Обратная связь
|
Тема 8. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере Цель лекции:Раскрыть причину и следствия возникновения неустойчивости в биосфере
Основные вопросы:История взаимодействя природы и человеческого общества, особенности и уроки.2.Глобальные экологические проблемы(измнение климата,разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание , сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др),причины их вознигновения и эколого- генетические последствия.
Взаимоотношения общества и природы.На самых ранних стадиях становления общества социальные качества нового биологического вида - человека только начинают оформляться. В течение самого длинного (первобытного) этапа человеческой истории главной целью людей являлось приспособление к природе. Человек внимательно, чутко улавливал биологические ритмы, подстраивался к ним, стремился соответствовать требованиям, которые предъявляла окружающая среда. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу: собирательство вытесняется охотой, добычей, а затем производством продуктов питания - животноводством и растениеводством.
Бурно развиваются человеческие потребности, а также и способности. Возникают ремёсла, растут города, усложняется политическая жизнь, накапливаются знания. Однако зачастую общество вовремя не замечает и не предотвращает разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. В средние века человек отразил в культуре сознательное стремление жить правильно, не нарушая не только юридические, но и нравственные нормы, которые в целом обеспечивали устойчивое развитие общества. Развитие присущего только людям способа включения культуры во взаимоотношения с природой приносит человеку как огромные возможности, так и небывалые трудности, связанные с обособлением культуры от природы. Уже в эпоху Возрождения меняется иерархия социальных целей и ценностей. Культура переключается с проблемы соответствия человека миру (природной и социальной среде) на проблему соответствия мира человеку. Человек сам становится мерой совершенства, гуманизм и человечность- основной целью, а окружающая его природно-социальная среда - средством достижения цели. В Новое время (с XVI века) отношения общества и природы выходят на новый виток своего развития, еще более динамичный и драматичный. Человек рассматривает природу лишь как средство удовлетворения собственных растущих день ото дня потребностей. Общество культивирует по отношению к природе потребительскую, явно агрессивную линию поведения. С средины XX века в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создаётся новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей (компьютеризация, информатизация). В результате возможности общества воздействовать на природу и изменять природные комплексы необычайно возросли. Рост экономической и технической мощи человечества приводит к тому, что конфликт между обществом и природой достигает небывалой прежде остроты, что обусловило возникновение экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, т.е. ситуацией, когда природная среда на нашей планете будет непригодной для обитания на ней живых существ. Однако общество продолжает наращивать темпы потребления, навязывая всем своим членам ориентацию на максимальную "потребительскую корзину", в которой и съестные деликатесы, и самая новая бытовая техника, автомашина (и обязательно самой последней марки), изощрённый, огромный набор одежды, престижное жильё, спутниковое телевидение. Экологический кризис- напряженное состояние взаимоотношений между обществом и природой, характеризующееся несоответствием (чрезмерностью) антропогенной нагрузки на природную среду экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не только усилением воздействия человека на природу, но и резким увеличением влияния измененной людьми природы на здоровье населения и на общественное развитие. В течение исторического времени выделяют несколько экологических кризисов. Первым считается кризис собирательства и примитивного промысла. Следующим был кризис консументов, проявившийся в оскудении охотничьих ресурсов, когда стали исчезать крупные позвоночные в результате хищнической деятельности человека. Третий кризис связан с появлением земледелия и скотоводства, проявился в засолении почв и деградации поливных земель. Четвертый кризис, называемый кризисом продуцентов, связывают с массовым уничтожением лесов как для освобождения земель под сельскохозяйственные поля и пастбища, так и с целью использования дерева в качестве строительного материала и топлива. Этот процесс начал интенсивно развиваться 3-4 тыс. лет назад в Китае, на Ближнем Востоке и в Индии, позднее охватил Европу, а после Великих географических открытий принял планетарный характер. Однако вплоть до XX века его последствия проявлялись на локальном и региональном уровнях и еще не носили глобального характера, так как биосфера справлялась с антропогенными нагрузками и вызванные ими изменения не оказывали существенного влияния на состояние биосферы. Но в XX веке, и особенно во второй его половине, резко усилилось воздействие человека на природу, что привело к возникновению глобальных экологических проблем и угрозы перерастания экологического кризиса в глобальную экологическую катастрофу. В наше время уже есть примеры локальных экологических катастроф, например Аральское море. Современный экологический кризис можно охарактеризовать следующими количественными показателями. Нарастающие темпы индустриализации вызваны беспримерным численным ростом народонаселения Земли. Известно, что за последнее столетие численность населения увеличилась вчетверо и достигла более 6 млрд. человек, а ежегодный прирост составляет около 80 млн. человек. Но по сравнению с ростом населения потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами. Об этом свидетельствует то, что потребление материалов в 2000 г. по сравнению с 1900 г. возросло в 9 раз, а энергии – в 12 раз.
