Тема 1. Введение в современную экологию Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
Факультет экономики, управления и права
Кафедра философии и социологии
«Утверждаю»
Председатель УМС, проректор
по академическим вопросам
д.э.н.проф. Сагинтаева С.С.
__________________________
Учебно-методический комплекс дисциплины
(УМКД)
По дисциплине: Экология и устойчивое развитие
(наименование дисциплины)
Специальность: 5В090500 – «Социальная работа», 5В050600 - «Экономика», 5В050700 - «Менеджмент», 5В050800 - «Учет и аудит», 5В050900 - «Финансы», 5В051000 - «Государственное и местное управление», 5В051100 - «Маркетинг», 5В070300 - «Информационные системы», 5В090200 - «Туризм», 5В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечении», 5В090400 - «Социально-культурный сервис», 5В030400 - «Таможенное дело», 5В090800- «Оценка».
Код дисциплины EUR - 1106
Форма обучения – очная
А С Т А Н А – 2012
Учебно-методический комплекс (УМКД) по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» составлен на основании Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», ГОСО РК 5.04.091 – 2011 г., утвержденные приказом Министерства образования и науки РК для специальностей 5В090500 – «Социальная работа», 5В050600 - «Экономика», 5В050700 - «Менеджмент», 5В050800 - «Учет и аудит», 5В050900 - «Финансы», 5В051000 - «Государственное и местное управление», 5В051100 - «Маркетинг», 5В070300 - «Информационные системы», 5В090200 - «Туризм», 5В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечении», 5В090400 - «Социально-культурный сервис», 5В030400 - «Таможенное дело», 5В090800- «Оценка». типовой программы по курсу «Экология и устойчивое развитие» и учебного плана по данной дисциплине.
Учебно-методический комплекс (УМКД) рассмотрен и обсужден на заседании кафедры «____________________________________»
Протокол № ____ от «_____» _____________ 20___ года.
Заведующий кафедрой____________ д.ф.н. Бурбаев Т.К.
Учебно-методический комплекс (УМКД) одобрен Учебно-методическим советом Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.
Протокол № ____ от _______________ 20__ года
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
Рабочая учебная программа дисциплины
Наименование дисциплины:
Экология и устойчивое развитие
(наименование дисциплины)
Код дисциплины EUR - 1106
Специальности: 5В090500 – «Социальная работа», 5В050600 - «Экономика», 5В050700 - «Менеджмент», 5В050800 - «Учет и аудит», 5В050900 - «Финансы», 5В051000 - «Государственное и местное управление», 5В051100 - «Маркетинг», 5В070300 - «Информационные системы», 5В090200 - «Туризм», 5В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечении», 5В090400 - «Социально-культурный сервис», 5В030400 - «Таможенное дело», 5В090800- «Оценка».
Форма обучения – очная
| Очное обучение
|
| Всего кредита/часов
|
| Курс
|
| Семестр
|
| Лекции (часов)
|
| Практические (семинарские) занятия (часов)
|
| Лабораторное занятия
(часов)
|
| Количество рубежных контролей
|
| СРСП (часов)
|
| СРС (часов)
|
| Экзамен (семестр)
|
|
АСТАНА - 2012
Рабочая учебная программа (РУП) составлена профессором, кандидатом сельскохозяйственных наук Байжумановым Ануаром, профессором кафедры «Философии и социологии», на основании Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», ГОСО РК 3.08.371-2008 г., утвержденные приказом Министерства образования и науки РК для специальностей 5В090500 – «Социальная работа», 5В050600 - «Экономика», 5В050700 - «Менеджмент», 5В050800 - «Учет и аудит», 5В050900 - «Финансы», 5В051000 - «Государственное и местное управление», 5В051100 - «Маркетинг», 5В070300 - «Информационные системы», 5В090200 - «Туризм», 5В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечении», 5В090400 - «Социально-культурный сервис», 5В030400 - «Таможенное дело», 5В090800- «Оценка». типовой программы по курсу «Экология и устойчивое развитие» и учебного плана по данной дисциплине.
Рабочая программа рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры «____________________________________»
Протокол № ____ от «_____» _____________ 20___ года.
Заведующий кафедрой____________________ д.ф.н. Бурбаев Т.К.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.
Протокол № ____ от _______________ 20__ года
Председатель Учебно-методического совета Казахского университета экономики, финансов и международной торговли_________________д.э.наук, проф. Сагинтаева С.С.
