой идеи. Затем следует этап окончательной оценки, на котором предложенную творческую идею будут рассматривать так же пристально, как и любую другую. Вот почему процесс толкования так важен. Если отнестись к нему с пренебрежением, хорошая идея может проиграть, и творческое усилие будет потрачено впустую. Многие идеи кажутся нам великолепными благодаря новизне. В этом случае толкование позволяет выявить их реальную ценность. Новизна может вызвать чувство эйфории у авторов идеи, но те, кто будет принимать окончательное решение, станут учитывать только ценность идеи, ее осуществимость, ресурсы и соответствие.

 

Об авторе

Доктор Эдвард де Боно широко известен во всем мире как один из ведущих авторитетов в области непосредственного обучения творческому мышлению. За двадцать пять лет, посвященных изучению этого феномена, ему довелось работать в сорока пяти странах.

В интервью Washington Post Питер Уиберрос, организатор Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе, рассказал, как латеральное мышление помогло ему превратить Олимпийские игры из события обременительного в желанный приз, ради которого города соревнуются друг с другом. Джон Бертран, капитан яхты, завоевавшей Кубок Америки в 1983 году, сообщил доктору де Боно, что он и его команда применили латеральное мышление ко всем аспектам спортивной борьбы. Рон Барбаро, президент фирмы Prudential Insurance, создавший новую систему страхования жизни, приписывает свое изобретение использованию латерального мышления. Новая система, получившая название «польза при жизни», считается самым значительным изобретением в области страхования жизни за последние сто двадцать лет. Эдвард де Боно — создатель концепции «латерального мышления». Этот термин занял официальное место в английском языке и внесен в «Оксфордский словарь английского языка». Кроме того, доктор де Боно является автором слова «ПРО», означающего сигнал о выдвижении провокационной идеи.

Метод латерального мышления — это систематизированный подход к творческому мышлению с помощью формальных методов. Их действие основано непосредственно на свойствах человеческого мозга. В 1969 году в книге «Механизм разума» (The Mechanism of Mind) доктор де Боно впервые высказал предположение о том, что нейронные сети головного мозга относятся к самоорганизующимся системам. Сегодня эти идеи занимают центральное место в теориях мышления. Три нобелевских лауреата в области физики написали три предисловия к одной из его последних книг «Я прав — ты не прав».

Доктор де Боно получил образование в Оксфорде, где был стипендиатом Родса. Он преподавал в Оксфорде, Кембридже, Лондоне и Гарварде. Де Боно написал сорок книг, переведенных на двадцать пять языков, включая японский, корейский, русский, китайский, арабский, иврит, бахаса, урду и все основные европейские языки. Он снял два многосерийных телевизионных фильма, демонстрировавшихся по всему миру.

Доктор де Боно — автор обучающей программы CoRT (программа непосредственного обучения мышлению), введенной в школах многих стран в качестве обязательного предмета. Эта программа завоевывает все большее признание и в США.

В список клиентов доктора де Боно входят пять крупнейших корпораций мира. В нем можно найти названия таких хорошо известных фирм, как Citicorp, NTT (Япония), Ericsson (Швеция), Ciba-Geigy (Швейцария), BHP (Австралия), Total (Франция), Heineken (Нидерланды), Montedison (Италия), Kuwait Oil Company (Кувейт), Petronas (Малайзия) и Vitro fama (Мексика). Эдвард де Боно — основатель Международного творческого форума, объединяющего усилия лидирующих корпораций мира, которые серьезно заинтересованы проблемами творческого мышления. К моменту написания этой книги в число членов форума входили IBM, DuPont, Prudential, Merck, British Airways, Guinness и BAA.

Сущность работ доктора де Боно заключается в создании методов и приемов мышления, которые были бы одновременно простыми, практичными и эффективными. В качестве примера можно привести метод «шести мыслительных шляп», который в настоящее время широко применяется крупнейшими корпорациями благодаря его простоте и способности эффективно изменять стиль мышления.

В этой книге доктор де Боно обобщает свой двадцатипятилетний опыт непосредственного обучения творческому мышлению. В книгу включены также материалы, никогда ранее не публиковавшиеся в печати.

 

[1] Латеральное мышление (lateral thinking) — метод нестандартного подхода и решения задач.

[2] Уроки мышления CoRT (для школы) опубликованы в книге Эдварда де Боно «Учите вашего ребенка мыслить» (Минск: Попурри, 1998).

[3] Этот способ упоминается в книге «Я прав — ты не прав» (I Am Right You Are Wrong).

[4] В оригинале — po (Provokative Operation). Слог po извлечен из таких слов, как hy(po)thesis (гипотеза), sup(po)se (предполагать), (po)ssible (возможно) и (po)etry (поэзия). Все они отличаются тем, что утверждение направлено к будущему. Мы делаем утверждение и затем смотрим, куда оно нас приведет (в противоположность прозе или определению, где мы стремимся показать нечто как уже существующее). Слог po, таким образом, формализован до значения слова, символизирующего провокационную идею. На древнем языке полинезийцев и языке маори «поу» означает первозданный бесформенный хаос, из которого возникло все сущее. Это значение также вполне соответствует характеру формального слова po.

[5] Stratals («срез») — новое слово, образованное из слова strata — пласт, формация или layers — слои. Впервые оно было применено в книге «Я прав — ты не прав».

[6] Торговая марка «Мак-Квейдж групп» (Торонто). Аббревиатура расшифровывается как Fixed Assigned Tasks / Creative Action Teams (фиксированные назначенные задачи / команды творческого действия).

[7] В английском языке слово suspension (подвешивание) имеет также значение «временное отстранение от должности». — Прим. пер.

 

Переводчик Д. Онацкая

Редактор О. Пономарев

Руководитель проекта О. Равданис

Корректоры Е. Аксёнова, Е. Чудинова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки С. Хозин

© De Bono Global

First published in US in 1993 by HarperCollins

This edition first published by Vermilion, an imprint of Ebury Publishing.

A Random House Group Company

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2015

© Электронное издание. ООО «Альпина Диджитал», 2015

 

Боно де Э.

Гениально! Инструменты решения креативных задач / Эдвард де Боно; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2015.

 

ISBN 978-5-9614-3909-0

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.