Тема: Расчёт параметров производственного процесса необезличенного ремонта тележек грузовых вагонов в депо при поточной организации производства Необезличенный ремонт тележек в депо требует такой организации работ, которая бы обеспечила окончание ремонта тележек и их подкатку под вагон до окончания ремонта вагона в целом при нахождении на одной позиции при стационарной форме или до окончания ремонта на позиции подкатки при поточно-предметной форме организации работ.
Тележки можно ремонтировать на механизированных стендах или конвейере. Прогрессивная поточно-конвейерная форма ремонта тележек связана с определенными трудностями согласования ремонта тележек и вагонов на потоке при наличии одной позиции подъемки вагонов. В некоторых случаях тележки не могут быть возвращены под вагон, из-под которого были выкачены. При применении поточно-конвейерной формы ремонта тележек на всех позициях конвейера должны находиться объекты ремонта. После подъемки вагона тележки выкатывают и подают в специализированное отделение. Через время, равное такту работы конвейера, отремонтированную тележку подают на сборочный участок для подкатки под вагон, а первая тележка рассматриваемого вагона еще только поступает в моечную машину. В этом случае будет иметь место обезличивание тележек.
Для предотвращения обезличивания тележек конвейер для их ремонта используют как механизированный стенд. На конвейер устанавливают всего один объект; два слесаря, производящих его ремонт, перемещаются вместе с объектом по позициям конвейера и последовательно выполняют технологические операции с применением механизмов, установленных на каждой позиции.
В этом случае для ремонта тележек рационально применять механизированные стенды, что позволяет не допускать обезличивания тележек, сокращать площадь, занимаемую технологической оснасткой, и снижать затраты на изготовление оснастки.
Трудоемкость разборки, проверки деталей и сборки тележки на механизированных стендах составляет примерно 1,33 чел.-ч. Потребное количество рабочих в смену для ремонта тележек зависит от программы депо. Результаты расчетов для двухсменного режима работы депо при пятидневной рабочей неделе приведены в табл. 8.1.
Таблица 8.1.
Показатели
| Годовая программа депо, вагонов/год
|
|
|
|
|
| Ритм выпуска тележек, тележек/ч
Количество рабочих в смену (расчетное)
|
2,66
|
|
5,32
|
6,66
|
| Исходя, из трудоемкости слесарных работ по ремонту тележек целесообразно использовать поточно-конвейерную форму ремонта тележек для 6000 вагонов в год и более, так как в этом случае количество работающих в смену (четыре и более) позволяет организовать две или более позиций поточной линии и обеспечить полную загрузку оборудования.
Выполнение требований необезличенного ремонта тележек и применение поточно-конвейерной формы их ремонта могут быть обеспечены при выкатке тележек из-под вагона на одной позиции и при подкатке их на следующей. В этом случае тележки, выкаченные на первой позиции подъемки вагона, подаются для ремонта в специализированное отделение. На позициях тележечного конвейера в это время находятся рамы тележек вагона, поступившего на позицию подкатки. Ремонт тележек вагонов, поступивших на позиции подкатки, начался раньше рассматриваемого такта (рамы тележек уже находятся на всех позициях конвейера). Поэтому и ремонт тележек этих вагонов будет окончен раньше такта поточной линии вагоносборочного участка. Разрыв во времени необходим для подачи последней тележки на вагоносборочный участок, подкатки тележек под вагон, опускания кузова на тележки и соединения тормозной рычажной передачи.
Такт выпуска тележек из ремонта устанавливается исходя из требования пропорциональности производительности конвейера по ремонту тележек и потребности вагоносборочного участка в отремонтированных тележках:
,
где Фд об — действительный годовой фонд времени работы оборудования с учетом сменности; — количество объектов на одной позиции конвейера по ремонту тележек; — количество поточно-конвейерных линий по ремонту тележек; NT — годовая программа ремонта тележек.
