Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Источники конституционного права в зарубежных странах

Понятие конституционного права зарубежных стран

Конституционное право можно рассматривать как науку и учебную дисциплину.

Конституционное право зарубежных стран имеет по­литико-правовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в эконо­мической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Данная наука системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-право­вой форме. Именно этим характеризуется в первую очередь предмет конституционного права зарубежных стран.

Национальное конституционное право представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, содер­жащихся в конституциях, законах, других источниках пра­ва и регулирующих определенную категорию обществен­ных отношений (главным образом, устройство государства и организацию государственной власти, порядок его .отно­шений с институтами гражданского общества, а также пра­вовое положение личности). Это ведущая отрасль права, определяющая основы других отраслей права конкретного государства.

Для советской высшей школы было характерным изу­чение не одного, а двух предметов иностранного государст­венного права - государственного права буржуазных го­сударств, включая государственное право развивающихся стран, и государственного права социалистических госу­дарств. Это обусловливалось идеологическими причинами и приводило к повышенной идеологизации и политизации юридического образования и правоведения.



В настоящее время в мире существует более 200 госу­дарств, каждое из которых имеет свою национальную пра­вовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:

• высокоразвитые страны Запада (к этой же группе от­носятся Япония и Республика Корея);

• государства среднеразвитого капитализма (Португа­лия, Греция, Турция, Мальта, Израиль и др.);

• бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и др.);

• развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Кения, Индия, Па­кистан, Конго и др.);

• государства, продолжающие идти по социалистическо­му пути развития (КНР, Вьетнам, Лаос, КНДР, Куба).

При изучении данного курса особое значение имеет ана­лиз конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает, что существует особая отрасль права. При употреблении данного термина речь идет об ответв­лении от единой науки конституционного права, о срав­нительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В любой систе­ме национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства. Данная веду­щая отрасль права может существовать только в одном конкретном государстве.

Конституционное право зарубежных стран как учебную дисциплину принято делить на Общую часть, призванную обеспечить целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориаль­ного устройства государств, основах теории конституции, институтах конституционного права, и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государст­венного) права отдельных государств с учетом многообра­зия форм политического устройства и специфики законода­тельства. Можно утверждать, что в Общей части обобщенно изучаются государственно-правовые институты, а в Осо­бенной — основы конституционного права конкретного го­сударства. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина по объему значительно меньше, чем одноименная наука.

 

Источники конституционного права в зарубежных странах

 

Источники конституционного права — это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституи^и (за исключением некоторых стран, преиму­щественно мусульманских), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и ис­полнительной власти), судебно-правовые акты (особенно прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутриго­сударственные), религиозные источники (главным образом в монархиях стран Востока по вопросу престолонасле­дия; в ряде мусульманских государств — Коран заменяет конституцию или стоит выше ее).

В каждом государстве — своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источни­ках конституционного права зарубежных стран как едином целом.

В федеративных государствах источники права отлича­ются большим разнообразием, поскольку на уровне субъек­тов действуют свои правовые акты (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда ав­тономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.

 

Высшей юридической силой и специфическим со­держанием обладает конституция — основной источник права, имеющий универсальный характер, поскольку за­крепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказы­вает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

Другим главным источником данной отрасли права яв­ляется закон — нормативный акт, принятый в особом по­рядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий соци­ально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Различают законы:

• конституционные (в ряде государств вносят измене­ние в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено основным зако­ном); —

• органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции;

• обычные (ординарные) законы, регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с консти­туционными или органическими законами), образующие предмет конституционного права (гражданство, статус де­путата, парламента, выборы президента и др.). Они весьма многочисленны и разнообразны;

• чрезвычайные законы, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.

Нормы конституционного права могут также содер­жаться в отдельных постановлениях парламента и пар­ламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти.

Источником конституционного права являются весь­ма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы прави­тельства и др.). Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих госу­дарственных органов не должны противоречить актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Ита­лия, Франция).

Большинство исследователей к группе подзаконных ак­тов относят и акты местного самоуправления (уставы го­родов, районов, уездов, регламенты представительных ор­ганов на местах).

Нормы конституционного права содержатся и в от­дельных нормативных договорах:международных и внут­ригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испании (ст. 145) автономные сооб­щества могут заключать друг с другом соглашения о со­трудничестве, в Австрии основные нормы (ст. 15А) такое право предоставляют землям. США и Канаде известны со­глашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов.

Отдельные международные договоры (например, о защи­те прав человека, об участии государства в межгосударст­венных объединениях) могут регулировать конституци­онные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом и вступлении в действие имеют приоритет по сравнению с законом.

В странах англосаксонской системы права (Великобри­тания, США, Канада и др.) широкое распространение полу­чил судебный прецедент— образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмот­рении аналогичных дел, как для участников спора (кон­кретного дела), так и для нижестоящих судов. Судебному прецеденту присущи следующие черты:

• он создается только высшими судебными инстанция­ми на основе закона;

• непосредственно связан с судебной практикой и выра­батывается в ходе судопроизводства;

• в его разработке велика роль свободного усмотрения;

• он подлежит официальному опубликованию;

• является обязательным не только для участников дан­ного спора, но и для других судебных органов.

В государствах с континентальной системой права (Франция, Германия, Италия и др.) его роль менее зна­чима. К судебно-правовым актам относятся также норма­тивные решения органов конституционной юрисдикции

(конституционных судов, конституционных советов, вер­ховных судов), дающих официальное толкование основ­ного закона и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституци­онными.

В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения субъектов пра­ва, нигде в официальных изданиях не записанные в качест­ве таковых, однако в течение длительного времени приме­няемые повсеместно, признаваемые, и поэтому молчаливо санкционируемые государством. Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и на­правлен на регулирование конституционных отношений. Он часто выполняет правовосполнителъную роль и применяется в случае пробелов в законодательстве, неурегулированности нормами права тех или иных отношений.

Так, мировая парламентская практика с учетом старинно­го обычая уважения старших по возрасту лиц, обладающих большим жизненным опытом и имеющих соответствующие заслуги, выработала правило о порядке открытия первого заседания парламента (или его палаты) каждого нового со­зыва.

Порядок голосования в зарубежных парламентах, как правило, определяется утвердившимися и признанными легитимными правовыми обычаями.

В странах, где утвердилась континентальная система права, роль правового обычая в целом невелика.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.