Сеть уборки – выпуска закрылков НАО «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.САТПАЕВА»
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Экземпляров___
Экземпляр №___
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине
«Авиационное и радиоэлектронное оборудование»
ВУС-461000
ТЕМА 5.
Потребители электроэнергии.
Обсуждена на заседании
цикла Э и РТВ
Протокол _____________
От «___» _________2014г.
Уточнена:
«___» ____________201_г.
| «___» ____________201_г.
«___» ____________201_г.
| |
АЛМАТЫ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник военной кафедры
При НАО «КазНТУ им. К.И. Сатпаева»
Полковник юстиции Т.Сагымбеков
«___» ________20__ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине «Авиационное и радиоэлектронное оборудование»
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели и задачи обучения
Дисциплина играет важную роль в подготовке авиаспециалистов.
При изучении рассматриваются основные вопросы его назначения, принципов работы, основных тактических и технических характеристик, состава, органов управления, встроенных систем контроля.
Прививаются навыки пользования эксплуатационной документацией.
Даются необходимые навыки технической эксплуатации оборудования.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
- принцип построения авиационного и радиоэлектронного оборудования, состав, назначение, основные тактико-технические характеристики, принцип действия, взаимодействие с наземными радиотехническими средствами и другими самолетными системами, средства индикации и сигнализации;
- системы встроенного контроля;
- меры безопасности при работе.
Уметь:
- применять знания, полученные по данному курсу на практике;
- пользоваться эксплуатационной и справочной литературой;
- правильно эксплуатировать бортовое оборудование;
Выработать навыки:
- по проверке работоспособности на самолете (вертолете);
- по проверке радиоаппаратуры самолётовождения и вертолётовождения
- по монтажу и демонтажу блоков аппаратуры.
Методические указания
Изучение дисциплины «Авиационное и радиоэлектронное оборудование» является важным этапом в подготовке специалистов, умеющих выполнять работы по техническому обслуживанию самолетов, двигателей и их систем.
Это обучение позволяет закрепить и углубить знания наиболее сложных вопросов касающихся эксплуатации авиационной техники.
На занятиях учебный материал излагать применительно к практическим навыкам, встречающимся при технической эксплуатации АТ.
Большое внимание уделять знаю конкретных агрегатов и основных систем самолета и двигателя.
Основной формой проведения практических занятий считать осмотр агрегатов той или иной системы на стендах и макетах.
Занятия проводить в специально оборудованных аудиториях, в классе оборудованном компьютерами, а также на учебных сборах в ангарах, где производиться техническое обслуживание АТ.
В процессе обучения использовать учебные кинофильмы, специальные программы на ПЭВМ по соответствующей тематике. Главное внимание уделять на практические навыки. В ходе проведения занятий широко использовать программный опрос обучающихся, проекционную аппаратуру, средства интерактивного обучения, а также использовать оборудование специальных классов.
ЗАНЯТИЕ – 1. Потребители электроэнергии.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:
- Изучить назначение и работу, эксплуатационные характеристики.
ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут).
ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие
МЕСТО: специализированный класс.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Мультимидийные средства обучения.
Литература:
1. Самолёт Ан-26. Техническое описание. Книга 3. Авиационное оборудование.
2. Авиационное оборудование. Москва. Военное издательство 1989г.
3. Бондарчук И.Е. Харин В.И. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолёта Ан-24.
4. Руководство технического обслуживания вертолёта Ми-8МТВ. Книга 5 РЭО. Книга 6 АО.
5. Военная кафедра/ЭО ЛА.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№
пп
| Вопросы занятий
| Время (мин)
| I
| Организация занятия
|
| II
| Учебные вопросы:
|
|
| 1. Электрооборудование гидравлической системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики.
|
| 2. Электрооборудование топливной системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики.
| III
| Заключительная часть
|
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка подготовки студентов к занятию:
Принять доклад дежурного по взводу.
Проверить наличие студентов.
Проверить готовность взвода к занятию объявить тему и учебные цели занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1-й учебный вопрос.Электрооборудование гидравлической системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики.
