АНАЛИЗ КОНЬЮНКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ Одно из важных условий коммерческого успеха - постоянное определение соотношения спроса и предложения товара или товарной группы на основе анализа взаимодействия конъюнктурообразующих факторов.
Конъюнктура– экономическая ситуация на рынке в определенный момент, результат взаимодействия факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен на них.
Если коммерсант не владеет характеристикой текущего состояния товарного рынка, условиями купли - продажи товара в ассортиментной структуре и динамике, он лишен возможности квалифицированно, выгодно и надежно совершить торговую операцию, соперничать с другими торговыми организациями и изготовителями, завоевать определенный сегмент рынка.
Конъюнктуру товарных рынков может изучать сама торгово-посредническая организация, а также специализированная структура или научно-исследовательская организация. Выбор за торговой фирмой, который осуществляется с учетом объемов деятельности, широты ассортимента, возможности привлечения квалифицированных специалистов, сравнительной оценки выгодности каждого их этих вариантов путем сопоставления затрат и доходов, а так же возможных потерь и упущенной выгоды.
Целью изучения конъюнктуры товарных рынков является получение достоверной информации для принятия обоснованных решений торгово-посредническими организациями, производственными предприятиями, федеральными и региональными органами власти и управления, администрацией города, района, направленных на обеспечение равновесия спроса и предложения на потребительские товары и производственно-технического назначения.
Следует различать три вида сведений о развитии конъюнктуры товарных рынков:
1. конъюнктурная справка-экспресс информация, разрабатываемая и представляемая в особо срочных случаях. Ее содержание - краткое и точное описание наблюдаемых изменений, их количественные и качественные характеристики причины и рекомендации, необходимые для нормализации положения;
2. конъюнктурная сводка - краткая ежемесячная /ежеквартальная/ информация о положении на товарных рынках, по том или иным причинам представляющих особый интерес в данное время;
3. обзоры конъюнктуры товарных рынков - сводный итог конъюнктурных наблюдений, содержащий характеристику общеэкономического положения, состояния предложения, спроса, цен, развития торговли в прошлом и текущем квартале полугодии, году/ и оценку конъюнктуры на предстоящий квартал /полугодие, год/. Насущность задачи организации изучения конъюнктуры товарных рынков определяется тем, что на современном этапе соединилось воздействие политических, экономических, правовых факторов, диктующих необходимость систематического измерения соотношения спроса и предложения без чего не может быть элементарно грамотной работы, обеспечивающей устойчивое функционирование предприятий на рынке.
Систематическая и полная информация о конъюнктуре рынка необходима федеральным и региональным органам власти и управления для квалифицированной и результативной реализации функций по государственному регулированию рыночных отношений.
Конъюнктуру товарного рынка характеризуют следующие основные показатели:
· масштаб рынка (его емкость, число предприятий различных типов, действующих на рынке);
· степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
· уровень цен;
· тип конкуренции на рынке (конкурентный, монополистический и т.д.);
· динамика рынка;
· степень деловой активности;
· сила и острота конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
· степень государственного регулирования исследуемого рынка;
· барьеры для входа на рынок;
· коммерческие условия реализации товаров.
Чем полнее и качественно информация о конъюнктуре рынка, тем грамотнее управленческие решения по достижению равновесия спроса и предложения в ситуации, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование всех возможностей.
Факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру товарного рынка, весьма многочисленны. Можно выделить следующие группы факторов: географические, социально-психологические, макроэкономические, микроэкономические, демографические.
К группе географических факторов, определяющих различие в предложении, спросе, ценах относятся расстояния от промышленных центров или районов интенсивного сельскохозяйственного производства, климатические условия, место жительства или производства (город, сельская местность), состояние транспортных связей.
К группе демографических факторов относятся пол, возраст, семейное положение, размер семьи.
К группе социально-психологических факторов относятся факторы, объясняющие особый характер поведения потребителей на рынке, мотивы, которыми они руководствуются при выборе тех или иных товаров. К ним относятся например, образование, профессиональная, религиозная, национальная принадлежность покупателей, стиль жизни потребителей, их личностные характеристики, цели при покупке товаров, частота потребления товара, различия в реакции покупателей на качество, цены, способ продажи, реклама.
