Обратная связь
|
В. №1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В Р Ф Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании РФ. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования направлены:
-на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
-совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
-улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании»(1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.
В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в Р.Ф закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др.
Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и мира.
В настоящее время отрабатывается система непрерывного образования, которая должна обеспечить взаимодействие всех факторов образования человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит народному образованию, которое закладывает основы разностороннего развития личности, обеспечивает базу для продолжения образования и самообразования. В системе непрерывного образования самообразование занимает особое место, поэтому важно развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с источниками и т.д.
Характеристика образовательной системы в России.
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют гос-е, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет системы дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
-дошкольные; -общеобразовательные; -учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); -учреждения дополнительного образования; -другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад -начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций . Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские муз. и художест. школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).
Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.
Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно ему д/у призваны решать комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физ. развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей.
В настоящее время д/у используют ряд перспективных отечественных программ и технологий: «Развитие», научный руководитель доктор психологических наук О. М. Дьяченко; «Радуга», научный руководитель кандидат психологических наук Т. Н. Доронова; «Диалектика», научный руководитель доктор психологических наук Н. Е. Веракса; «Золотой ключик», научный руководитель доктор психологических наук Г. Г. Кравцов; «Малыш», «Гармония», «Синтез»; технологии «Детский сад — дом радости», руководитель Н. М. Крылова, «Становление и самообразование», автор Е. Е. Шулешко; авторские программы по обучению грамоте 4 — 5-летних детей, по обучению чтению с 2-х лет. Эти программы и технологии ориентированы на базисную программу развития детей, которая как образовательный стандарт дошкольного уровня образования, разрабатывается Центром Дошкольное детство им. А. В. Запорожца.
Лекция 2. Становление и развитие дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов-классиков (Коменский, Руссо, Песталоции, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева)
Я.А. Коменский. История науки - это история людей и история идей. Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я.А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие ее дальнейшее развитие. Что же это были за идеи?
Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.
Я.А.Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Он считал, что знания должны приносить практическую пользу в жизни.
В трудах Я.А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.
Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализирован практику подготовки детей к жизни, Я.А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654)Я.А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении.
С научных трудов Я.А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.[4;с.35]
Ж.-Ж.Руссо.В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо "стоит в ряду великих педагогов.
Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.
В основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы - творца всего сущего.
Ж.-Ж.Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.
У Ж.-Ж.Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо - естественное воспитание.
Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком - таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.
Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость в искусственных наказаниях. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник.
Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи так называемого отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения в педагогическом процессе. Так, например, рекомендовалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их главных целей на поздние периоды детства, а также на отрочество и юность.
Особое место Руссо отводил физическому воспитанию. Ученый видел в нем средство для установления гармонии между человеком, природой и социальным окружением, для преодоления пагубных наклонностей, для формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, для развития всего организма. Говоря о физическом воспитании, Руссо отказывается от идеи отрицательного воспитания, советуя с раннего возраста осуществлять интенсивную физическую закалку ребенка, подвергая его определенному риску.
В "Эмиле" сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.
Первый период - от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. В противовес традициям аристократического воспитания Руссо настаивал на том, чтобы грудного ребенка кормила не наемная кормилица, а сама мать. Подробные рекомендации по уходу за детьми имели целью закаливание младенца. Руссо предостерегает от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что они могут привести к дефектам в произношении. Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми им идеями и конкретными представлениями.
Второй период - от появления речи до 12 лет. Главные задачи воспитания в это время — создание условий для приобретения ребенком возможно более широкого круга жизненных представлений, помощь в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал комплекс упражнений для развития зрения, слуха, осязания. Считая, что до 12 лет ребенок не выходит из "сна разума", т.е. не созревает для того, чтобы приобретать сколько-нибудь систематическое образование, Руссо рекомендовал обучать без использования книг. Ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных знаний. Нравственное воспитание в эти годы предписывалось осуществлять преимущественно на примерах, избегая морализаторских бесед. Главную задачу нравственного воспитания ребенка до 12 лет Руссо видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскую ложь. Он говорил, что вредно учить грамоте и нравственным правилам, пока они не стали потребностью человека. Преждевременные попытки к нравственному наставлению вынуждают ребенка механически подражать старшим, лицемерить.
Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, когда дети полны сил и энергии, подготовлены к некоему систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям, в первую очередь природоведению и математике. Учение должно строиться на основе личного опыта и самодеятельности. Руссо отвергал чтение детьми книг в этом возрасте. Единственное исключение составлял "Робинзон Крузо" английского писателя Д. Дефо. Подобное предпочтение объясняется тем, что герой романа являл для Руссо идеал человека, создавшего свое благополучие собственным трудом. А это было созвучно убеждениям философа.
Наконец, в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с установлениями и нравами окружающего общества.
Образование Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе. Окончив школу, Песталоцци поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления — коллегиум,- где учился на филологическом и философском отделениях. Среди лучших профессоров и студентов коллегиума, в условиях швейцарской действительности и под влиянием французских просветителей, получили развитие передовые, демократические идеи.
Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу.
Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.
Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям»— вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обусловливается и «естественной религией». К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Воздействие воспитателя на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитием по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.
Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци — это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которые требуется от него как члена общества.
Песталоцци строил весь процесс обучения путем - постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным: в обучении может иметь место переход как от части к целому, так и от целого к части.
Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Нельзя лишать ребенка того, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему и то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по учению Песталоцци, большим пороком.
Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе. [5; с.67, 69-70].
Ф.В. Фребель. (1782-1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, последователь Песталоцци.
На формирование педагогических взглядов Фребеля оказали влияние идеи немецкой классической философии и национально-освободительного движения в Германии начала XIX в. Фребель опирался на свою личную практику воспитательно-образовательной работы.[11; с.611].
Центром педагогической системы Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра — мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.[1; с.235-236].
Фребель создал оригинальную систему дошкольного воспитания, получившую широкое распространение во второй половине XIX в. во многих государствах Европы и США. В 1837 году он открыл первое дошкольное учреждение, получившее в 1840 году поэтическое название «Kindergarten» (детский сад). Для пропаганды своих идей Фребель издавал «Sonntagsblatt» и составил несколько пособий. Педагогическая система Фребеля имеет ряд отрицательных черт: слишком большая регламентация деятельности ребёнка, ведущая воспитанию педантизма и подавлению детской самостоятельности, но были в ней и многие прогрессивные для своего времени элементы (выяснение роли игры в дошкольном воспитании, идея развития, разработка вопросов художественного воспитания детей), сыгравшее положительную роль в дальнейшем развитии теории и практики дошкольного воспитания.[11; с.611-612].
М. Монтессори.(1870-1952) известный итальянский педагог и врач. Первоначально занималась вопросами воспитания умственно отсталых детей, разработала методы развития у них органов чувств. Позднее применила эти методы с соответствующими модификациями к нормальным детям. Первоначальному воспитанию и обучению нормальных детей посвятила затем всю свою деятельность. Для этого организовала в 1907 году «Casa dei Bambini» («Дом ребенка») — дошкольное учреждение в работе которого активное участие принимали родители. Основное внимание здесь уделялось развитию органов чувств. Найденные приемы воспитания были затем усовершенствованы на основе антропологии и педагогической экспериментальной психологии. Монтессори исходила из того, что ребенок как активное существо по природе своей способен к самостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспитателя заключается лишь в том, чтобы поставлять ребенку «пищу», которая ему необходима для саморазвития, т. е. создавать такую окружающую ребенка среду, которая стимулировала бы процесс самовоспитания. Взрослые же тормозят этот естественный процесс, воспитывая ребенка, т.е. навязывая ему свои вкусы, привычки и т. д. Задача воспитания поэтому должна заключаться в первую очередь во всемерном развитии инициативы и самостоятельности ребенка. Пути к этому могут быть найдены лишь в педагогическом эксперименте и наблюдениях за «чувственным» периодом раннего детства, когда психика ребенка якобы еще меньше всего модифицирована вмешательством взрослых.
В целом взгляды Монтессори — разновидность идеи свободного воспитания. Они оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и практики, способствовали борьбе против гербартианства, против муштры и догматизма в практике обучения. Монтессори имела последователей во многих странах мира, в том числе и в России.[10; с.705-706].
К.Д. Ушинский. (1824-1870) является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Воспитание по мнению Ушинского, должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы — народностью. Любовь к родине, писал Ушинский наиболее сильное чувство человека.
Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.
К.Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный процесс. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде.
Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей.
Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык; «Детский мир» — для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики.
Своей деятельностью К.Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег внес много нового относительно развития активности и деятельности детей.[5; 235-237].
А.С. Симонович. (1840— 1933) – видный деятель по дошкольному воспитанию в России.
Под редакцией Симонович в 1866 году начал издаваться в России первый специальный журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад», предназначенный для родителей, наставников и воспитателей. Материалы журнала знакомили педагогов и родителей с системой Ф. Фребеля, с опытом воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду. Спустя четыре года журнал «Детский сад» превратился в общепедагогический орган, отводивший вопросам дошкольного воспитания сравнительно мало места. В 1867 году он был реорганизован в журнал «Воспитание и обучение», который освещал и распространял идеи дошкольного воспитания, методику работы детского сада.[8; с.169].
Е.Н. Водовозова.(1844-1923) – русский педагог, ученица и последовательница Ушинского, писательница, автор известного труда по дошкольному воспитанию «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», который был издан в 1871 году, а также популярных книг для детей и юношества: «Жизнь европейских народов», в трёх томах (1875-1889), «Из русской жизни и природы» (1871).[10; с.175].
Педагогические взгляды Водовозовой оказали влияние на развитие воспитания детей дошкольного возраста. Основная идея – воспитать человека – будущего общественного деятеля и гражданина своей родины. Для этого нужно создавать необходимую среду гуманного отношения к детям. Необходимо воспитание начинать с колыбели, а в основе семейного и общественного воспитания должна лежать идея народности. В процессе обучения и воспитания ребёнок должен получать всестороннее развитие. Большое значение Водовозова придавала физическому воспитанию ребёнка, развитию моторики, играм. Естественные движения должны являться средством физвоспитания детей. Водовозова являлась противницей телесного наказания. Она считала, что трудовое воспитание это есть одна из сторон нравственного воспитания.[3; с.61-62].