Годовая программа ремонта тележек зависит от годовой программы ремонта вагонов NT=SNB, где S — количество тележек на одном вагоне; NB— годовая программа ремонта вагонов.
Годовая программа ремонта вагонов
,
где — количество вагонов на одной позиции поточно-конвейерной линии; — количество поточно-конвейерных линий; tВ — такт поточно-конвейерных линий ремонта вагонов.
После преобразования получим
Учитывая, что для современных депо, как правило, , будем иметь для указанных условий
Количество позиций тележечного конвейера рационально устанавливать исходя из количества слесарей, работающих в смену на одной позиции ст =Rяв/а где Rяв - явочное количество рабочих по разборке, проверке деталей и сборке тележек в смену; а — количество рабочих на одной позиции конвейера.
Учитывая, что на каждой позиции конвейера по ремонту тележек работают два слесаря, а общее их число, например, при годовой программе депо 6000 вагонов составляет 4 чел. в смену, необходимое количество позиций будет равно двум, а при программе 9000 вагонов в год — трем.
Ремонт тележек на конвейере должен начинаться после подъемки вагона, а заканчиваться до их подкатки под вагон.
Возможная продолжительность работ по выкатке и подкатке тележек может быть определена из равенства производственного цикла ремонта тележек и продолжительности нахождения вагона на позициях выкатки и подкатки тележек, а также времени нахождения вагона на позициях, которые он проходит на технологических тележках. В соответствии с графиком производственного процесса ремонта тележек имеем
tвd = tB + tоб + tр +tп,
где d — количество позиций поточной линии, которые вагон проходит за время между выкаткой и подкаткой тележек; tB, tп, — максимально возможная продолжительность с начала подъемки вагона до поступления первой тележки к моечной машине и с момента окончания ремонта последней тележки до передвижки опущенного на отремонтированные тележки последнего вагона; tоб — время обмывки тележки; tр — общая продолжительность ремонта тележек; tр = tт(т—1+ст) = [tв (т—1+ст)]/т; ст — количество позиций конвейера по ремонту тележек; т — количество одновременно выкатываемых тележек на вагоносборочном участке (m = S).
После преобразования получаем
(8.1.)
Пример: Если выкатку и подкатку тележек осуществляют на смежных позициях d=2, количество одновременно выкатываемых тележек т=4, количество позиций конвейера по ремонту тележек ст=2, время обмывки одной тележки tоб=tт, то получим, что такт конвейера по ремонту тележек tт=tT/4, максимально возможное время на выкатку и подкатку тележек
.
Таким образом, для рассмотренных условий обеспечивается согласование работы вагоносборочного участка и тележечного отделения. Расчеты показали, что наибольшая продолжительность операций, связанных с выкаткой и подкаткой тележек, может составлять 50 % продолжительности такта поточных линий вагоносборочного участка. За этот отрезок времени можно осуществить транспортировку тележек на значительное расстояние.
Выкатка тележек на одной позиции и подкатка их на следующей требуют перемещения вагона между рассматриваемыми позициями на технологических тележках. Выкатку и подкатку вагонных тележек, а также возврат технологических тележек с позиции подкатки на позицию выкатки удобно организовать следующим образом. Вдоль позиций выкатки и подкатки тележек вагона прокладывают конвейер. При прямом ходе с его помощью выкатываются вагонные тележки и перемещаются технологические тележки. При обратном ходе конвейера осуществляется подкатка отремонтированных тележек под вагон на смежной позиции. В качестве технологических могут применяться тележки из-под списанных грузовых вагонов.