Такие высокие темпы использования природных ресурсов привели к тому, что в настоящее время человек эксплуатирует более 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигла 18 млн. га в год. Известно, что в результате застройки территорий, проведения горных работ, из-за опустынивания и засоления ландшафтов человечество ежегодно теряет более 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усугубляет проблемы обеспечения продовольствием ежегодно увеличивающегося народонаселения планеты. Примеры негативного воздействия человеческой деятельности на природу можно продолжать долго.
4- Однако сами по себе достижения научно-технической революции не являются вредными или опасными. Такими они становятся в руках людей с экологически неразвитым сознанием, которые не в состоянии предвидеть последствия своих действий. Человечество не ощущает себя неразрывно связанным со всеми остальными частями биосферы и не рассматривает себя как часть биосферы, способную оказывать существенное влияние на нее. Следовательно, основу современного экологического кризиса составляет кризис духовной жизни общества.
Из вышеизложенного ясно, что преодоление экологического кризиса связывается прежде всего с духовным оздоровлением общества, с переходом к новым принципам взаимоотношений общества и природы, к новой системе человеческих ценностей и разумному ограничению разнообразных потребностей человека до необходимого уровня. Ясно также, что использование человеком природы и преобразование природной среды в интересах общества неизбежны и закономерны, так как они осуществляются в силу действия как законов природы, так и социальных законов развития общества. Поэтому научно-технический прогресс человечества не является чем-то чуждым природе, противоречащим ей, а наоборот, он - один из последовательных и закономерных процессов эволюции. Поэтому закономерными являются и возникающие экологические, ресурсные и другие глобальные проблемы человечества.
Так как общество не в силах остановить научно-технический прогресс, человеку ничего не остается, как научиться жить в согласии с законами природы и не переступать допустимые пределы воздействий на природную среду. Эта важнейшая для будущего нашей цивилизации задача может быть решена только на основе перехода общества на концепцию устойчивого развития с использованием новых экологических технологий, с учетом корректировки стратегии природопользования, воспитания у людей разумного ограничения человеческих потребностей. Следовательно, разработкой стратегии рационального природопользования, решением инженерно-технических и медико-биологических проблем охраны природы, разработкой и реализацией программ экологического воспитания и образования, разработкой юридических и социально-экономических механизмов управления природопользованием и т. д. должны заниматься экологически ответственные профессионалы на своих рабочих местах.
Биосфера неоднократно переживала острые кризисные периоды, обусловленные чисто природными явлениями. Наиболее известен кризис, который имел место в конце мелового периода (70-100 млн. лет назад), когда в геологически короткий промежуток времени вымерли пять отрядов рептилий (динозавры, птерозавры, ихтиозавры и пр.), включавшие не менее 35 семейств и большое количество видов.
Кризисные явления неоднократно вызывались изменениями климата и сопутствующими им оледенением, либо опустыниванием. Так, в эпоху оледенения, имевшего место 30-40 тыс. лет назад (верхний палеолит), вымерли такие крупные животные, как мамонты, шерстистый носороги многие хищники.
С момента своего появления деятельность человека неоднократно противоречила природе, что порождало кризисы различного масштаба (табл. 1). Но в силу небольшой численности населения и его слабой технической оснащенности они никогда не принимали глобальных масштабов. Человек мог исчерпать доступными ему методами какой-то ресурс или разрушить природу только на ограниченной территории. Вот лишь два примера.
Древний Вавилон (город почти с миллионным населением) был покинут жителями из-за непродуманной мелиорации окружающих его земель, сопровождающейся интенсивным засолением почв и невозможностью их дальнейшего использования. В результате примитивного поливного земледелия были разрушены природные системы, а вместе с ними гибли цивилизации в дельте Нила, Месопотамии, Древней Греции и других регионах.
