Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Естествознание в мировой культуре

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

 

У чебно-методическое пособие

 

 

Минск

БГПУ

 

УДК

ББК

Ц

Одобрено и утверждено

на заседании научно-методического совета

Института предпринимательской деятельности,

Протокол № от декабря 2010 г.

 

Рецензенты:

доктор технических наук, профессор кафедры физики БГПУ им. М. Танка

Добрянский В.М.;

доктор философских наук, профессор кафедры философии БГПУ им. М. Танка

Кикель П.В.

 

 

Цыбовский, В.Л.

 

Ц Основы современного естествознания: учеб.- методическое пособие / В.Л. Цыбовский. − Минск: Частное учреждение образования «Институт предпринимательской деятельности», 2011, − 400 с.

 

 

ISBN

 

В издании помещены конспект лекций, а также методические материалы по подготовке к семинарским занятиям, перечень контрольных вопросов к экзамену или зачету, список рекомендованной литературы. Материалы пособия соответствуют типовой программе по дисциплине «Основы современного естествознания» (регистрационный № ТД – ОН . 003/тип.), предназначенной для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений.

Адресуется студентам экономических специальностей, может быть использовано студентами других гуманитарных специальностей.

 

УДК

ББК

 

ISBN

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ
   
РАЗДЕЛ 1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ  
   
РАЗДЕЛ 2. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ  
   
Лекция 1. Естествознание в мировой культуре  
Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени  
Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени  
Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности  
Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная  
Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент  
Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)  
Лекция 8. Система современного химического знания  
Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация  
Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты  
Лекция 11. Роль химии в современном обществе  
Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция  
Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни  
Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи  
Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе  
Лекция 16. Социальный аспект биологического познания  
Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания  
   
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
   
3.1. Тематика семинарских занятий по дисциплине «Основы современного естествознания » и методические рекомендании по подготовке к семинарским занятиям  
3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)  
3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине  

 




ВВЕДЕНИЕ

Переориентация Беларуси на инновационный путь развития – одна из важнейших стратегических задач на ближайшие десятилетия. Успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько удастся вовлечь в ее решение все слои общества и сферы жизнедеятельности нашего государства. Эффективность этого процесса в свою очередь будет определяться тем, насколько обеспечено формирование инновационного сознания общества, в частности, поддерживается ли у его представителей психологическая ориентация на цен­ность научной деятельности.

Достижения природоведческих наук лежат в основе модернизации материального производства, обеспечивают решение важнейших задач жизни человечества: питания и здравоохранения, охраны окружающей среды, возобновляемых и невозобновляемых ресурсов. Уже в первой половине XX в. циклы свершения научных открытий и преобразования сложившейся системы технологий стали соизмеримы со средней продолжительностью жизни человека и даже более короткими. В настоящее время на глазах одного поколения людей происходит смена нескольких поколений техники, как на производстве, так и в быту. Большинство представителей социальных слоев используют научно-технические достижения, практически не имея представления о научных основаниях, на которых они зиждутся и согласно которым функционируют. Потребительская позиция связана только с качественными сторонами продукта научной деятельности и возможностью улучнения на этой основе условий жизни.

Такая ситуация порождает ряд существенных проблем. В частности, непонимание принципов взаимодействия природных и техногенных систем приводит к серьезным экологическим последствиям, так как масштабы современной человеческой деятельности вышли на уровень, сопоставимый с масштабами геологических процессов и даже превосходящий их. Следует также учесть, что недостаточная естественнонаучная грамотность специалистов и руководителей, ответственных за принятие решений, является, как показала практика ряда стран, причиной поддержки псевдонаучных идей и проектов, что чревато существенными экономическими рисками, недопустимыми для такой небольшой страны как Беларусь. Кроме того низкий уровень есественнонаучной подготовки не позволяет оценивать пределы биосферных параметров и регулировать трудовую деятельность больших масс людей в различных сферах производства.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение дисциплины «Основы современного естествознания», которая решает задачу формирования у выпускников высших учебных заведений следующего набора ключевых компетенций в области естественнонаучного знания:

- обладать пониманием социальной значимости и культурной ценности естествознания в контексте государственной стратегии развития Республики Беларусь;

- иметь навыки и приемы естественнонаучного анализа и оценки информационных сообщений, предложений и проектов;

- иметь навыки безопасного обращения с продуктами развития естествознания;

- обладать социальной и гражданской ответственностью за экологические последствия принимаемых решений и действий;

- обладать пониманием необходимости самообразования и повышения квалификации в области естественнонаучного знания;

- уметь использовать элементы естественнонаучной культуры при решении профессиональных задач и выполнении социальных функций;

- внедрить элементы научной рациональности в систему поведенческих регулятивов специалиста с высшим образованием;

- уметь получить сведения, необходимые для проведения естественнонаучной экспертизы принимаемых решений;

- обладать пониманием возможностей естествознания в решении проблем со­временного общества (питание, охрана здоровья, энергетика, материаловедение и др.).


РАЗДЕЛ 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного естествознания»

специальности «Маркетинг»,

«Экономика и управление на предприятии»

(дневная форма обучения)

Раздел Аудиторные занятия, часы
Лекционные Практические Семинарские (практические) Самостоятельная работа, ч
Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современ­ного состояния и основ­ные тенденции развития 6/10
1 Физическое моделиро­вание и описание при­родных явлений и фун­даментальных взаимо­действий 8/18
2 Химия в контексте ус­тойчивого развития об­щества   8/16
3 Специфика, структура и проблемное поле со­временного биологиче­ского познания 8/18
Заключение. Социальное измерение современного естествознания   4/6
Всего 110 часов («Маркетинг») Всего 144 часа («Экономика и управление на предприятии») 34 часа«Маркетинг» 68 часов «Экономика и управление на предприятии»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного естествознания»

специальности «Коммерческая деятельность»,

«Бизнес-администрирование»

(заочная форма обучения)

Раздел Аудиторные занятия, ч Управляемая самостоятельная работа, ч
Лекционные Практические занятия
Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития  
1 Физическое моделирование и описание природных явлений и фундаментальных взаимодействий  
2 Химия в контексте устойчивого развития общества
3 Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания
Заключение. Социальное измерение современного естествознания  
Всего 62

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного естествознания»

специальностей «Коммерческая деятельность», «Бизнес-администрирование»

(дневная форма обучения)

Раздел Аудиторные занятия, ч Самостоятельная работа, ч
Лекционные Семинарские (практические)
Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития 6/6
1 Физическое моделирование и описание природных явлений и фундаментальных взаимодействий 12/20
2 Химия в контексте устойчивого развития общества 14/18
3 Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания 12/18
Заключение. Социальное измерение современного естествознания 4/8
Всего 110 («Коммерческая деятельность») Всего 138 («Бизнес-администрирование») 48/76

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного естествознания»

специальностей «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии»

(заочная форма обучения)

Раздел Аудиторные занятия, часы
Лекции Практические занятие Семинарские (практические) Самостоятельная работа, ч
Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития  
1 Физическое моделирование и описание природных явлений и фундаментальных взаимодействий  
2 Химия в контексте устойчивого развития общества  
3 Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания  
Заключение. Социальное измерение современного естествознания    
Всего 76  

РАЗДЕЛ 2.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 1.

Естествознание в мировой культуре

 

Вопросы:

1. Естествознание в системе форм общественного сознания.

2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».

3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты.

4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

 

Блок базовых понятий:культура, наука, искусство, религия, естествознание, концепция, парадигма, объект науки, научно-техническая революция, эволюция, постнеклассическая наука.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.