ЗАНЯТИЕ – 3. Электрооборудование противообледенительной системы. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:
- Изучить назначение и работу, эксплуатационные характеристики.
ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут).
ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие
МЕСТО: специализированный класс.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Мультимидийные средства обучения.
Литература:
1. Самолёт Ан-26. Техническое описание. Книга 3. Авиационное оборудование.
2. Авиационное оборудование. Москва. Военное издательство 1989г.
3. Бондарчук И.Е. Харин В.И. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолёта Ан-24.
4. Руководство технического обслуживания вертолёта Ми-8МТВ. Книга 5 РЭО. Книга 6 АО.
5. Военная кафедра/ЭО ЛА.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№
пп
| Вопросы занятий
| Время (мин)
| I
| Организация занятия
|
| II
| Учебные вопросы:
|
|
| 1. Электрооборудование противообледенительной системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики.
|
| III
| Заключительная часть
|
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка подготовки студентов к занятию:
Принять доклад дежурного по взводу.
Проверить наличие студентов.
Проверить готовность взвода к занятию объявить тему и учебные цели занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1-й учебный вопрос.Электрооборудование противообледенительной системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики.
Электрооборудование самолета обеспечивает сигнализацию обледенения самолета, управление воздушными кранами противообледенительной системы крыла, оперения, входных направляющих аппаратов двигателей, обогрев лопастей и обтекателей втулок воздушных винтов, переходных стекол фонаря кабины экипажа, приемников воздушного давления, авиачасов, астрокомпаса, редуктора и баллонов нейтрального газа.
Щиток управления противообледенительными системами самолёта. Расположен на правой приборной доске.
Сигнализация обледенения самолета и автоматическое включение противообледенительной системы крыла и оперения обеспечиваются радиоактивным сигнализатором РИО-3.
Радиоизотопный сигнализатор обледенения типа РИО-3 предназначен для:
- подачи сигнала о начале обледенения самолета;
- непрерывной сигнализации об обледенении;
- автоматического включения противообледенительной системы крыла и оперения.
После выхода самолета из зоны обледенения прибор прекращает подачу сигналов.
Открытие и закрытие кранов подачи горячего воздуха от компрессоров двигателей в обогреваемые носки крыла и оперения выполняется электромеханизмами МП-5И.
Лопасти и обтекатели втулок воздушных винтов с целью их защиты от обледенения обогреваются переменным однофазным током напряжением 115 В, частотой 400 Гц.
В состав системы входят: панель управления ПУ-24АМ, два сигнализатора обледенения СО-4А, нагревательные элементы лопастей и обтекателей втулок винтов.
Панель управления ПУ-24АМ включает в себя программный механизм, обеспечивающий поочередное включение электропитания нагревательных элементов левого и правого винтов, а также включение обогрева на заданное время при работе системы в автоматическом режиме от сигнализаторов СО-4А.
Установлена под зализом центроплана, слева.
Питание к нагревательным элементам подается через кольцевые токосъемники ТС-6.
Электрический обогрев стекол фонаря кабины экипажа применяется для предупреждения и устранения обледенения, а также запотевания стекол во время стоянки самолета, при рулении и в полете. Электрообогреваемыми являются два передних стекла фонаря кабины экипажа.
В состав схемы обогрева стекол входят:
- автомат обогрева стекол АОС-81М предназначен для автоматического регулирования температуры стекол фонаря кабины экипажа;
- два понижающих автотрансформатора АТ-7-1,5, имеет открытое защитное исполнение, предназначен для трансформирования линейного напряжения 208В в напряжения 115, 190, 230, и 250В;
- два электрообогреваемых стекла А-10.
Стекло А-10 является силикатным стеклом с встроенным в него пленочным нагревательным элементом и двумя запрессованными термодатчиками (термисторами). Стекло состоит из двух слоев, между которыми нанесена токопроводящая пленка.
На самолете обогреваются приемники полного давления ППД-1 штурмана и самописца, а также приемники воздушного давления ПВД-7 левого и правого летчиков. Управление обогревом производится с пульта правого летчика, там же установлены лампы сигнализации исправности цепи и элементов обогрева ППД и ПВД.