Общим для всех антропогенных кризисов является то, что выход из них сопровождался, как правило, уменьшением численности народонаселения, его миграцией и coциальными потрясениями. В ряде случаев кризисы завершались сменой общественного строя.Так, первый антропогенный кризис вызвал расселение охотников,или "великое переселение народов, кризис нехватки продуктов сельского хозяйства(второй антропогенный)-эмиграцию населения из Европы за океан. Переход к земледелию и скотоводству сопровождался разложением первобытнообщинного строя и возникновением рабовладельческого, а последнему сопутствовали опустынивание и истощение земельных ресурсов и переход к феодальному строю.
Основная особенность современного экологического кризиса и его отличие от предшествовавших - глобальный характер. Он распространяется или / грозит распространиться на всю нашу планету. Поэтому традиционные методы выхода из кризисов посредством перемещения на новые территории практически неосуществимы. Реальным остается изменение способов производства, норм потребления и объем, используемых природных ресурсов.Последние достигли в настоящее время поистине грандиозных масштабов.
Человек в настоящее время добывает и перемещает всеми известными ему способами своей деятельности (извлечение из недр и переработка ископаемых, эрозия почв, разрушение грунтов и т.п.) больше твердых пород (примерно J40-150 млрд. т/год), чем это происходит в результате действия воды, ветра, живых организмов и других природных сил. Вынос химических элементов и продуктов эрозии с суши в океан достиг 50% от природного и превышает 40 млрд. т/год. Все это свидетельствует о такой глобальной проблеме теперь уже XXI в., как истощение природных ресурсов.
Масштаб употребления воды приближается к допустимым_ предельным уровням. изъятия вод из рек (примерно 10% от стока). Сравнимыми с природными (в результате извержения вулканов, разрушения горных пород и пр.) стали объемы выбросов в атмосферу углекислого газа, двуокиси серы, окислов азота. Все это приводит к усугублению таких глобальных проблем, как проблема воды и загрязнения окружающей природной среды.
В изменениях глобальной экологической ситуации важнейшее значение придается разрушению природных экосистем, которое приводит к нарушению устойчивости биосферы.
Наземные и спутниковые наблюдения позволили построить карты глобальных изменений на земном шаре, которые наглядно показали результаты антропогенного воздействия и их гигантские масштабы. Согласно построенным картам, на суше Земли сформировалось три главных иентрадестабилизации окружающей среды, где площадь полностью разрушенных природных экосистам составляет_6-7млн квадр.км..Все они находятся в Северном полушарии. .
В Североамериканский центр-США, частично Канада и Мексика. Европейский центр включает Западную, Центральную и Восточную Европу, куда входят республики бывшего СССР
(страны Балтии), а также значительную часть Европейской территории России (ЕТР). В Азиатский центр входят страны Индостана, Цейлон, Малайзия, Бирма, Индонезия (безо. Суматра), Китай и Тайвань (за исключением Тибета и пустынь Тань-Шаня и Гоби), Япония, Корейский полуостров, Филиппины. В наибольшей степени нарушены территории в Европе, Северной Америке и Японии. Развивающиеся страны с высокой плотностью населения также вносят свой вклад в дестабилизацию экологической обстановки на Земле.
Тем не менее, на суше Земли сохранились крупные территории, которые считают центрами стабилизации окружающей среды.
В Северном полушарии выделяют Северный Евроазиатский и Севе-роамериканский центры. Наиболее крупные из них- Северный Евроазиатский, площадь ксоторого составляет около 13 млн. км2. Это страны Скандинавии, Север_ЕТР, значительная часть Западной Сибири, почти вся Восточная Сибирь, Дальний Восток (кроме южных районов), Североамериканский центр(6,5млн. кВ.км.) находится в Канаде и на Аляске. В Южном полушарии выделяют Южноамериканский и Австралийский центры. Южноамериканский центр (около 10 млн. км2) - это Амазония и прилегающие к ней территории, атаю(Ш:о^1н1ыебиогеогр1фические провинции. В Австралийский центр (более 4 млн. км2) входит территория Австралии, кроме хорошо освоенных Восточной и Южной частей.
На остальной части суши в различных биогеографических провинциях есть "пятна" территорий с разрушенными и сохранившимися экосистемами, размеры которых колеблются от 0,1 до 1 млн. км2. Мощным центром стабилизации окружающей среды является Мировой океан.
Таким образом, XX в. оказался веком резких изменений во всех сферах человеческой деятельности, главной особенностью которых было увеличение антропогенных нагрузок на окружающую среду. Рост потребления, переход к интенсивному способу ведения хозяйства, использованию интенсивных факторов производства продукции привели к резкому росту антропогенного воздействия на окружающую среду в развитых странах, что сопровождалось нарушением естественных экосистем.
