Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Индивидуальное
предпринимательство
(ИЧП) с 16 лет
| Предприниматель без образования юридического лица
(ПБОЮЛ)
| Хозяйственное общество с единственным участником (в
форме общества с ограниченной ответственности)
| Коллективное
предпринимательство
| Хозяйственные товарищества
| Полное товарищество
| Командное товарищество
(товарищество на вере)
| Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
| Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
|
| Акционерное общество (АО)
| Открытое акционерное
общество (ОАО)
| Закрытое акционерное
общество (ЗАО)
| Производственные кооперативы (артель), объединение
граждан (физических лиц)
| Государственное и
муниципальное предпринимательство
| Унитарные (неделимые на доли) предприятия –
государственные (ГУП) и муниципальные (МУП)
|
Малый бизнес– это область деятельности предпринимателя
Признаки малого предприятияОпределённое количество работников Обычно бесцеховая структура
Доля участия государственных, общественных и религиозных организаций, а также крупных предприятий в уставном капитале не превышает 25%
Ограниченное разделение труда: владелец, работник и управляющий – одно лицо, работники многопрофильные, профессии совмещенные
Малое предпринимательство:
Достоинства
| Недостатки
| Более мобильны;
Не требуются крупные инвестиции;
Низкая себестоимость продукции;
Небольшой аппарат управления; При единоличном владении собственник сам себе хозяин и владелец прибыли
| Большая вероятность риска, неудач,
банкротство;
Ограниченность капитала и возможностей
привлечения дополнительных средств; Очень зависит от колебаний рынка; Отсутствие квалифицированных управляющих;
При единоличном владении все долги и проблемы ложатся на плечи собственника
|
Фермерство– это высокоэффективная модель агробизнеса.
Крестьянское (фермерское) хозяйство– это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Выручка – Затраты (издержки) = прибыль;
Выручка от продаж– это объём продаж произведенной продукции (т. е.
реализованная продукция).
Затраты фирмы по видам ресурсов
| Бухгалтерские, т. е. явные затраты
| Экономические (общие), т. е. явные и
неявные затраты (явные + неявные)
| Рассчитываются как стоимость внешних
(покупаемых у других предприятий и
граждан) ресурсов:
Материальные затраты (топливо, сырьё, энергия, материал);
Оплаты труда;
Социальные нужды; Амортизация;
| Рассчитывается как стоимость внутренних
(принадлежащих самой фирме) ресурсов,
не отражаемых в бухгалтерских книгах: Время собственника;
Капитал собственника (помещение,
оборудование);
Зарплата собственника;
Нормальная прибыль собственника
| Несёт фирма
| Несёт владелец фирмы
| Показывают себестоимость продукции.
Отражаются в бухгалтерском учёте
фирмы
| Показывает упущенную выгоду, т. е.
средний доход, недополученный из-за
недостаточно выгодного использования ресурсов предприятия
| Основа для расчётов с государством и
кредиторами
| Основа для анализа состояния дел
фирмы и перспектив её развития
|
Фондовый рынок(или рынок ценных бумаг) – это рынок, на котором проводятся операции с ценными бумагами.
Функция: мобилизация временно свободных средств предприятий и сбережений граждан для инвестирования их в экономику.
Номинал(номинальная стоимость) ценной бумаги – это величина реального
вложенного капитала.
Курс– это рыночная цена ценной бумаги.
Акция и облигация– это специфический товар фондового рынка. Акция– это ценная бумага, удостоверяющая участие её владельца в формировании средств акционерных обществ, дающая право на дивиденд (доход)
Виды акций
| Обыкновеннее акции
| Привилегированные акции
| «Золотая акция»
| Дают право голоса в
управлении АО;
Не гарантируют фиксированный дивиденд;
Не ограничивает уровень дивиденда
| Не дают право голоса;
Гарантирую фиксированный минимальный доход;
При банкротстве дают
право на первоочерёдное получение доли
| Даёт обыкновенное
акции право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов;
Внесение изменений и
дополнений в устав АО Ликвидация АО
|
Из-за значительного колебания цены акций их покупка – наиболее прибыльное и одновременно самое рискованное вложение капитала.
Облигация– это долговое обязательство с фиксированным доходом и подтверждением погашения (выкупа) в определённый срок.
Виды облигации
Корпоративные:
Более высокий номинал; Надёжность разная;
Чем ниже надёжность, тем выше доходность (и наоборот)
Государственные:
Обычно имеют низкий номинал; Высоконадёжны, т. к. гарантированы
государством;
Не всегда высокодоходны
Маркетинг– это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на реализацию продукции с целью максимализации прибыли.
Главная задача: максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Рыночные
исследования
| Создание
товаров
| Формирование
цены
| Реклама
| Сбыт товара
| Сбор информации
| Постановка конкретных задач
| Оперативная деятельность
|
Успешный маркетинг: качество товара, цена товара, реклама товара. Менеджмент– это система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства т увеличения прибыли.
Менеджер– это высокопрофессиональный наёмный управляющий, организатор производства.
Основные функции менеджмента:
Принятие и реализация решений; Планирование производства;
Организация рабочего процесса;
Контроль и учёт материальных и финансовых ресурсов.
Главная задача менеджера – это обеспечить практическую реализацию идей предпринимателя.
С эффективностью менеджмента тесно связаны успехи и неудачи фирмы. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджеров.
Предприниматель
| Менеджер
| Источник идей и финансов, хозяин дела
| Повторяет известное, принимает новые
решения в неожиданных ситуациях, по-
новому решает возникшую проблему
| Принимает принципиальные решения по
всем основным направлениям деятельности фирмы, рисует, т. е. берёт на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности
| Организатор бизнеса, организатор-
исполнитель, организует процесс производства и деятельность персонала, направленная на достижение высоких результатов и максимальное получение прибыли
| Независим, имеет широкое поле
деятельности
| Ориентирован на фирму, её стратегию,
планы, основные цели, миссию
| Строит деятельность на основе ноу-хау и
личном предпринимательском таланте
| Строит деятельность, используя личную
квалификацию, знания, умения
|
|