Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

АНАЛИЗ КОНЬЮНКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Одно из важных условий коммерческого успеха - постоянное определе­ние соотношения спроса и предложения товара или товарной группы на ос­нове анализа взаимодействия конъюнктурообразующих факторов.

Конъюнктура– экономическая ситуация на рынке в определенный момент, результат взаимодействия факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен на них.

Если коммерсант не владеет характеристикой текущего состо­яния товарного рынка, условиями купли - продажи товара в ассортиментной структуре и динамике, он лишен возможности квалифицированно, выгодно и надежно совершить торговую операцию, соперничать с другими торговыми ор­ганизациями и изготовителями, завоевать определенный сег­мент рынка.

Конъюнктуру товарных рынков может изучать сама торгово-посредническая организация, а также специализированная структура или научно-иссле­довательская организация. Выбор за торговой фирмой, который осуществля­ется с учетом объемов деятельности, широты ассортимента, возможности при­влечения квалифицированных специалистов, сравнительной оценки выгоднос­ти каждого их этих вариантов путем сопоставления затрат и доходов, а так же возможных потерь и упущенной выгоды.

Целью изучения конъюнктуры товарных рынков является получение достоверной информации для принятия обоснованных решений торгово-посредническими организациями, производственными предприятиями, федеральными и региональными органами власти и управления, администрацией города, района, направленных на обеспечение равновесия спроса и предложения на потребительские товары и производственно-технического назначения.



Следует различать три вида сведений о развитии конъюнктуры товарных рынков:

1. конъюнктурная справка-экспресс информация, разрабатываемая и пред­ставляемая в особо срочных случаях. Ее содержание - краткое и точное опи­сание наблюдаемых изменений, их количественные и качественные характеристики причины и рекомендации, необходимые для нормализации положения;

2. конъюнктурная сводка - краткая ежемесячная /ежеквартальная/ инфор­мация о положении на товарных рынках, по том или иным причинам представ­ляющих особый интерес в данное время;

3. обзоры конъюнктуры товарных рынков - сводный итог конъюнктурных наблюдений, содержащий характеристику общеэкономического положения, состояния предложения, спроса, цен, развития торговли в прошлом и текущем ква­ртале полугодии, году/ и оценку конъюнктуры на предстоящий квартал /полугодие, год/. Насущность задачи организации изучения конъюнктуры то­варных рынков определяется тем, что на современном этапе соединилось воздействие политических, экономических, правовых факторов, диктующих не­обходимость систематического измерения соотношения спроса и предложения без чего не может быть элементарно грамотной работы, обеспечивающей устойчивое функционирование предприятий на рынке.

Систематическая и полная информация о конъюнктуре рынка необходима фе­деральным и региональным органам власти и управления для квалифициро­ванной и результативной реализации функций по государственному регули­рованию рыночных отношений.

Конъюнктуру товарного рынка характеризуют следующие основные показатели:

· масштаб рынка (его емкость, число предприятий различных типов, действующих на рынке);

· степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

· уровень цен;

· тип конкуренции на рынке (конкурентный, монополистический и т.д.);

· динамика рынка;

· степень деловой активности;

· сила и острота конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);

· степень государственного регулирования исследуемого рынка;

· барьеры для входа на рынок;

· коммерческие условия реализации товаров.

Чем полнее и качественно информация о конъюнктуре рынка, тем грамотнее управленческие решения по достижению равновесия спроса и предложе­ния в ситуации, при которой рынок оказывается не в состоянии координи­ровать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование всех возможностей.

Факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру товарного рынка, весьма многочисленны. Можно выделить следующие группы факторов: географические, социально-психологические, макроэкономические, микроэкономические, демографические.

К группе географических факторов, определяющих различие в предложении, спросе, ценах относятся расстояния от промышленных центров или рай­онов интенсивного сельскохозяйственного производства, климатические условия, место жительства или производства (город, сельская местность), состояние транспортных связей.

К группе демографических факторов относятся пол, возраст, семейное положение, размер семьи.

К группе социально-психологических факторов относятся факторы, объясняющие особый характер поведения потребителей на рынке, мотивы, которыми они руководствуются при выборе тех или иных товаров. К ним относятся например, образование, профессиональная, религиозная, национальная принадлежность покупателей, стиль жизни потребителей, их личностные характеристики, цели при покупке товаров, частота потребления товара, различия в реакции покупате­лей на качество, цены, способ продажи, реклама.