Гидравлические агрегаты сетей выпуска — уборки шасси и закрылков, поворота колес передней ноги, управления триммерами, тормозов, отката и наката рампы имеют электродистанционное управление.
Такими агрегатами являются – электрогидравлические краны, электромагнитные краны, электрогидравлические выключатели, электромеханизмы.
Сеть уборки – выпуска шасси
Под задним зализом центроплана, справа расположен электрогидравлический кран ГА-142/1.
Кран ГА-142/1трехпозиционный электромагнитный с плоским распределительным золотником предназначен для дистанционного управления подачей жидкости.
Рис. 1.
При обесточенных электромагнитах 2 и 5 (Рис 2.) и работающем насосе шарики 3 и 4 отжимаются и пропускают жидкость к поршням 7 и 8. Поскольку площади поршней равны, то золотник фиксируется в нейтральном положении. При этом напорная магистраль 11 располагается напротив перемычки корпуса и запирается, а полости потребителей штуцерами С и D соединяются со сливной магистралью через штуцер В.
При подаче напряжения на левый электромагнит 2 его сердечник через толкатель смещает вправо шарик 3, который отключает левую группу поршней 7 и 8 от напорной магистрали, одновременно соединяя управляющие полости поршней со сливной магистралью. Под действием давления жидкости внутренний правый поршень 8 смещается совместно с золотником 10 в крайнее левое положение. Поршень 7 правой группы остается неподвижным, так как он упирается в корпус 9. В результате смещения золотника напорная магистраль 11 соединяется со штуцером С потребителя, другая полость которого через штуцер D соединяется с линией слива.
Рис. 2.
При снятии напряжения с электромагнита 2 шарик 3 возвращается в исходное положение, соединяя левую полость перед поршнями с напорной магистралью. Давлением жидкости на левые наружный и внутренний поршни золотник 10 возвращается в нейтральное положение. Перемещение золотника 10 вправо происходит при подаче напряжения на правый электромагнит 5. Управлять краном можно вручную кнопками 1 и 6.
Основные данные
Напряжение питании по постоянному току, В……….27± 10%
Минимальное напряжение срабатывании электромагнита после выдержки
его под током более 30 мин при температуре окружающей среды не более 80°
С, В……………………………………………………….22
Потребляемый каждым электромагнитом ток при напряжении 24 В и
температуре 20° С, А, не более………………………….1
Режим работы ………………………………………длительный
Масса, кг не более………………………………………..2,7.
Сеть уборки – выпуска закрылков
На панели агрегатов основной системы, под задним зализом центроплана, справа расположен электромагнитный кран ГА163А/16.
ГА163А/16 трёхпозиционный предназначенный для дистанционного управления подачей жидкости под давлением в линию уборки или выпуска закрылков от основной гидросистемы. Управляется переключателем “Закрылки”.
Основные данные
Напряжение питания по постоянному току, В………………27± 10%
Минимальное напряжение срабатывания, В………………….22
Потребляемый ток при температуре 20° С, А, не более……..2,3
Режим работы……………………………………………….длительный
Масса, кг, не более………………………………………………1,4.
Также используется в сетях; поворота колёс, отката и наката рампы.
Электромагнитный кран ГА192 аварийного выпуска закрылков расположен слева под задним зализом центроплана. Агрегат представляет собой двухпозиционный золотник с электромагнитным управлением. Агрегат предназначен для дистанционного управления гидроагрегатами.
Кран ГА-192 состоит из узла золотника и электромагнита ЭМКО-М, который служит для управления золотником.
При включении электромагнита якорь притягивается к сердечнику, преодолевая усилие пружины, и шток через упор перемещает золотник в крайнее нижнее положение. Полости штуцеров подключения насоса и агрегата соединяются между собой и рабочая жидкость поступает под давлением на управляемый агрегат.
При отключении электромагнита якорь под действием пружины возвращается в первоначальное положение, перекрывая поступление рабочей жидкости к управляемому агрегату и соединяя его со сливом.
