ЗАНЯТИЕ – 2. Электрооборудование противопожарной системы. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:
- Изучить назначение и работу, эксплуатационные характеристики.
ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут).
ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие
МЕСТО: специализированный класс.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Мультимидийные средства обучения.
Литература:
1. Самолёт Ан-26. Техническое описание. Книга 3. Авиационное оборудование.
2. Авиационное оборудование. Москва. Военное издательство 1989г.
3. Бондарчук И.Е. Харин В.И. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолёта Ан-24.
4. Руководство технического обслуживания вертолёта Ми-8МТВ. Книга 5 РЭО. Книга 6 АО.
5. Военная кафедра/ЭО ЛА.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№
пп
| Вопросы занятий
| Время (мин)
| I
| Организация занятия
|
| II
| Учебные вопросы:
|
|
| 1. Электрооборудование противопожарной системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики. Проверка пожарной системы вертолёта.
|
| III
| Заключительная часть
|
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка подготовки студентов к занятию:
Принять доклад дежурного по взводу.
Проверить наличие студентов.
Проверить готовность взвода к занятию объявить тему и учебные цели занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1-й учебный вопрос.Электрооборудование противопожарной системы. Назначение, принцип действия. Состав, основные характеристики.
Системы ССП-2А и ССП-7 обеспечивают:
· световую и звуковую сигнализацию о пожаре;
· автоматическое включение тушения пожара в отсеках гондол двигателей и
топливных баков;
· ручное включение пожаротушения в отсеках и двигателях;
· автоматическое включение пожаротушения в отсеках и двигателях при
посадке с убранными шасси;
· проверку исправности элементов и агрегатов системы.
Щиток пожарной системы и щиток проверки системы пожаротушения и контроля исправности пироголовок баллонов НГ находятся на фонаре кабины экипажа.
Реле, входящие в схему пожаротушения, расположены в РК пожаротушения.
На щитке пожаротушения установлены следующие органы управления и контроля системы ССП-2А:
- лампы сигнализации о пожаре внутри левого и правого двигателя,
- кнопки включения огнетушителей леаого и правого двигателей,
- лампы-кнопки сигнализации о пожаре в гондолах основных двигателей, крыльях и ВСУ,
- лампы сигнализации подготовки огнетушителей внутри двигателей, крыла и гондол,
- переключатель «пожаротушение-проверка».
Лампы-кнопки установлены в ряд в порядке расположения отсеков на самолете, имеют соответствующие надписи, которые подсвечиваются лампочками при их горении.
На самолете в состав системы ССП-2А входят следующие элементы и агрегаты, установленные вне кабины экипажа: 72 датчика ДПС-1АГ, четыре исполнительных блока БИ-2АУ, шесть огнетушителей ОС-8М, четыре (по числу отсеков) электромагнитных распределительных крана.
Для тушения пожара внутри двигателей на самолете установлена система ССП-7, которая состоит из блока (ССП-7БИС) и четырех датчиков (ДТБ-2А) — по два датчика на двигатель.
ДПС-1АГ
Датчики объединены в группы, в каждой группе три датчика соединены последовательно. В каждом из четырех отсеков установлено шесть групп датчиков.
Чувствительным элементом датчика является дифференциальная термобатарея, собранная из четырех последовательно соединенных хромель-алюмелевых термопар. Диаметр электродов термопары равен 0,5 мм. Рабочим (малоинерционным) спаем термопары является шарик диаметром 1,4 мм, образующийся при сварке двух электродов.
Основание датчика - из термостойкой пластмассы, армированной контактными штырями из нержавеющей стали. Контактные штыри имеют различный диаметр: «плюсовой» - 2 мм, «минусовой» - 1,5 мм. К верхним частям штырей приварены электроды термабатареи: хромелевый - к «плюсовому», алюмелевый - «минусовому». Сверху термобатарея закрыта колпачком с окнами. Датчик крепится к розетке ССП-2И-РМ гайкой.
Принцип работы датчика заключается в следующем: при быстром нагревании чувствительного элемента малоинерционные спаи нагреваются значительно быстрее инерционных, в результате чего возникает разность температур нагрева спаев термобатареи, и на выходе датчика появляется термоЭДС.
Датчики ДТБ-2А имеют идентичную конструкцию и назначение.
БИ-2АУ
Исполнительный блок БИ-2АУ состоит из шести идентичных независимых каналов. Основным элементом такого канала являет чувствительное электромагнитное реле. К этому реле подключена указанная выше одна группа датчиков ДПС-1АГ. Исполнительные блоки установлены на потолке грузового салопа между шпангоутами № 23 и 25.
Блок реле ССП-7БИС
Блок реле ССП-7БИС выполняет следующие функции:
- принимает сигналы от датчиков,
- подает питание на реле противопожарной системы и сигнальные лампы в случае получения сигнала о пожаре,
- обеспечивает проверку исправности и готовности к действию системы сигнализации.
Система сигнализации о пожаре вертолёта ССП-ФК обеспечивает:
- обнаружение пожара в защищаемых отсеках вертолета;
- оповещение экипажа при помощи световой сигнализации;
- выдачу дополнительных сигналов оповещения на аппаратуру речевой информации РИ-65Б («Алмаз-УП») и аппаратуру автоматической регистрации параметров полета САРПП-12ДМ (БУР-1-2ж);
- автоматическое включение разрядки баллона 1-й очереди в зону того отсека, из которого получен сигнал о пожаре;
- индикацию срабатывания средств пожаротушения;
- проверку исправности системы и готовности ее к действию.
Система ССП-ФК состоит из исполнительного блока ССП-ФК-БИ 2-й серии и соединенных с ним шести групп датчиков ДПС - по три последовательно соединенных датчика в группе.
На вертолете установлено три комплекта аппаратуры ССП-ФК и использованы 14 групп датчиков:
- в отсеках главного редуктора и расходного топливного бака - четыре группы;
- в отсеках левого и правого двигателей ТВ3-117ВМ - по три группы;
- в отсеках двигателя АИ-9В и обогревателя КО-50 - по две группы.
Блок ССП-ФК-БИ 2-й серии
Блок ССП-ФК-БИ 2-й серии выполняет следующие функции:
- принимает сигналы от датчиков;
- подает питание на реле противопожарной системы того отсека, из которого получен сигнал о пожаре;
- обеспечивает проверку исправности и готовности к действию системы сигнализации.
Сигнал от датчика ДПС суммируется алгебраически с напряжением, поступающим из схемы установки уровня срабатывания. Разность напряжений сигнала датчика и выходного напряжения схемы установки уровня срабатывания подается на дифференциальный усилитель. Сигнал с выхода дифференциального усилителя подается в пороговое устройство, и при превышении указанным сигналом порога срабатывания порогового устройства последнее срабатывает и через релейный усилитель мощности выдает напряжение бортсети на исполнительное реле.
Блоки размещены в кабине экипажа на правой этажерке.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Подвести итоги занятия, сделать вывод по достижению цели занятия.
2. Ответить на вопросы студентов.
3.Дать задание на самоподготовку.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Самолёт Ан-26. Техническое описание. Книга 3. Авиационное оборудование.
2. Авиационное оборудование. Москва. Военное издательство 1989г.
3. Бондарчук И.Е. Харин В.И. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолёта Ан-24.
4. Руководство технического обслуживания вертолёта Ми-8МТВ. Книга 5 РЭО. Книга 6 АО.
|