Занятие №3: Политика в структуре общественной жизни. Министерство образования и науки Республики Казахстан
Актюбинский региональный государственный университет
Им. К. Жубанова
Кафедра социально-политических дисциплин
Методические указания
к семинарским занятиям
по дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»
для студентов 1-2 курсов
всех специальностей
Г. Актобе
Г.
Предисловие
Политология – это одна из гуманитарных дисциплин, которая исследует политическую сферу жизни общества, изучает формы проявления политической власти, рассматривает политические институты, общественно-политическое сознание и политические отношения. Политология объясняет механизм осуществления политической власти, особенности функционирования и взаимодействия политических институтов.
Целью преподавания политологии является ознакомление студентов с основными понятиями и проблемами политологии, с историей политических учений, с особенностями осуществления власти в политическом сообществе, с закономерностями функционирования политической системы общества, с сущностными характеристиками политических режимов, а также с проблемой влияния на политику общественно-политического сознания.
К главным задачам преподавания политологии относится:
ü усвоение студентами основных понятий и категорий политологии,
ü ознакомление с закономерностями функционирования политических систем и режимов, понимание тонкостей политических взаимосвязей для становления себя как личности, как гражданина своего государства, оценивающего политические процессы и стремящегося, в меру своих возможностей,
ü повлиять на ход этих процессов для блага своей страны.
В результате овладения курсом политологии студенты должны уметь использовать полученные знания для анализа текущих политических событий, быть способными более глубоко оценивать сущность, особенности, тенденции и хитросплетения современной политической ситуации в стране и в мире.
По итогам изучения данного курса у студентов должны появиться навыки по выработке собственной, четко обоснованной и аргументированной гражданской позиции относительно их поведения как субъектов политического процесса.
Настоящие методические указания предназначены для студентов университета дневной формы обучения и включает в себя план семинарских занятий, глоссарий, список литературы для самостоятельной работы, тематику рефератов, тестовые задания к каждой отдельной теме, логические задания, вопросы для повторения, схемы, таблицы для заполнения.
Занятие №1. Политология как наука и учебная дисциплина.
Цель занятия:усвоение основных понятий и категорий политологии, ознакомить студентов с основами политической науки; формирование у студентов умений и навыков логического мышления, умений анализировать политические процессы и явления, происходящие в обществе.
План семинара:
1. Предмет политологии, методы и функции. Место политологии в системе социально-гуманитарных наук.
2. Основные парадигмы политологии.
3. Происхождение и природа политики, ее взаимосвязь с другими сферами общественной жизни.
Блиц-тест:
1. Политология- это наука:
а) о политике во всех ее взаимоотношениях с личностью и обществом;
б) о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей социальных отношений между людьми;
в) изучающая систему общих теоретических взглядов на мир;
г) изучающая историю и развитие человеческого общества;
д) изучающая традиции и обычаи народов.
2. По мнению древнегреческого философа Аристотеля политика – это ...
а) политические действия, практика;
б) совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру;
в) цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага»
г) политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности;
д) научная дисциплина.
3. Методом эмпирического исследования является:
а) мысленный эксперимент; б) моделирование;
в) сбор статистических данных; г) абстрагирование; д) анализ.
4. Какой метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения:
а) бихевиористский; б) институциональный;
в) деятельностный; г) психологический; д) нормативный.
5. Какой метод ориентирует на изучение политических институтов:
а) системный; б) исторический; в) институциональный;
г) социологический; д) структурно-функциональный.
6. Одной из функции политологии является:
а) практическая; б) социальная; в) регулятивная;
г) философская; д) историческая.
7. Политология как самостоятельная наука окончательно сложилась в …
а) сер. XX века; б) конце XVIII века;
в) сер.XIX века; г) начале XX века; д) начале XVIII.
Контрольные вопросы:
1. В чем, на Ваш взгляд, состоят главные особенности политики как явления общественной жизни?
2. В каких основных смыслах употребляется термин “политика” в современной политической науке?
3. Какие комплексные определения (группы определений) природы политики существовали и существуют в политической мысли? В чем состоят основные достоинства и недостатки подобных толкований смысла этого явления?
4. Что такое “политическая сфера жизни общества”? Какие основные институты и типы социальных взаимоотношений относятся к ней?
5. Как соотносятся между собой следующие ключевые сферы и институты жизни общества: а) политика и власть; б) политика и государство; в) политика и частная сфера жизни общества; г) политика и экономика? Как строятся отношения между ними при разных типах политических систем и режимов?
