ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
4.1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Экологическая экспертиза (ЭЭ) проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды (ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям и допустимости реализации объекта экологической экспертизы. (ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий государственных и экспертных комиссий по рассмотрению различных проектов, планов, проектно-сметной, нормативно-технической и нормативно-правовой документации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позиции их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам.
Цель экспертизы – проверить и оценить насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. ФЗ «Об экологической экспертизе» ее целью называет также предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является более углубленным и объемным вариантом проведения экологической экспертизы с учетом трансграничных переносов загрязняющих веществ, информации и энергии.
ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности (ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
ОВОС проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений (ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Цель ОВОС – принятие решения о возможности или невозможности осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности с учетом предотвращения или смягчения воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
4.2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ГЭЭ) И ОВОС.
Ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» выделяет следующие основные принципы ГЭЭ:обязательности; научной обоснованности, объективности и законности; независимости и вневедомственности в организации и проведении; широкой гласности и участия общественности; презумпции потенциальной экологической опасности; комплексности оценки; приоритета экологической безопасности; достоверности и полноты информации; гласности; ответственности. Кроме того, в неявном виде существует принцип платности экологической экспертизы.
Рассмотрим некоторые из них: например, принцип обязательности. Существует обязательность проведения ГЭЭ до принятия решения о реализации объекта экспертизы с учетом требований экологической безопасности. Кроме того, этот принцип закрепляет, что положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы.
Принципы ОВОС подробно раскрыты в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». По своему содержанию они близки к принципам ГЭЭ.
Например, ОВОС является обязательной на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на ГЭЭ (принцип обязательности проведения ГЭЭ) или материалы по ОВОС должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ).
Все результаты ОВОС являются основой для проведения мониторинга, анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4.3. ВИДЫ И ТИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
Действующее законодательство определяет два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.
Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) проводится объединениями, научными коллективами на добровольных началах, по их инициативе. Заключения ОЭЭ носят рекомендательный и информационный характер и приобретают юридическую обязательность к исполнению после утверждения ее результатов органами ГЭЭ. ОЭЭ организуется и проводится по инициативе общественных организаций и отдельных граждан, а также органов местного самоуправления общественными организациями. Основным направлением их деятельности является охрана окружающей среды.
Статьи 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» классифицируют ГЭЭ по типам ее объектов, т.е. тип экологической экспертизы должен увязываться с типом объекта экспертизы.
4.4. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ГЭЭ).
Для организации и проведения ГЭЭ Законом «Об экологической экспертизе» (ст. 13) в качестве государственных органов в области экологической экспертизы определены Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» определены также понятия экспертная комиссия ГЭЭ и эксперт ГЭЭ.
Субъектом ОВОС является исполнитель, т.е. физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, которому заказчик предоставил такое право. Разработка ОВОС является лицензируемой услугой информационного характера.
Объекты ГЭЭ определены ФЗ «Об экологической экспертизе».
Международной конвенцией об ОВОС определен перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме.
4.5. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ГЭЭ).
Основания проведения ГЭЭ:
· поручение Правительства РФ;
· решение органов государственной власти субъектов РФ;
· указания руководства Росприроднадзора и Ростехнадзора;
· заявление заказчика материалов, подлежащих экологической экспертизе;
· решение судебных органов соответствующей инстанции;
· в порядке выборочной проверки (специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы).
Условия проведения ГЭЭ закреплены в ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе». К ним относятся:
· соответствие формы и содержания предоставляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ;
· наличие в составе предоставляемой документации материалов оценки воздействия объектов экспертизы на окружающую среду (ОВОС), а также необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов;
· материалы обсуждений объекта экспертизы с общественностью;
· предварительная плата проведения ГЭЭ заказчиком документации, подлежащей экспертизе и др.
4.6. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ (ПРОЦЕДУРА) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается ФЗ «Об экологической экспертизе». Существуют и другие документы Правительства РФ и ведомств, регламентирующие процедуру ГЭЭ. Порядок проведения ГЭЭ включает следующие основные моменты:
· назначение экспертизы и ее организацию;
· сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;
· формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;
· представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его руководителем компетентного органа;
· разрешение споров и проведение повторной экспертизы (при необходимости).
Процедура проведения ОВОС подробно изложена в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденной Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.
|