К группе макроэкономических факторов относятся направление экономи­ческой реформы, ход ее реализации, финансовое положение, денежная эмиссия, внешняя задолженность, внутренний долг, восстановление и развитие внут­ренних и внешних хозяйственных связей, внешний рынок, рост или сокращение инвестиций, ход приватизации или демонополизации, проведение аграрной ре­формы.

К группе микроэкономических факторов следует отнести конкретные причины, влияющие в городе, районе на объемы и ассортиментную структуру про­мышленного и сельскохозяйственного производства, поставок, продажи и за­пасов товаров, динамику цен. [16]

Для изучения конъюнктуры товарных рынков весьма важно измерять влия­ние каждого из указанных факторов на происходящие изменения в предло­жении и спросе, объективно выявлять результаты воздействия факторов для принятия и реализации управленческих решений, способных изменить положе­ние на рынке товаров народного потребления и продуктов производственно-технического назначения.

Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия в оптовой и розничной торговле. Поэтому главной целью информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка является создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и то­варного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.

К таким показателям относятся:

- производство товаров в ассортименте;

- обновление товарного ассортимента;

- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;

- запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торго­вых организациях);

- продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);

- изменение доли рынка, занимаемого предприятием;

- изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;

- выполнение заявок на поставку товаров;

- изменение в спросе потребителей;

- величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте; динамика цен;

- продажа товаров по сниженный ценам (в том числе, уценка, сезонная распродажа).

Служба изучения рынка анализирует данные о динамике производства то­вара в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети. Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.

При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один - два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа в со­четании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговремен­но выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры рынка является краткосрочным. Специфика его заключается в том, что, с одной стороны, точ­ность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и дол­госрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а с другой стороны - более высокая вариация кварталь­ных показателей по сравнению с годовыми снижает эту точность.

На практике для прогнозирования конъюнктуры рынка чаще всего используются следующие методы: экстраполяция; экспертные оценки; математическое моделирование. [8]

Метод экстраполяции базируется на предположении об относительной повторяемости явлений и процессов. Данный метод используется, например, для прогнозирования объема продаж на будущий период исходя из объемов продаж в предшествующие периоды при определенной цене на товар и уровне доходов потребителей. Преимущество метода экстраполяции заключается в его простоте, а недостаток – в ограниченной достоверности, порождающей сужение рамок использования. Его применение оправдано в тех случаях, когда в рыночной ситуации отсутствуют резкие изменения, а инерционность развития рынка весьма вероятна.

Метод экспертных оценок, в отличие от экстраполяции, основан не на простом перенесении на прогнозируемый период тенденций предшествующего периода, а на внесение в эти тенденции определенных поправок на основе детального изучения и сопоставления условий, в которых исследуемое явление находилось в предшествующий период и будет находиться в предшествующий. Для разработки подобного прогноза конъюнктуры необходимо провести серьезный анализ основных факторов, оказывающих влияние на происходящие на рынке процессы. Это требует достаточного объема достоверной информации и высокой компетентности экспертов.

В современных условиях наиболее приемлемым для прогнозирования конъюнктуры является метод математического моделирования. В его основе лежит определение функциональной зависимости между отдельными показателями на базе анализа данных о конъюнктуре за несколько предшествующих лет.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовари­антный характер.

Информация о конъюнктуре товарных рынков может быть использована торговыми организациями при решении следующих задач:

- при определении объемов и ассортиментной структуры закупок товаров;

- при расширении и изменении геог­рафии закупок и продаж;

- при изменении своей товарной специализации;

- своевременном реагировании на происходящее и прогнозируемое из­менение спроса;

- при ориентации в ценах с целью заключения наиболее выгодных сделок;

- при разработке программы развития торгово-посреднической деятельности;

- при организации проведения и участия в торгово-промышленных ярмарках и аукционах;

- при определении номенклатуры товаров, пользующихся наибольшим спросом на местном, региональном и российском рынках;

- на этапе выявления новых рынков сбыта и потенциальных потребителей.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите цели изучения конъюнктуры товарных рынков?

2. Назовите группы факторов, влияющих на формирование и динамику конъюнктуры товарных рынков.

3. Какие методы используют при прогнозировании конъюнктуры товарных рынков?

4. При решении какого рода задач торговым организациям необходима информация о конъюнктуре товарных рынков?

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.