6. Какие складываются отношения между политикой и моралью? Почему соображения политической целесообразности и требования морали неизбежно и зачастую расходятся между собой? Почему при этом политика не может не следовать определенным моральным нормам и не стремиться к воплощению определенного социально – нравственного идеала?
Схемы, задачи, ситуации:
Логические задания
1. Самое существенное в политике – это вопрос о государственной власти. Но можно ли все политические отношения сводить только к политическим институтам? Что важнее в политике: идти от властных институтов к человеку или от человека к властным структурам?
2. Участвующие в политике обычно имеют свои интересы, отстаивают их. Какие основные группы интересов можно выделить в политической жизни страны, города, района, среди больших социальных групп? Как можно оптимизировать интересы различных людей путем демократических процедур?
3. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) бихевиоризм; б) политическая антропология; в) политическая социология;
г) исторический подход; д) политика; е) структурный функционализм;
ж) прикладная политология; з) политико-культурологический подход;
и) политология; к) позитивизм; л) институционализм; м) сравнительная политология; н) системный подход; о) политическая история; п) политическая социализация; р) политическая философия.
Заполните таблицу:
Методы политологии
| На чем акцентируют внимание
| Как изучают политику
| 1. Институциональный
2. Исторический
3. Социологический
4. Бихевиористский
5. Системный
6. Психологический и т.д.
|
|
| Глоссарий:
БИОПОЛИТИКА – это концепция, допускающая применение биологических понятий и методов в изучении политики.
БИХЕВИОРИЗМ – теоретико-методологическое направление, перешедшее из психологии и социологии в политическую науку в 20-30-е гг. XX века, согласно которому главным объектом анализа является политическое поведение субъектов политики.
КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ - это матрицы, в которых фиксируются типичные реакции лидеров (или других лиц) на кризисные ситуации, образцы их действий в стабильных условиях, биографические данные и прочая информация, помогающая прогнозировать их будущее поведение.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - метод в прикладной политологии, который предполагает целенаправленное изучение определенных документов или же других носителей информации (картин, кинофильмов, лозунгов и т.д.) и опирается на применение компьютерных технологий.
МЕТОД – это совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования.
НАСИЛИЕ – это преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле.
ПАРАДИГМА- это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющие способы восприятия и интерпретации действительности.
ПОЛИТИКА- сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ– это изучение политических теории, институтов, взглядов и событии в их хронологической последовательности и связях друг с другом.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных установок.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – это отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства.
ПОЛИТОЛОГИЯ- это наука о политике, о взаимодействии политики с личностью и обществом.
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ – это индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.
Темы рефератов:
1. Основные элементы и принципы политологии.
2. Политология как теория и прикладное исследование.
3. Методы исследования политологии.
4. Развитие политологии в Казахстане.
Литература:
1. Андреев С.С. Политика как социальное явление // Социально-политические науки. 1991. №4.
2. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. 1997. №6. С. 174-183.
3. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1983. Т.4.
4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. М., 1991. Т.2. С. 129-287.
5. Белов Г.А. Генезис политических идей и истоки политологии как науки // Кентавр. 1993. №3.
6. Белов Г.А. О системе политических наук и политологии // Вестник МГУ. Серия12. 1991. №1.
7. Белов Г.А. Политика как общественное явление. // Кентавр. 1993. №2.
8. Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 1-4.
9. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.
10. Бутенко А.П. Наука и политика // Социально-гуманитарные знания. 1999. №3. С. 58-71.
11. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. Гл. 1.
12. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию: концептуальный и методологический аспекты // Политические исследования. 1992. №1-2.
13. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1994.
14. Капесов Н.К. Основы политологии. Алматы,1995.
15. Козлов Г. Политология в Казахстане: проблемы становления. –Мысль, 1995, №1.
Занятие №2:Основные этапы становления и развития политической науки.
Цель занятия: изучение истории политической мысли от античного времени до современности, обосновать актуальность политических идей древности и в нынешнее время; формирование новых умений и навыков логического мышления, умений самостоятельно ориентироваться в мире политических идей.
План семинара:
1. Политические идеи древности (Китай, Индия, Древняя Греция и Рим).
2. Политическая мысль в эпоху Возрождения и Новое время.
3. Генезис политических идей в XX веке.
4. Политическая мысль Казахстана.
Блиц-тест:
1. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление «лучших и благородных»:
а) аристократическое; б) олигархическое;
в) демократическое; г) деспотическое; д) республиканское.
2. Кто из перечисленных мыслителей был выдающимся представителем средневековой политической мысли:
а) Платон б) Аристотель в) Руссо г) Монтескье д) Августин
3. Кому, с точки зрения Платона, должна принадлежать власть в совершенном государстве: а) народу; б) военным вождям; г) философам; г) богатым; д) монарху.