Сведения о преподавателе:
Байжуманов Ануар- кандидат сельскохозяйственных наук, профессор по зоотехнии ,в университете работает с марта 2007 года, ранее работал в различных высших учебных заведениях Республики Казахстан (КазНац АгроУниверситет, КазНУим.Аль-Фараби, Центрально-Азиатский универ-ситет), имеет свыше 80 опубликованных научных трудов, в т.ч. 1 учебник, 3 учебных пособия и 3 монографии.
Офис: кафедра «Философии и социологии», кабинет 214.
Полный адрес: г. Астана, ул. Жубанова, 7
Телефон: 373905
Факс: 373905
E-mail: www. kazeu-astana@mail.kz
Введение
Определяющей особенностью рубежа ХХ и ХХІ веков явилось возникновение новой жизненно важной потребности – экологической безопасности как индивидуальной личности человека, так и общества в целом. Она связана главным противоречием, возникшим на пороге третьего тысячелетия, между потребностями общества в жизнеобеспечении и самосохранении и возможностями природы удовлетворять указанные (причем все возрастающие) потребности.
Устойчивое экологически безопасное развитие экономики невозможно без экологически ориентированного сознания людей и формирования у преобладающей части общества экологического мировоззрения и соответствующего стереотипа поведения.
Ответственность за решение проблемы гармонических взаимоотношений общества и природы, прежде всего, несут специалисты с высшим образованием.
В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров по всем специальностям, владеющих знаниями в области общей экологии и охраны окружающей среды и умеющих пользоваться ими в своей будущей профессиональной работе.
Цель преподавания дисциплины:
--сформировать целостное представление об основных закономерностях усойчивого развития природы и общества.
Задачи преподавания дисциплины:
-изучитьосновные закономерности функционирование живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости;
- сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования;
- сформировать современные представления о концепциях, стратегиях ипрактических задачах усойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан;
- сформировать у студентов творческий подход к обсуждению наиболее острыхи сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
- воспитание чувств ответственности за природную среду;
Компетенции:
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- основные закономерности , определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания ;
- распространение и динамику численности организмов , структуру сообществ и их динамику;
- закономерности потока энергии через живые системы и круговорот веществ, функцирования экологических систем и биосферы в целом;
- социально-экологические последствия антропогенной деятельности;
- основные принципы охраны природы и рационального природопользования.
- концепцию, стртегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Уметь:
-выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
- использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей средой в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.
Пререквизиты курса:биология, химия, физика.
Постреквизиты курса:Все дисциплины экономического цикла , в процессе изучения которых студентами широко будут использованы экологические законы, что будет способствовать формированию у будущих специалистов экологического сознания.
2.Содержание дисциплины
2.1. Тематическийй план распределения часов по видам занятий
Не-
де-
ля
| №
пп
|
Название темы
| Лек ции
| Семинар
| СРСП
| СРС
| Очное
|
| 1-2
| Экология особи -- аутоэкология
|
|
|
|
|
|
| Экология популяции-- демэкология
|
|
|
|
|
|
| Экология сообществ-синэкология
|
|
|
|
| 5-
|
| Учение о биосфере и ноосфере
|
|
|
|
|
|
| Человек и природа: системный подход
|
|
|
|
|
|
| Природные ресурсы и рациональ-
ное природоиспользование
|
|
|
|
|
|
| Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосферы
|
|
|
|
| Рубежный контроль 1
|
|
| Социально-экологические проблемы современности
|
|
|
|
|
|
| Концепция устойчивого развития
|
|
|
|
|
|
| Взаимодействие экологии и экономики
|
|
|
|
|
|
| Эколого- экономические системы
|
|
|
|
|
|
| Экологизация экономики
|
|
|
|
|
|
| Охрана природы и устойчивое развитие
|
|
|
|
|
|
| Концепция устойчивого развития Республики Казастан
|
|
|
|
| Рубежный контроль 2
Экзамен
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
План лекционных занятий
Тема 1. Введение в современную экологию
Определение экологии как науки. Цель, задача,методы изучения экологии.Краткая история формированияи разития экологических знаний. Место и роль экологии в решении современных экономических и политических проблем. Основные направления экологических исследований за рубежом и в Казахстане.Определение понятия «Устойчивое развитие» и роль экологии вреализации концепции Устойчивого развития.
|