Тема6: « Природа и человек: системный подход» 1. Понятие и свойства систем.
2. Основные виды систем и их иерархия.
3. Оновные свойства и уровни организации биологических систем
4. Объясните различие механизмов действия отрицательной и положительной обратных связей в замкнутых контурах причинных зависимостей.
5. Приведите аргументы, позволяющие рассматривать живую природу и человеческое общество в рамках единой динамической системы.
Тема7: «Природные ресурсы и рациональное природоиспользование»
1. Ресурсы и макроэкологическая интерпретация.
2. Классификация ресурсов.
3. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами.
4. Рациональное природоиспользование
5. Разработка малоотходных технологий.
Тема8: « Глобальные экологические проблемы современности»
1.Глобальные экологические проблемы современности:
- климатические изменения;
- разрушение озонового слоя;
- кислотные дожди;
- опустынивание;
-сокращение биоразнообразия.
-ресурсный кризис
Тема 9. Социально-- экологические проблемы современности
1. Особенности эволюции человека.
2. Экологические ниши человека. Экологические кризисы и революции.
3. Составные части окружающей среды.
4. Издержки цивилизациии и уязвимость человеческой популяции.
5. Качество людей и его критерии.
6. Человеческие потребности, их структура.
7. .Рост населения и изменение его качества
Тема10. Концепция устойчивого развития
1.Истори возникновения понятия «устойчивое развитие»:Римский клуб,работы Медоуза и Форрестера(Пределы роста,1972).
2.Деларация Первой конференции ООН по окружающей среде(1972).
3 Всемирные саммиты в Риодо- Жанейро(1992) и Йоханнесбурге(2002) Хартия устойчивого развития Европейских городов(Дания,1994).
4.Факторы Устойчивого развития.
5.Стратегии и принципы устойчивого развития.
6. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития.
7.Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития .
Тема11 . Взаимодействие экологии и экономики
1.Эколого- экономические связи.
2..Экологическая обусловенность экологии.
3.Осноная формула природопользования.
4.Причины нечувствительности экономики к ситуации экологического кризиса.
5 Небходимость перехода от традиционной экономики к экономике устойчивого развития.
Тема12 .Эколого- экономические системы(ЭЭС) и устойчивое развитие
1.Понятие эколого- экономической системы;
2.Модели эколого- экономической системы;
3.Классификация эколого- экономических систем;
4, Экологическое нормирование.
5.Схемы материальных потоков в эколого- экономической системе.
6.Взаимосвязь между экологическими и экономическими системами.
Тема13. Экологизация экономики и устойчивое развитие
1.Понятие экологизации экономики;
2.Экологические требования, предъявляемые экономике;
3.Возможности уменьшения природоемкости техносферы;
4.Необходимость структурных изменений в экономике.
5.Направления структурных изменений в экономике.
6.Необходимость изменений в структур потребностей людей
Тема 14. Охрана природы и устойчивое развитие
1.Понятия об охране окружающей среды и об охране природы;
2.Принципы и методы охраны природы;
3.Законодательные основы охраны природы в РК.
3.Особо охраняемые территории и их роль для сохранения природы;
4.Красная книга и ее роль для сохранения биоразнообразия;.
5.Роль экологического образования и сознания в обеспечении устойчивого развития.
6.Принципы организации мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды.
7.Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.
Тема15. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития РК
1.Актуальные экологические проблемы и их связь с устойчивым развитием РК.
2.Причины и следствия актуальных экологических проблем РК.
3.Актуальность и предпосылки перехода РК к устойчивому развитию.
4..Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 годы.
5.Законодательные основы реализации принципов перехода к устойчивому развитию РК развитию
6.Экономические механизмы обеспечения устойчивого развития РК.
7.Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития
Список рекомендованной литературы.
7.1. Основная литература
1 Акимов Т.А., Хаскин В.В., Экология, М.: «ЮНИТИ», 2006
2. .Шилов И. А. Экология. М. Высшая школа, 2001..
3.Упушев Е. М. Экология, природопользование, экономика. Алматы,2002
4Экология. Ростов-на Дону «Март», 2002
5.Экологический кодекс РК. Астана. Акорда. 2007.
6.Бигалив А. Б. Халилов М. Ф. Шарипова М. А.Основы общей экологии.Алматы, «Қазақ университеті»,2007.
7.2. Дополнительная литература
1.Земельный кодекс РК. 2005.
2 Водный кодекс РК. 2005.
3 Лесной кодекс РК. 2005.
4. Тонкопий М.С. - Экология и экономика природопользования. Алматы; «Экономик’С», 2003
5. Тонкопий М.С. - Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстане. ПРООН, 2004
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
Кафедра «Философии и социологии»
Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)
для студента
Код дисциплины EUR - 1106
По дисциплине: Экология и устойчивое развитие
Специальности: 5В090500 – «Социальная работа», 5В050600 - «Экономика», 5В050700 - «Менеджмент», 5В050800 - «Учет и аудит», 5В050900 - «Финансы», 5В051000 - «Государственное и местное управление», 5В051100 - «Маркетинг», 5В070300 - «Информационные системы», 5В090200 - «Туризм», 5В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечении», 5В090400 - «Социально-культурный сервис», 5В030400 - «Таможенное дело», 5В090800- «Оценка».