4. Кто впервые разработал идею разделения властей:
а) М.Вебер б) Ж.-Ж.Руссо в) Н.Макиавелли г) Ш. Монтескье д) Аристотель
5. Основателем доктрины, объясняющей политику воздействием географи-ческих факторов, был:
а) Р. Дарендорф б) М.Вебер в) Ж.Боден
г) З.Бжезинский; д) Т. Парсонс
6. Какую форму правления Аристотель относил к правильным:
а) демократию б) деспотию в) олигархию г) тиранию д) аристократию
7. Кто является автором произведения «Записка о судебной реформе»:
а) Ч.Валиханов б) А.Байтурсунов в) И. Алтынсарин
г) А.Кунанбаев д) Шакарим
Контрольные вопросы:
1. Есть ли различия в объяснении природы государства у мыслителей Востока и античной Греции и Рима? Если есть, то в чем они выражаются? С чем связано стремление в странах и Востока, и Запада найти модель идеального государства?
2. Почему Н Макиавелли считается родоначальником зап.политической науки?
3. В чем различия взглядов Т.Гоббса, Дж.Локка и Ж.-Ж. Руссо на сущность государства?
4. В чем различие теорий разделения властей у Ж. Монтескье и создателей американской конституции?
5. Объясните суть веберовской теории плебисцитарной демократии?
Схемы, задачи, ситуации:
Логические задания:
1. Как следует, на ваш взгляд, понимать утверждение: «Сердце государственного человека должно быть у него в голове» (Наполеон)?
2. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как вы думаете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ.
3. Чем различаются точки зрения И. Гранта и И. Бентама на природу государства?
а) По мнению Канта, «Человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и, хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиниться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой».
б) По мнению Бентама, цель государства — удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отельных лиц — суть единственно реальные интересы. Не притесняете их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества».
4. Как вы понимаете аристотелевское «закону страсть непричастна»? Согласны ли вы с позицией древнегреческого мыслителя? Должен ли закон, по вашему мнению, учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение и т.д.?
5. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?
6. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?
7. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода»? Аргументируйте свою точку зрения.
Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу: а) макиавеллизм; б) охлократия; в) олигархия; г) деспотизм;
д) теория «общественного договора»; е) аристократия; ж) тирания; з) полития.
1) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;
2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав;
3) неограниченное и жестокое правление одного человека;
4) образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных политических целей;
5) власть немногих; 6) власть толпы; 7) власть лучших;
8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство
Глоссарий:
АНАРХИЗМ – это социально-политическое учение, обосновывающее необходи-мость реализации анархии, освобождения личности от власти – экономической, политической, идеологической.
АРИСТОКРАТИЯ – это форма правления, при которой власть принадлежит привилегированному сословию, родовой знати.
БЮРОКРАТИЯ – слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.
ДЕМОКРАТИЯ – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.
ДИКТАТУРА – неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие.
ОЛИГАРХИЯ – это власть небольшой группы богатых людей.
ОХЛОКРАТИЯ – власть толпы, непосредственное воздействие масс, реализующих свои интересы помимо институтов государства.
ПЛЕБИСЦИТ – это опрос населения, всенародное голосование с целью выяснения отношения к той или иной проблеме жизнедеятельности общества и государства.
ПЛЮРАЛИЗМ – это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.
ПОЛИАРХИЯ – это форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автор термина- современный американский политолог Р.Даль.
ПОЛИТИЯ – это правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом (правление в интересах среднего класса).
ТИМОКРАТИЯ – это власть военных.
УТИЛИТАРИЗМ – это теория, согласно которой люди в своей деятельности должны исходить из принципа практической выгоды, которую можно измерить соотношением страдания и удовольствия: человек более всего счастлив тогда, когда его страдания минимальны, а удовольствие максимально (Автор теории утилитаризма - И.Бентам).
Темы рефератов:
1. Политические идеи Древнего Востока.
2. “Идеальное государство” Платона.
3. Философия и политическое учение Аристотеля.
4. Марк Туллий Цицерон как государственный деятель и политический мыслитель.
5. Августин Аврелий и Фома Аквинский о взаимоотношениях государства и церкви.
6. Политическая мысль Арабского Востока в эпоху Средневековья.
7. Политическая мысль Казахстана в XVIII- XIX вв.
8. Никколо Макиавелли как государственный деятель и теоретик политики.
9. Томас Гоббс и его “Левиафан”.
10. Учение Джона Локка о государстве и праве.
11. Проблема разделения властей в трудах Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье.
