Естествознание в мировой культуре ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
У чебно-методическое пособие
Минск
БГПУ
УДК
ББК
Ц
Одобрено и утверждено
на заседании научно-методического совета
Института предпринимательской деятельности,
Протокол № от декабря 2010 г.
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор кафедры физики БГПУ им. М. Танка
Добрянский В.М.;
доктор философских наук, профессор кафедры философии БГПУ им. М. Танка
Кикель П.В.
Цыбовский, В.Л.
Ц Основы современного естествознания: учеб.- методическое пособие / В.Л. Цыбовский. − Минск: Частное учреждение образования «Институт предпринимательской деятельности», 2011, − 400 с.
ISBN
В издании помещены конспект лекций, а также методические материалы по подготовке к семинарским занятиям, перечень контрольных вопросов к экзамену или зачету, список рекомендованной литературы. Материалы пособия соответствуют типовой программе по дисциплине «Основы современного естествознания» (регистрационный № ТД – ОН . 003/тип.), предназначенной для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений.
Адресуется студентам экономических специальностей, может быть использовано студентами других гуманитарных специальностей.
УДК
ББК
ISBN
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
| РАЗДЕЛ 1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
|
|
|
| Лекция 1. Естествознание в мировой культуре
|
| Лекция 2. Особенности физического описания реальности
Современные представления о движении, пространстве и времени
|
| Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
|
| Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
|
| Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
|
| Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
|
| Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
|
| Лекция 8. Система современного химического знания
|
| Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
|
| Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
|
| Лекция 11. Роль химии в современном обществе
|
| Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
|
| Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
|
| Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
|
| Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
|
| Лекция 16. Социальный аспект биологического познания
|
| Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
|
|
|
| РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
|
| 3.1. Тематика семинарских занятий по дисциплине «Основы современного естествознания » и методические рекомендании по подготовке к семинарским занятиям
|
| 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
|
| 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Переориентация Беларуси на инновационный путь развития – одна из важнейших стратегических задач на ближайшие десятилетия. Успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько удастся вовлечь в ее решение все слои общества и сферы жизнедеятельности нашего государства. Эффективность этого процесса в свою очередь будет определяться тем, насколько обеспечено формирование инновационного сознания общества, в частности, поддерживается ли у его представителей психологическая ориентация на ценность научной деятельности.
Достижения природоведческих наук лежат в основе модернизации материального производства, обеспечивают решение важнейших задач жизни человечества: питания и здравоохранения, охраны окружающей среды, возобновляемых и невозобновляемых ресурсов. Уже в первой половине XX в. циклы свершения научных открытий и преобразования сложившейся системы технологий стали соизмеримы со средней продолжительностью жизни человека и даже более короткими. В настоящее время на глазах одного поколения людей происходит смена нескольких поколений техники, как на производстве, так и в быту. Большинство представителей социальных слоев используют научно-технические достижения, практически не имея представления о научных основаниях, на которых они зиждутся и согласно которым функционируют. Потребительская позиция связана только с качественными сторонами продукта научной деятельности и возможностью улучнения на этой основе условий жизни.
Такая ситуация порождает ряд существенных проблем. В частности, непонимание принципов взаимодействия природных и техногенных систем приводит к серьезным экологическим последствиям, так как масштабы современной человеческой деятельности вышли на уровень, сопоставимый с масштабами геологических процессов и даже превосходящий их. Следует также учесть, что недостаточная естественнонаучная грамотность специалистов и руководителей, ответственных за принятие решений, является, как показала практика ряда стран, причиной поддержки псевдонаучных идей и проектов, что чревато существенными экономическими рисками, недопустимыми для такой небольшой страны как Беларусь. Кроме того низкий уровень есественнонаучной подготовки не позволяет оценивать пределы биосферных параметров и регулировать трудовую деятельность больших масс людей в различных сферах производства.