Форма обучения – очная/вечерняя/заочная
| Очное обучение
|
| Всего кредита/часов
|
| Курс
|
| Семестр
|
| Лекции (часов)
|
| Практические (семинарские) занятия (часов)
|
| Лабораторное занятия
(часов)
|
| Количество рубежных контролей
|
| СРСП (часов)
|
| СРС (часов)
|
| Экзамен (семестр)
|
|
Астана, 2012
Программа обучения (Syllabus) составлена профессором, кандидатом сельскохозяйственных наук Байжумановым Ануаром, профессором кафедры «Философии и социологии», на основании Требований к содержанию образования и уровня подготовки бакалавров по всем экономическим специальностям и типовой программы, установленных ГОСО РК 3.08.371-2008г.и типовой учебной программы по дисциплине «Экология устойчивое развитие».
Программа обучения (Syllabus) рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры «Философия и социология»
Протокол № ____ от « » _____________ 2012 года
Заведующий кафедрой____________________ д.ф.н. Бурбаев Т.К.
подпись
Программа обучения (Syllabus) одобрена Учебно-методическим советом Казахского университета экономики, финансов и международной торговли
Протокол № ____ от ____ сентября 2012 года
Председатель Учебно-методического совета Казахского университета экономики, финансов и международной торговли_________________д.э.наук, проф. Сагинтаева С.С.
Сведения о преподавателе:
Байжуманов Ануар- кандидат сельскохозяйственных наук, профессор по зоотехнии ,в университете работает с марта 2007 года, ранее работал в различных высших учебных заведениях Республики Казахстан (КазНац АгроУниверситет, КазНУим.Аль-Фараби, Центрально-Азиатский универ-ситет), имеет свыше 80 опубликованных научных трудов, в т.ч. 1 учебник, 3 учебных пособия и 3 монографии.
Офис: кафедра «Философия и социология», кабинет 214.
Полный адрес: г. Астана, ул. Жубанова, 7
Телефон: 373905
Факс: 373905
E-mail: www. kazeu-astana@mail.kz
Введение
Определяющей особенностью рубежа ХХ и ХХІ веков явилось возникновение новой жизненно важной потребности – экологической безопасности как индивидуальной личности человека, так и общества в целом. Она связана главным противоречием, возникшим на пороге третьего тысячелетия, между потребностями общества в жизнеобеспечении и самосохранении и возможностями природы удовлетворять указанные (причем все возрастающие) потребности.
Устойчивое экологически безопасное развитие экономики невозможно без экологически ориентированного сознания людей и формирования у преобладающей части общества экологического мировоззрения и соответствующего стереотипа поведения.
Ответственность за решение проблемы гармонических взаимоотношений общества и природы , прежде всего, несут специалисты с высшим образованием.
В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров по всем специальностям, владеющих знаниями в области общей экологии и охраны окружающей среды и умеющих пользоваться ими в своей будущей профессиональной работе.
Цель преподавания дисциплины:
--сформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.
Задачи преподавания дисциплины:
-изучитьосновные закономерности функционирование живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости;
- сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования;
- сформировать современные представления о концепциях, стратегиях ипрактических задачах усойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан;
- сформировать у студентов творческий подход к обсуждению наиболее острыхи сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
- воспитание чувств ответственности за природную среду;
Компетенции:
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- основные закономерности , определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания ;
- распространение и динамику численности организмов , структуру сообществ и их динамику;
- закономерности потока энергии через живые системы и круговорот веществ, функцирования экологических систем и биосферы в целом;
- социально-экологические последствия антропогенной деятельности;
- основные принципы охраны природы и рационального природопользования.
- концепцию, стртегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Уметь:
-выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
- использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей средой в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.
Пререквизиты курса:школьные курсы: биология,химия,математика, физика, валеология, история.
Постреквизиты курса:Все дисциплины экономического цикла , в процессе изучения которых студентами широко будут использованы экологические законы, что будет способствовать формированию у будущих специалистов экологического сознания.
2. Содержание дисциплины
2.1. Тематическийй план распределения часов по видам занятий
Не-
де-
ля
| №
пп
|
Название темы
| Лек ции
| Семинар
| СРСП
| СРС
| Очное
|
| 1-2
| Экология особи -- аутоэкология
|
|
|
|
|
|
| Экология популяции-- демэкология
|
|
|
|
|
|
| Экология сообществ-синэкология
|
|
|
|
| 5-
|
| Учение о биосфере и ноосфере
|
|
|
|
|
|
| Человек и природа: системный подход
|
|
|
|
|
|
| Природные ресурсы и рациональ-
ное природоиспользование
|
|
|
|
|
|
| Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосферы
|
|
|
|
| Рубежный контроль 1
|
|
| Социально-экологические проблемы современности
|
|
|
|
|
|
| Концепция устойчивого развития
|
|
|
|
|
|
| Взаимодействие экологии и экономики
|
|
|
|
|
|
| Эколого- экономические системы
|
|
|
|
|
|
| Экологизация экономики
|
|
|
|
|
|
| Охрана природы и устойчивое развитие
|
|
|
|
|
|
| Концепция устойчивого развития Республики Казастан
|
|
|
|
| Рубежный контроль 2
Экзамен
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
План лекционных занятий
|