12. Проблема географического детерминизма в политическом учении Ш.Л. Монтескье.
13. Политические взгляды Ж.Ж. Руссо и Великая французская революция.
14. Политические идеи “отцов-основателей” США и Американская Конституция.
15. Этика и политико-правовая концепция И. Канта.
16. Философия и политические взгляды Г. Гегеля.
17. Проблемы взаимосвязи экономики и политики в классическом марксизме.
18. Политические взгляды Джона Стюарта Милля.
19. Теории политических элит: история и современность.
Литература:
1. Августин. Исповедь: История моих бедствий. – М., 1992.
2. Августин. О граде Божьем. – М., 1996.
3. Аквинский Фома. О правлении государей. // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – XVII вв. – Л., 1990.
4. Аквинский Фома. Сумма теологии. // Антология мировой философии: В 4 т. – Т.1. – М., 1969.
5. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. – 1992. – № 4.
6. Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата, 1972.
7. Американские просветители: Избранные произведения. – М.,1969.
8. Андерсон П. Размышления о западном марксизме: На путях исторического материализма. – М., 1991.
9. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – Т.1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – М., 1997.
10. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1998.
11. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – М., 1978.
12. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.
13. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства. // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т.2. -М.,1991.
14. Гоббс Т. О гражданине. // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т.1. – М.,1964.
15. Гроций Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. – М., 1994.
16. Гэлбрейт Дж. Политические теории и цели общества. – М., 1976.
17. Даль Р. Введение в теорию демократии. – М., 1992.
18. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе. // Вопросы философии. – 1990. – № 3.
19. Истон Д. Новая революция в политической науке. // Социально-политический журнал. – 1993. – № 8.
20. История политических и правовых учений: Учебное пособие. / Под ред. Лейста О.Э. – М., 1997.
21. История политических и правовых учений: Учебное пособие. / Под ред. Нерсесянца В.С. – М., 1996.
22. Кант И. К вечному миру. // Кант И. Сочинения: В 6 т. – Т.6. – М., 1988.
23. Макиавелли Н. Государь. – М.,1990.
24. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т.4.
25. Михельс Р. Политические партии. // Диалог. – 1990. – № 3-17.
26. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.,1955.
27. Моска Г. Правящий класс. // Социс (Социологические исследования). – 1994 – № 10,12.
28. Платон. Государство. // Платон. Сочинения: В 3 т. – Т.3. Ч.1. – М.,1971.
29. Платон. Законы. // Платон. Сочинения: В 3 т. – Т.3. Ч.2. – М.,1971.
30. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.
31. Тоффлер О. Третья волна. – М., 1992.
32. Федералист: Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. – М., 1994. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – Т.1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – М., 1997.
33. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. – № 3.
34. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. – № 1.
35. Цицерон М.Т. Диалоги: О государстве. О законах. – М.,1966.
Занятие №3: Политика в структуре общественной жизни.
Цель занятия:раскрыть сущность политики, ее границы и перспективы; рассмотреть основные виды политики.
План семинара:
1. Политика как общественное явление, ее природа, возможности, границы и перспективы.
2. Социальные основы политики. Исторические основы политики. Гуманитарная сущность, демократическое содержание и нравственный характер политики.
3. Основные виды политики, их сущность.
4. Политика суверенного государства Республики Казахстан на этапе модернизации общества.
Блиц-тест:
1. Интегративная функция политики по отношению к людям служит:
а) их разделению; б) их классификации; в) их вражде; г) их объединению.
2. Главная функция политики: а) управление экономикой; б) благотворительность; в) управление государством; г) управление церковью.
3. Политика - это деятельность и отношения людей по поводу:
а) личных взаимоотношений; б) государственной власти;
в) финансовых средств; г) собственности.
4. Политика проявляет свою сущность по отношению к каждому отдельномучеловеку как средство проявления своей позиции по вопросам:
а) социальным; б) экономическим; в) политическим; г) религиозным.
5. Политика до сих пор считается делом:
а) нравственным; б) грязным; в) благородным; г) честным.
6. Основная функция политики:
а) организаторская; б) управленческая; в) стимулирующая; г) интегративная.
7. Воспитательная функция политики представляет собой: а) воспитание политиков; б) воспитание граждан; в) воспитание дипломатов; г) воспитание детей.
Контрольные вопросы:
1. Какой смысл вкладывается в понятие «политика»? С чем связана многозначность термина «политика»?
2. Каковы причины возникновения политики?
3. Что определяет специфику политики как самостоятельной сферы общественной жизни?
4. Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор.
5. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.
6. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?
7. Как вы считаете, существует ли перспектива отмирания политики?