Глобальные экологические проблемы человечества - совокупность проблемных ситуаций в состоянии окружающей среды, которые формируются под влиянием "демографического взрыва" и нерационального природопользования и характеризуются отложенностью (во времени) последствий, угрожающих существованию человечества.
Тема 9.Социально- экологические проблемы современности
Цель лекции: Сформировать целостное представление о социально- экологических проблемах.
Основные вопросы:1.Социально-экологический кризис и устойчивое развитие.2.Рост населения и изменение его качества;3.Проблемы энергетического кризиса;4.Продовольственная проблема.5.Возрастание агрессивности среды.
Демографический "взрыв" и быстрый промышленный рост во многих странах после второй мировой войны привели к тому, что стали явно проявляться негативные последствия чрезмерного воздействия человека на окружающую его среду, обусловившие возникновение экологического кризиса, создающего реальную угрозу для существования человечества на планете. Наряду с экологическим кризисом, который постепенно приобретает планетарный (глобальный) характер, в последние десятилетия сформировались и другие глобальные проблемы, под которыми понимают природные, природно-антропогенные или чисто антропогенные явления, затрагивающие мир в целом. Процесс развития этих явлений называют глобализацией. К наиболее важным из них относятся проблема предотвращения ядерных конфликтов, демографическая, ресурсная, энергетическая и продовольственная проблемы, которые тесно взаимосвязаны и способствуют развитию экологического кризиса. Решение включает разработку процедур и механизмов, обеспечивающих сохранение и развитие человеческой цивилизации, что невозможно без использования междисциплинарных знаний о взаимодействии общества и природы, что и превратило современную экологию в комплексную междисциплинарную дисциплину.
Современный экологический кризис можно охарактеризовать следующими количественными показателями. Нарастающие темпы индустриализации вызваны беспримерным численным ростом народонаселения Земли. Известно, что за последнее столетие численность населения увеличилась вчетверо и достигла более 6 млрд. человек, а ежегодный прирост составляет около 80 млн. человек. Но по сравнению с ростом населения потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами. Об этом свидетельствует то, что потребление материалов в 2000 г. по сравнению с 1900 г. возросло в 9 раз, а энергии – в 12 раз.
Такие высокие темпы использования природных ресурсов привели к тому, что в настоящее время человек эксплуатирует более 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигла 18 млн. га в год. Известно, что в результате застройки территорий, проведения горных работ, из-за опустынивания и засоления ландшафтов человечество ежегодно теряет более 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усугубляет проблемы обеспечения продовольствием ежегодно увеличивающегося народонаселения планеты. Примеры негативного воздействия человеческой деятельности на природу можно продолжать долго.
Однако сами по себе достижения научно-технической революции не являются вредными или опасными. Такими они становятся в руках людей с экологически неразвитым сознанием, которые не в состоянии предвидеть последствия своих действий. Человечество не ощущает себя неразрывно связанным со всеми остальными частями биосферы и не рассматривает себя как часть биосферы, способную оказывать существенное влияние на нее. Следовательно, основу современного экологического кризиса составляет кризис духовной жизни общества.
Для реализации экологического подхода к развитию взаимоотношений общества и природы требуется подготовка специально обученных и экологически воспитанных профессионалов в различных областях человеческой деятельности, что достигается созданием целостной системы экологического образования, направленной на организацию процесса приобретения знаний, умений и навыков в области экологии, осуществляемого под руководством опытных профессионально подготовленных специалистов. Такие системы экологического образования созданы и создаются во многих странах, особенно после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де Жанейро, 1992), принявшей соответствующие рекомендации к правительствам всех стран мира.
К сожалению, в Казахстане в настоящее время существуют проблемы в экологическом образовании, вызванные рядом причин:
1) слабая материально-техническая база экологического образования;
2) в обществе не возник необходимый уровень экологического мировоззрения, требующий выделять значительную долю национального продукта на решение экологических проблем, в том числе проблем экологического образования;
в силу экономических проблем приоритеты государственной политики пока не направлены в сторону экологии, как это требует все более угрожающее состояние окружающей среды.
Здоровье человека как биосоциального вида является не только биологической категорией, а есть важнейший показатель общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в экологическом смысле.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании.
В социально-экономическом аспекте здоровье характеризуется критериями физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. В медико-биологических исследованиях для оценки здоровья используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям физической и умственной работоспособности, а адаптационные резервы - по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов.