В связи с этим особую актуальность приобретает изучение дисциплины «Основы современного естествознания», которая решает задачу формирования у выпускников высших учебных заведений следующего набора ключевых компетенций в области естественнонаучного знания:
- обладать пониманием социальной значимости и культурной ценности естествознания в контексте государственной стратегии развития Республики Беларусь;
- иметь навыки и приемы естественнонаучного анализа и оценки информационных сообщений, предложений и проектов;
- иметь навыки безопасного обращения с продуктами развития естествознания;
- обладать социальной и гражданской ответственностью за экологические последствия принимаемых решений и действий;
- обладать пониманием необходимости самообразования и повышения квалификации в области естественнонаучного знания;
- уметь использовать элементы естественнонаучной культуры при решении профессиональных задач и выполнении социальных функций;
- внедрить элементы научной рациональности в систему поведенческих регулятивов специалиста с высшим образованием;
- уметь получить сведения, необходимые для проведения естественнонаучной экспертизы принимаемых решений;
- обладать пониманием возможностей естествознания в решении проблем современного общества (питание, охрана здоровья, энергетика, материаловедение и др.).
РАЗДЕЛ 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания»
специальности «Маркетинг»,
«Экономика и управление на предприятии»
(дневная форма обучения)
Раздел
| Аудиторные занятия, часы
| Лекционные
| Практические
| Семинарские (практические)
| Самостоятельная работа, ч
| Введение.
Система естественнонаучного
знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития
|
|
|
| 6/10
| 1 Физическое моделирование
и описание природных явлений
и фундаментальных взаимодействий
|
|
|
| 8/18
| 2 Химия в контексте устойчивого развития общества
|
|
| | 8/16
| 3 Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания
|
|
|
| 8/18
| Заключение. Социальное измерение современного естествознания
|
|
| | 4/6
| Всего 110 часов («Маркетинг»)
Всего 144 часа («Экономика и управление на предприятии»)
|
|
|
| 34 часа«Маркетинг»
68 часов
«Экономика и управление на предприятии»
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания»
специальности «Коммерческая деятельность»,
«Бизнес-администрирование»
(заочная форма обучения)
Раздел
| Аудиторные занятия, ч
| Управляемая
самостоятельная работа, ч
| Лекционные
| Практические
занятия
| Введение. Система
естественнонаучного знания: особенности
современного состояния и основные тенденции развития
|
| |
| 1 Физическое
моделирование
и описание природных явлений
и фундаментальных взаимодействий
|
| |
| 2 Химия в контексте
устойчивого развития общества
|
|
|
| 3 Специфика, структура и проблемное поле
современного
биологического
познания
|
|
|
| Заключение. Социальное измерение современного естествознания
|
| |
| Всего 62
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания»
специальностей «Коммерческая деятельность», «Бизнес-администрирование»
(дневная форма обучения)
Раздел
| Аудиторные занятия, ч
| Самостоятельная работа, ч
| Лекционные
| Семинарские (практические)
| Введение. Система
естественнонаучного
знания: особенности
современного состояния
и основные тенденции развития
|
|
| 6/6
| 1 Физическое
моделирование
и описание природных явлений
и фундаментальных взаимодействий
|
|
| 12/20
| 2 Химия в контексте
устойчивого развития общества
|
|
| 14/18
| 3 Специфика, структура
и проблемное поле
современного
биологического познания
|
|
| 12/18
| Заключение. Социальное измерение современного естествознания
|
|
| 4/8
| Всего 110 («Коммерческая деятельность») Всего 138 («Бизнес-администрирование»)
|
|
| 48/76
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания»
специальностей «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии»
(заочная форма обучения)
Раздел
| Аудиторные занятия, часы
| Лекции
| Практические занятие
| Семинарские (практические)
| Самостоятельная работа, ч
| Введение. Система
естественнонаучного
знания: особенности
современного состояния
и основные тенденции развития
|
|
| |
| 1 Физическое
моделирование
и описание природных явлений
и фундаментальных взаимодействий
|
|
| |
| 2 Химия в контексте
устойчивого развития общества
|
|
| |
| 3 Специфика, структура
и проблемное поле
современного
биологического познания
|
|
| |
| Заключение. Социальное измерение современного естествознания
|
| | |
| Всего 76
|
|
| |
|
РАЗДЕЛ 2.
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Лекция 1.
Естествознание в мировой культуре
Вопросы:
1. Естествознание в системе форм общественного сознания.
2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты.
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
Блок базовых понятий:культура, наука, искусство, религия, естествознание, концепция, парадигма, объект науки, научно-техническая революция, эволюция, постнеклассическая наука.
|