Схемы, задачи, ситуации:
1. Какие из нижеперечисленных определений политики, на ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны?
а) концентрированное выражение экономики;
б) процесс управления;
в) отношения по поводу власти;
г) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе;
д) борьба классов;
е) властное распределение ценностей внутри общества;
ж) система согласования социальных интересов;
з) искусство возможного;
и) деятельность, направленная на достижение блага всего общества;
к) форма общения людей, способ коллективного существования человека;
л) отношения «друзей» — «врагов».
2. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утверждают, что политика тесно связана и ассоциируется с функционированием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».
3. Как вы считаете: влияет ли политика на профессиональную деятельность, которой вы рассчитываете заниматься после окончания вуза?
4. Какие из нижеприведенных факторов в наибольшей степени влияют на характер и содержание проводимой политики?
а) природа правящей элиты;
б) политическая культура общества;
в) социально-экономическое неравенство;
г) интересы социальных групп;
д) социальные и экономические процессы;
е) нормы морали;
ж) объективные законы общественного развития;
з) ценностные ориентации политических лидеров;
и) борьба между элитными группами за контроль над ресурсами;
к) забота об общем благе со стороны субъектов власти;
л) все из вышеперечисленных в одинаковой степени;
м) никакие из вышеперечисленных.
5. Истон определяет политику как властное распределение ценностей внутри общества. Определите, что подразумевает данная трактовка:
а) определение государством величины доходов и привилегий для различных социальных групп;
б) распределение жилплощади в порядке очереди;
в) определение наиболее важных целей общественного развития и приоритетов;
г) определение порядка доступа к наиболее дефицитным ресурсам.
6. Определите, что из нижеперечисленного относится к форме, содержанию и процессу политики:
а) цели и ценности политики, мотивы и механизмы принятия решений;
б) политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами;
в) организационная структура политики, институты, нормы и законы, позволяющие урегулировать политическое поведение людей.
г) определение государством величины доходов и привилегий для различных социальных групп;
д) распределение жилплощади в порядке очереди;
е) определение наиболее важных целей общественного развития и приоритетов;
ж) определение порядка доступа к наиболее дефицитным ресурсам.
7. Определите содержание политики для каждого уровня:
Уровень политики
| Содержание политики
| 1. Низший
|
| 2. Локальный
|
| 3. Национальный
|
| 4. Международный
|
|
Глоссарий:
ПОЛИТИКА – средства (силовые, экономические, информационные и др.), с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других социальных групп. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику (лоббирование).
АКТОР – субъект конкретного политического процесса.
АПОЛИТИЧНОСТЬ – безразличное отношение к политике; уклонение от участия в общественно-политической жизни, связанное с тем, что человек не видит ценности своего участия в политике, не обладает осознанным отношением к политике.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – это система знаний, идей, ценностей индивида, группы, общества.
ПРАВО – система общественных регулятивов, суть которых состоит в социальной регуляции деятельности и отношений между людьми с помощью законодательно закрепленных норм, выполнение которых обеспечено принуждением со стороны государства, в чем и заключается основное отличие права от нравственности, морали. “Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон” (К. Маркс).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ- условный образец важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ – символическое, опирающееся на верования выражение основных ценностей общества.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralie - множественный) - множественность взглядов и точек зрения, возможность социальных групп создавать организации для выражения интересов.
Темы рефератов:
1. Политика и экономика.
2. Политика и право.
3. Политика как искусство. Искусство политического руководства обществом.
4. Политика и мораль.
5. Политика и религия.
6. Политика и средства массовой информации.
7. Политика суверенного Казахстана.
Литература:
1. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию: концептуальный и методологический аспекты // Политические исследования. 1992. №1-2.
2. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.
3. Василенко И.А. Политология: Учебник. – М.: «Гардарики», 2004.
4. Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы, 1998.
5. Исмагулов З. Политология. Алматы, 1993.
6. Капесов Н.К. Основы политологии. Алматы, 1995.
7. Козлов Г. Политология в Казахстане: проблемы становления. –Мысль, 1995, №1.
8. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.
9. Мустафин Т.Т. Место политологии в системе общественных наук. - Вестник Академии наук Казахстана. 1991, №9.
10. Кравченко А.И. Политология: Учебник. - М.: «Проспект», 2006.
11. Перевалов В.Д. Политология: Учебник. – М.: «Норма», 2006.
12. Политология. Курс лекций. / Под ред. Марченко М.Н. М., 1993. Лек.1.
13. Радугин А.А. Политология: Учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд - М.: 2000.
14. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов. – М: «Аспект- пресс», 2001.
|