Большой педагогический интерес, связанный с именем Ушинского, имеют воспоминания Водовозовой «На заре жизни», изданные в 1911 году.[10; с.175].
П.Ф. Лесгафт родился в Петербурге в семье ювелира в 1837 г. В 1861 г. окончил Медико-хирургическую академию и в 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через 3 года защитил вторую диссертацию — на степень доктора хирургии. И.П. Павлов назвал Лесгафта выдающимся ученым и страстным учителем. Как медик, П. Ф. Лесгафт — основоположник функционального направления в анатомии, создатель учебных пособий по анатомии и биомеханике физических упражнений. Он заложил основы гигиены физических упражнений и лечебной гимнастики, был одним из лучших врачей, признанным специалистом по лечению заболеваний костно-мышечной системы. Он создал оригинальную систему физического воспитания, был организатором первого в России высшего учебного заведения по физическому воспитанию.
Первостепенную роль в формировании личности Лесгафт отводил воспитанию и самовоспитанию В ряде его сочинений проводится мысль, что только благодаря разумному воспитанию ребенок становится полноценной личностью «Испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста — результат системы воспитания, за которую расплачивается все таки один воспитанник Не прирожденная тупость ребенка, а педагогические ошибки взрослых подготовляют ребенку горькую будущность.
Личность не безразлична к внешним организованным и неорганизованным влияниям Она избирательно к ним относится по мере развития и становления личности усиливается не только ее активность, но и избирательность, педагогическое мастерство, опыт и знания старших должны прийти на помощь формирующейся личности ребенка. Следовательно, взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они были деятельны как в физическом, так и в умственном и нравственном отношении.
Воспитание деятельной личности требует, чтобы деятельность ребенка была разнообразной, так как всякое однообразие быстро утомляет его, угнетает и убивает в нем самостоятельность Чем меньше ребенок, тем он подвижнее, тем чаще он должен переходить от одного занятия к другому, от одного вида деятельности к другому. Ни в коем случае нельзя освободить ребенка от посильного труда, от преодоления трудностей в работе, его деятельность должна постепенно усложняться. Только при этом условии можно оживать развития и укрепления его физических и духовных сил.
С проблемой воспитания активности и самостоятельности неразрывно связана проблема самовоспитания. С ранних лет следует приучать ребенка к тому, чтобы он мог потребовать от себя отчета за прожитый день, за совершенный поступок. Вот почему «необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека».
Влияние организованных и неорганизованных, положительных и отрицательных факторов, воздействующих на ребенка в дошкольные годы, настолько сильно, что к 7—8 годам уже складывается, по мнению Лесгафта, определенный тип школьника: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забито-мягкий, забито-злостный, угнетенный, идеально-моральный. Предложенная типология не бесспорна, однако сама идея типологии учащихся заслуживает внимания психологов и педагогов.
Цель воспитания Лесгафт видел в гармоническом, всестороннем развитии личности, в подготовке ее к постоянному самоусовершенствованию. Об этом он писал в статьях «Антропология и педагогика» (1899), «О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях» (1909). В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» цель воспитания раскрыта наиболее полно, а именно «содействовать развитию разумного человека». Под «разумным человеком» Лесгафт понимал человека критически мыслящего, высоконравственного, физически здорового, трудолюбивого, стремящегося к всестороннему совершенству.
В системе физического развития, образования и воспитания основная роль принадлежит физическим упражнениям. Ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление различных естественных препятствий, прогулки в природу, катание на коньках и на лыжах, плавание — все это с учетом возраста, времени года, конкретных условий должно быть использовано как в семье, так и в детском саду.
Впервые в истории физического воспитания П. Ф. Лесгафт систематизировал физические упражнения на основе педагогических задач: простые упражнения; сложные упражнения с увеличивающимся напряжением; изучение пространственных отношений и распределение упражнений во времени; систематические упражнения в виде сложных действий; эпизодические необязательные занятия ручным трудом.
В работах П. Ф. Лесгафта раскрывается такая система физического образования и воспитания, в которой четко намечены ее главные звенья, а именно: период семейного воспитания детей грудного, предшкольного, дошкольного возрастов; школьный период воспитания (младшего, среднего и старшего школьного возрастов); период физического воспитания взрослых, в котором особенно выделялась подготовка к службе в армии; врачебная (корригирующая) гимнастика.
С точки зрения возрастной периодизации Лесгафт делит физическое образование в школе на три периода: 1) элементарный (для детей 7—12 лет), 2) средний (для детей 12—15 лет), 3) старший (для детей 15—18 лет) Для учащихся каждой возрастной группы разработано определенное содержание физического образования. Современная методика физического воспитания учащихся рекомендует более дифференцированные и насыщенные учебные задачи, составленные для каждого класса с учетом анатомо-физиологического развития мальчиков и девочек. Однако идеи и принципы системы физического воспитания, разработанные Лесгафтом, не потеряли своего значения и в наши дни.
|
|