Основные данные
Напряжение питания по постоянному току, В………………27± 10%
Минимальное напряжение срабатывания, В………………….22
Потребляемый ток при температуре 20° С, А, не более……..1,2
Режим работы……………………………………………….длительный
Масса, кг, не более………………………………………………0,9.
Сеть тормозов
Гидравлический выключатель УГ-34/2 предназначен для включения питания электроцепи управления электромагнитными кранами УЭ-24/1-2 при давлении в линии основного торможения свыше 8 кГ/см2 и отключения этого питания при понижении давления ниже 4 кГ/см2.
Это необходимо для того, чтобы электромагнитные краны УЭ-24/1-2, не рассчитанные на продолжительную работу, не оказались длительное время под напряжением в случае самопроизвольного замыкания цепи автомата тормозов инерционными датчиками.
Основные данные
Давление включения контактов выключателя, кгс/см2 ……….4—8
Максимальное давление включения при температуре окружающей среды минус 60° С, кгс/см2 ……………………………………………………………15
Коммутируемое напряжение, В……………………………………….22—27
Коммутируемый постоянный ток, А, не более……………………… 10
Масса, кг, не более………………………………………………………0,35.
Электромагнитный кран УЭ-24/1-2 служит для соединения линии тормозов с линией слива при срабатывании автомата торможения в момент юза колес.
Каждый электрокран растормаживает при этом два колеса одной тележки (передние или задние). Кран имеет два положения.
1. При обесточенном электромагните штуцер «Давление» соединяется со штуцером «К тормозам», а штуцер «Слив» запирается. В этом положении кран может находиться без ограничения времени.
2. При включении электромагнита в результате электрического импульса, передаваемого инерционным датчиком при возникновении юза, штуцер «К тормозам» соединяется со штуцером «Слив», а штуцер «Давление» запирается. В этом положении кран может находиться под напряжением не более 2 мин.
Основные данные
Напряжение питания по постоянному току, В………………… 27±10%
Минимальное напряжение срабатывания, В……………………22
Потребляемый ток при напряжении 24 В и температуре окружающей среды
плюс 20°С, А, не более…………………………………………….3,5
Режим работы во включенном состоянии, мин, не более ….2
Масса, кг, не более…………………………………………………1,2.
В электрооборудование гидросистемы вертолёта входят два двухпозиционных крана ГА-74М/5 с электромагнитным управлением и пять электромагнитных кранов ГА-192/2.
Краны ГА-74М/5 предназначены для управления подачей рабочей жидкости из магистралей основной или дублирующей гидросистем к гидроусилителям. Краны установлены на гидропанели в редукторном отсеке.
Двухпозиционный кран ГА-74М/5 состоит из гидравлической части и электромагнита ЭМО2/2.
Гидравлическая часть крана состоит из двух основных узлов: узла командного золотника и узла исполнительного золотника, смонтированных в одном корпусе.
На вертолете в редукторном отсеке установлены четыре крана ГА-192/2, три из которых служат для включения гидроусилителей на комбинированное управление вертолетом, а четвертый - для подачи рабочей жидкости в гидроцилиндр управления фрикционом ручки «ШАГ - ГАЗ».
На шпангоуте № 5Н в грузовой кабине установлен кран ГА-192/2, регулирующий подачу рабочей жидкости к гидроупору в системе управления вертолетом.
Давление рабочей жидкости в гидросистемах контролируют с помощью двух манометров ДИМ-100 с указателями УИ1-100.
2-й учебный вопрос. Электрооборудование топливной системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики.
Электрооборудование топливной системы обеспечивает:
- автоматическое и ручное управление выработкой топлива из баков;
- измерение количества топлива как в баках каждой группы, так и суммарного количества раздельно для обоих полукрыльев;
- сигнализацию остатка топлива 580 кг; управление централизованной заправкой баков топливом.
Выполнение перечисленных задач на самолете производится системой программного управления и измерения топлива СПУТ1-5ВЕ.