Поточная линия ремонта тележек рассчитана на годовую программу 6022 вагонов в год, работает с тактом 20 мин. На накопитель перед моечной машиной тележки подаются трансбордером или мостовым краном. Оператор тележечного отделения с пульта управления включает толкатель накопителя и тележка подается в моечную машину. В моечной машине автоматически поднимается рама тележки, а колесные пары «выкатываются на линию ремонта. Затем закрывается моечная машина, включаются приспособления для вращения рамы тележки и водяной насос. Обмывается рама горячей водой под давлением 1,9 МПа при температуре 60—70 °С. После обмывки в камеру моечной машины подается технологическая тележка, на которой рама вагонной тележки транспортируется на подъемник первой позиции. Здесь производятся подъем и разборка рамы тележки. Боковые рамы раздвигаются с помощью пневмоцилиндров, а надрессорная балка поворачивается для проверки ее состояния и некоторых размеров. Рамы, требующие ремонта, краном транспортируются на соответствующие рабочие места, а из накопителя заранее отремонтированные боковые рамы этим же краном подаются на позицию сборки.
На второй позиции заканчивается сборка тележки и подкатка колесных пар. Собранная тележка трансбордером подается на вагоносборочный участок.
При совпадении момента перемещения вагонов на нескольких поточных линиях ( ) возрастает число одновременно выкатываемых тележек, что усложняет передачу их в ремонт. Для хранения тележек в ожидании ремонта и подкатки требуется значительная площадь. В таких случаях, чтобы согласовать работу конвейера по ремонту тележек и вагоносборочного участка, целесообразно смещать момент передвижки вагонов на поточных линиях на = 1/2tв или Dtв = 1/3tв в зависимости от числа линий. Вследствие этого удается более равномерно загрузить отделение ремонта тележек и подъемно-транспортное оборудование вагоносборочного участка. Первый комплект тележек в ремонт поступит после подъемки вагонов на первой линии, а через интервал времени DtВ поступят тележки со второй линии и т. д. С тем же опережением DtВ будет осуществляться подкатка тележек.
Такт конвейера по ремонту тележек в этом случае
tт = DtВ /т1 = tВ / ( т1)
Количество одновременно выкатываемых тележек для данного варианта т1= S . Для рассматриваемого варианта аналогично уравнению (8.1.) можем получить
Например, при выкатке и подкатке тележек на смежных позициях вагоносборочного участка d=2, наличии двух поточно-конвейерных линий ремонта вагонов , одновременной выкатке двух тележек m1=2, наличии двух позиций на конвейере по ремонту тележек ст=2, продолжительности обмывки тележек получим, что максимально возможное время на выкатку и подкатку тележек
.
По сравнению с рассмотренным выше примером возможное время на выкатку и подкатку тележек увеличилось на (1,00—0,5)∙tВ=0,5∙tВ.
Вариант перемещения поточно-конвейерных линий вагоносборочного участка в разное время будет эффективен при увеличении tВ и т даже при условии выкатки и подкатки тележек на одной позиции.
Пример: при выкатке и подкатке тележек на одной позиции вагоносборочного участка d=1, наличии двух поточно-конвейерных линий для ремонта вагонов , постановке на одну позицию трех вагонов и одновременной выкатке шести тележек т1=6, наличии трех позиций на конвейере по ремонту тележек ст=3, продолжительности обмывки тележек t0=10 мин, продолжительности такта линий вагоносборочного участка tВ=120 мин получим .
Такой продолжительности операции по выкатке, и подкатке тележек достаточно для организации их ремонта в отдельно расположенном производственном помещении.
Рассмотренные варианты согласования работы тележечного конвейера с работой вагоносборочного участка позволяют обеспечить необезличивание тележек при ремонте вагонов на потоке. Применение прогрессивной технологической оснастки значительно улучшает качество ремонта тележек и повышает производительность труда.
Список рекомендуемой литературы
1. Криворучко Н.З., Гридюшко В.И., Бугаев В.П. Вагонное хозяйство. М., «Транспорт», 1976., 280с.
2. Гридюшко В.И., Бугаев В. П., Криворучко Н.З. Вагонное хозяйство М., “Транспорт”, 1988., 295 с.
3. Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). М., ВНИИВ-ВНИИЖТ.,1983,260с.
|