Противообледенительная система вертолета предназначена для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов, двух передних стекол кабины экипажа, пылезащитных устройств двигателей (ПЗУ), входных устройств двигателей.
Обогрев лопастей винтов и стекол кабины экипажа электротеплового действия. Обогрев обтекателей воздухозаборников и входных устройств двигателей воздушно-теплового, а обогрев ПЗУ - смешанный (часть узлов обогревается горячим воздухом, а другая часть имеет электрообогрев).
нагревательные элементы противообледенителей лопастей, передних стекол и ПЗУ получают питание от сети переменного тока напряжением 208В. Для воздушно-теплового обогрева используется горячий воздух, отбираемый из-за двенадцатых ступеней компрессоров двигателей. Нагревательные элементы несущего винта представляют ленты из нержавеющей стали, которые состоят из четырех секций, обогревающих:
- верхнюю часть носка лопасти - две секции;
- переднюю часть - одна секция;
- нижнюю часть - одна секция.
Противообледенительное устройство лопастей рулевого винта аналогично устройству лопастей несущего винта. Нагревательное устройство лопастей рулевого винта разделено на 2 секции: верхнюю и нижнюю.
В комплект противообледенительной системы входят:
- радиоизотопный сигнализатор РИО-З;
- программный механизм ПМК-21ТВ;
- два термоэлектронных регулятора ТЭР-1М обогрева стекол;
- четыре термоэлектронных регулятора ТЭР-1М обогрева ПЗУ;
- автотрансформатор АТ-8-3;
- два электромеханизма агр.1919Т для подачи горячего воздуха из компрессора в ПЗУ и двигатели;
- щиток управления ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА;
- пять автоматов защиты сети противообледенительная система.
ПМК-21ТВ вырабатывает программу обогрева лопастей несущего и рулевого винтов и выдаёт серию последовательных команд на включение секций обогревательных элементов. Программный механизм установлен на потолке в грузовой кабине.
Термоэлектронные регуляторы ТЭР-1Мпредназначены для регулирования температуры стекол и ПЗУ в заданных пределах. Два регулятора, работающих в системе обогрева передних стекол, установлены на правом борту кабины пилотов, а четыре других, работающих в системе обогрева ПЗУ, на потолке грузовой кабины.
Автотрансформатор АТ-8-3 предназначен для трансформирования линейного напряжения 208В в напряжения 115, 190, 230, и 250В, что позволяет использовать стёкла, обогревательные элементы которых, имеют различные параметры. Установлен трансформатор в распределительном устройстве постоянного тока над проёмом входной двери в кабину пилотов.
Электромеханизм с заслонками агрегат 1919Т. Электромеханизм предназначен для подачи горячего воздуха от компрессора в обогреватель воздухозаборника двигателя, во входное устройство двигателя и ПЗУ. Установлены агрегаты 1919Т на двигателях с левой стороны.
Противообледенительная система вертолёта может работать как в автоматическом режиме, так и в ручном.
Для работы противообледенительной системы в автоматическом режиме необходимо, чтобы на правой панели АЗС были включены автоматы защиты сети:
а на щитке противообледенительной системы выключатели "ОЩЕЕ АВТОМАТ-РУЧНОЕ", "ОБОГРЕВ, ДВИГ-ПЗУ ПРАВ.", "ОБОГРЕВ СТЕКОЛ", "ОБОГРЕВ РИО-З" - в положение "АВТ0МАТ", переключатель "ОБОГРЕВ ДВИГ-ПЗУ ЛЕВ." - в положение "ВЫКЛ.".
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Подвести итоги занятия, сделать вывод по достижению цели занятия.
2. Ответить на вопросы студентов.
3.Дать задание на самоподготовку.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Самолёт Ан-26. Техническое описание. Книга 3. Авиационное оборудование.
2. Авиационное оборудование. Москва. Военное издательство 1989г.
3. Бондарчук И.Е. Харин В.И. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолёта Ан-24.
4. Руководство технического обслуживания вертолёта Ми-8МТВ. Книга 5 РЭО. Книга 6 АО.
|