В комплект системы СПУТ1-5ВЕ входят:
· два блока автоматики БУ9В-3;
· два электроемкостных датчика ДТС10-9;
· два электроемкостных датчика ДТ27-9;
· два электроемкостных датчика ДТСК-4;
· два электроемкостных датчика ДТС10-10;
· два датчика ДТС10-8;
· два блока измерения БИ12-2;
· показывающий прибор 2ППТ2К-4;
· два дистанционных переключателя ПД16-1;
· галетный переключатель ПГ5К-1;
· два выключателя 2ПП-250.
Блоки автоматики БУ9В-3, установленные под полом между шпангоутами 5—6, обеспечивают сигнализацию полной заправки баков топливом, управление подкачивающими насосами и сигнализацию остатка топлива 580 кг.
В кабине экипажа данная информация выводится на следующую панель.
Работа топливоизмерительных электроемкостных датчиков, установленных в топливных баках, основана на свойстве катушки изменять индуктивность при введении в нее ферромагнитного сердечника. В качестве сердечника ипользуется топливо находящееся в баке.
ДТСК-4;
ДТ27-9
ДТС10-9
Блоки измерения БИ12-2 конструктивно объединяют в себе элементы мостовых измерительных схем, выпрямители, конденсаторы, реле, усилители, трансформаторы. Блоки БИ12-2 установлены на правом борту между шпангоутами 5—6.
Показывающий прибор 2ППТ2К-4 объединяет в себе электродвигатель типа ДИД-0.5ТА, реостаты обработки измерительной системы, потенциометры питания компенсационной схемы, кнопку проверки работоспособности системы измерения, механические редукторы, двухрядную шкалу и две стрелки, на которых имеются обозначения: Л (левый) и П (правый) для определения запаса топлива в баках левого и правого двигателей. Шкала прибора градуирована в кг. Наружные отметки шкалы предназначены для отсчета суммарного запаса топлива, внутренние — для отсчета запаса топлива в каждой группе баков. Устанавливается прибор на средней панели приборной доски.
Дистанционные переключатели ПД-16-1, установленные по правому борту между шпангоутами 5—6, предназначены для коммутации электрических цепей системы, что позволяет уменьшить число проводов соединительных линий. Каждый переключатель состоит из трех электромагнитных реле и трех германиевых диодов, смонтированных в общем корпусе.
Галетный переключатель ПГ5К-1 предназначен для включения и отключения питания системы, а также для поочередного или одновременного подключения датчиков каждой группы баков к схеме измерения топливной системы. Переключатель установлен на средней панели приборной доски летчиков.
Выключатели 2ПП-250, установленные на панели выключателей средней панели приборной доски летчиков, предназначены для подачи напряжения 27 В на блоки измерения и галетный переключатель.
Электрическое управление топливной системой вертолёта предназначено для дистанционного распределения топлива, обеспечения визуального контроля за работой агрегатов системы и наличием, как суммарного запаса топлива, так и отдельно в каждом баке.
В состав схемы электрического управления топливной системой входят:
· семь автоматов защиты сети (АЗС) ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА;
· щиток управления "ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА";
· электроприводной центробежный топливный насос 463Б;
· два центробежных топливных насоса ЭЦН91С
· три сигнализатора давления топлива СД-29А;
· электроприводной топливный насос 748А;
· пять перекрывных топливных кранов 768600МА;
· два электромагнитных крана 610200А.
Автоматы защиты сети "ТОПЛИВНАЯ СИСТЕ-МА".
Семь АЗС с общим названием ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА установлены на правой панели АЗС в кабине пилотов.
Автоматы защиты предназначены для подачи питания "+27В" от аккумуляторной шины на соответствующие агрегаты топливной системы и для защиты электросети постоянного тока от коротких замыканий, которые могут возникнуть в схеме электрического управления топливной системой.
Щиток управления "ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА"
Щиток управления "ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА" расположен на средней панели электропульта в кабине пилотов. На щитке расположены выключатели, с помощью которых непосредственно осуществляется управление работой топливными насосами, перекрывными кранами, кранами кольцевания и перепуска топлива, светосигнальные табло, информирующие о работе топливных насосов, перекрывных кранов и кране кольцевания, а также переключатель "ЗАПРАВКА-КОНТРОЛЬ", для перевода в соответствующий режим работы топливомер СКЭС-2027Б.
|