Состояние человека характеризуется большим количеством показателей, основными из которых являются следующие: 1) заболеваемость;
2)смертность;
3)средняя продолжительность жизни;
4)физическое и умственное развитие;
5)инвалидность;
6)психологическая комфортность;
7)степень социального благополучия и др.
На протяжении человеческой истории перечисленные показатели претерпели существенные
количественные изменения, особенно в прошедшем столетии. Если в начале XX века смертность в значительной мере была обусловлена инфекционными заболеваниями, то уже к средине века в нашей стране эти заболевания только на треть определяли смертность благодаря успехам медицины. К концу века влияние этой причины на общую смертность сократилось в 10-15 раз, в то время как на первое место вышли болезни системы кровообращения, а на втором оказались онкологические заболевания
Здоровье человека в значительной степени определяется качеством жизни. Качество жизни рассматривается как совокупность условий физического, умственного и социального благополучия с точки зрения отдельных индивидумов и социальной группы, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение потребностей и удовольствие.
.В соответствии с Законами Республики Казахстан "Об охране окружающей среды", "О труде в республике Казахстан", "О земле", "Об охране атмосферного воздуха" и другими нормативно-правовыми актами Республики Казахстан граждане Казахстана имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Важную роль в воздействии на здоровье человека играют социально-экономические факторы среды. В целом тенденции изменения здоровья населения достаточно точно отражают уровень экономического развития и благосостояния страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая
региональные аспекты условий и уклада жизни различных народов, тот или иной путь социально-экономического развития, затрагивающий интересы различных слоев общества.Значимым последствием кризисного состояния страны следует назвать углубление экологического кризиса и связанной с ним опасности для здоровья человека нарушенной окружающей среды (загрязненные вода, воздух, почва и, следовательно, некачественные продукты питания и т.п
«В современном обществе с его прогрессирующей интеграцией в единое целое ранее атомизированных подструктур, экологические факторы укрепления здоровья превращаются в главные средства сохранения и укрепления здорового генофонда всего человечества. В этом направлении действует противоречивое взаимодействие биосферы и искусственной сферы обитания человека, когда проявляется действие как полезных, так и вредных для здоровья человека факторов. Устранение влияния патогенных экологических факторов на здоровье населения невозможно без соответствующих социально-экономических,
политических и духовных программ. Ключевая проблема в решении задачи сохранения здоровья народонаселения заключается в улучшении состояния внешней среды и обеспечения экологической безопасности.
Болезнетворные факторы среды обитания можно подразделить на биосферные, социальные и техногенные. К первым относятся всевозможные природные явления, негативно влияющие на человека, постоянно действующие и катастрофического свойства. К социально-экологическим факторам относятся патологические элементы природной среды, включая отклонения от нормального экономического, политического или культурного развития общества. Наиболее многочисленные факторы такого рода вызваны бесконтрольным развитием техносферы»1.
Главным фактором экологического кризиса является неуправляемый рост народонаселения. «Традиционная концепция демографического перехода выделяет четыре последовательных этапа в демографической истории человечества: первый, когда рождаемость и смертность остаются высокими, вследствие чего население растет медленно или даже совсем не растет; второй, когда смертность начинает снижаться, а рождаемость все еще остается высокой, что вызывает быстрый рост населения; третий, когда рождаемость также начинает снижаться, и поэтому постепенно замедляется рост населения; четвертый, когда рождаемость и смертность достигают низкого уровня, вследствие чего рост населения опять становится медленным или совсем прекращается.
Итак, человечеству для того, чтобы сохранить себя и биосфе-РУ планеты, предстоит изменить свою демографическую стратегию и развернуть депопуляционные механизмы. От дальнейшейэкстенсивной природообразовательной экспансии необходимо перейти на путь адаптации к земной биосфере и не нарушать ее устойчивость, служащую естественным гарантом безопасности цивилизации и ее устойчивого развития»1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в социальную экологию. М., 1993.
2. Казначеев В.П. Экология человека: Основные проблемы. М., 1988.
3. Лосев К.С, Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. Проблемы экологии России. М.,
1993.
4. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М., 1992.
5.Моисеев Н.Н. Природные факторы и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. 1992. № 6.
6.Народонаселение: современное состояние научного знания. М., 1991.
1992.
7.Страны Востока: управление демографическими процессами. М., 1992.
|
|