К группе макроэкономических факторов относятся направление экономической реформы, ход ее реализации, финансовое положение, денежная эмиссия, внешняя задолженность, внутренний долг, восстановление и развитие внутренних и внешних хозяйственных связей, внешний рынок, рост или сокращение инвестиций, ход приватизации или демонополизации, проведение аграрной реформы.
К группе микроэкономических факторов следует отнести конкретные причины, влияющие в городе, районе на объемы и ассортиментную структуру промышленного и сельскохозяйственного производства, поставок, продажи и запасов товаров, динамику цен. [16]
Для изучения конъюнктуры товарных рынков весьма важно измерять влияние каждого из указанных факторов на происходящие изменения в предложении и спросе, объективно выявлять результаты воздействия факторов для принятия и реализации управленческих решений, способных изменить положение на рынке товаров народного потребления и продуктов производственно-технического назначения.
Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия в оптовой и розничной торговле. Поэтому главной целью информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка является создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.
К таким показателям относятся:
- производство товаров в ассортименте;
- обновление товарного ассортимента;
- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;
- запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях);
- продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);
- изменение доли рынка, занимаемого предприятием;
- изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;
- выполнение заявок на поставку товаров;
- изменение в спросе потребителей;
- величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте; динамика цен;
- продажа товаров по сниженный ценам (в том числе, уценка, сезонная распродажа).
Служба изучения рынка анализирует данные о динамике производства товара в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети. Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.
При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один - два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.
По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры рынка является краткосрочным. Специфика его заключается в том, что, с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а с другой стороны - более высокая вариация квартальных показателей по сравнению с годовыми снижает эту точность.
На практике для прогнозирования конъюнктуры рынка чаще всего используются следующие методы: экстраполяция; экспертные оценки; математическое моделирование. [8]
Метод экстраполяции базируется на предположении об относительной повторяемости явлений и процессов. Данный метод используется, например, для прогнозирования объема продаж на будущий период исходя из объемов продаж в предшествующие периоды при определенной цене на товар и уровне доходов потребителей. Преимущество метода экстраполяции заключается в его простоте, а недостаток – в ограниченной достоверности, порождающей сужение рамок использования. Его применение оправдано в тех случаях, когда в рыночной ситуации отсутствуют резкие изменения, а инерционность развития рынка весьма вероятна.
Метод экспертных оценок, в отличие от экстраполяции, основан не на простом перенесении на прогнозируемый период тенденций предшествующего периода, а на внесение в эти тенденции определенных поправок на основе детального изучения и сопоставления условий, в которых исследуемое явление находилось в предшествующий период и будет находиться в предшествующий. Для разработки подобного прогноза конъюнктуры необходимо провести серьезный анализ основных факторов, оказывающих влияние на происходящие на рынке процессы. Это требует достаточного объема достоверной информации и высокой компетентности экспертов.
В современных условиях наиболее приемлемым для прогнозирования конъюнктуры является метод математического моделирования. В его основе лежит определение функциональной зависимости между отдельными показателями на базе анализа данных о конъюнктуре за несколько предшествующих лет.
Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовариантный характер.
Информация о конъюнктуре товарных рынков может быть использована торговыми организациями при решении следующих задач:
- при определении объемов и ассортиментной структуры закупок товаров;
- при расширении и изменении географии закупок и продаж;
- при изменении своей товарной специализации;
- своевременном реагировании на происходящее и прогнозируемое изменение спроса;
- при ориентации в ценах с целью заключения наиболее выгодных сделок;
- при разработке программы развития торгово-посреднической деятельности;
- при организации проведения и участия в торгово-промышленных ярмарках и аукционах;
- при определении номенклатуры товаров, пользующихся наибольшим спросом на местном, региональном и российском рынках;
- на этапе выявления новых рынков сбыта и потенциальных потребителей.
Контрольные вопросы:
1. Назовите цели изучения конъюнктуры товарных рынков?
2. Назовите группы факторов, влияющих на формирование и динамику конъюнктуры товарных рынков.
3. Какие методы используют при прогнозировании конъюнктуры товарных рынков?
4. При решении какого рода задач торговым организациям необходима информация о конъюнктуре товарных рынков?
|