Тема 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. 11.1. ВИДЫ И СУЩНОСТЬ ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА.
Природно-заповедный фонд (ПЗФ)– это совокупность природных объектов, имеющих экологическое, правоохранительное, научное, культурное значение, полностью или частично изъятых из хозяйственного и иного использования с целью сохранения генетического фонда растений и животных, типичных или редких ландшафтов, эталонов природной среды.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ)– участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Категории ООПТ.С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различают следующие категории ООПТ:
· государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
· национальные парки;
· государственные природные заказники;
· памятники природы;
· природные парки;
· дендрологические парки и ботанические сады;
· лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Основными законодательными актами, регулирующими отношения в области организации, охраны и использования ООПТ являются Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
11.2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ.
Государственные природные заповедникиявляются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Статус государственных природных биосферных заповедниковимеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в таком же порядке.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственных природных заповедников. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями, которые финансируются за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
11.3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ.
«Национальный парк– это сравнительно большая территория: 1) где одна или несколько экосистем существенно не изменяются в результате эксплуатации и пользования человеком, где виды животных и растений, геоморфологические участки и места обитания представляют собой научный, просветительный и рекреационный интерес или, на которых находятся ландшафты удивительной красоты; 2) на которой высочайшие и компетентные органы страны предприняли шаги к предотвращению или исключению всякой эксплуатации или пользования на всей территории и обеспечению эффективного соблюдения правил в отношении экологических, геоморфологических и эстетических особенностей, которые и привели к его образованию; 3) куда посетителям разрешается входить по специальному разрешению для вдохновения или просветительных, культурных и рекреационных целей».
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей и собственников. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение этих территорий к объектам федеральной собственности (постановление Правительства РФ от 10.03.1993 г. № 769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»).
На территориях национальных парков устанавливают различный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.
На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира,
культурно-историческим объектам и, которая противоречит и целям и задачам национального парка, например, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, строительство магистральных дорого, трубопроводов, линий электропередачи и др.
Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.
11.4. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ.
Природные парки и государственные природные заказники обладают менее строгим режимом охраны, в отличие от государственных природных заповедников и национальных парков. Природные парки образуют прежде всего в рекреационных целях (для ограниченного посещения и отдыха населения). Государственные природные заказники создаются в целях сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Природные парки находятся в ведении субъектов РФ. Их территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве своей цели извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и финансируются за счет средств бюджета субъекта РФ. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Законодательством предусмотрены различные виды государственных природных заказников:
· комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
· биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных;
· палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
· гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
· геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и компонентов неживой природы.
11.5. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ, ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ.
Памятники природы, дендрологические парки и ботанические садысоздают с целью сохранения отдельных природных объектов, например, редких растений, а также в просветительских и рекреационных целях.
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, особо охраняемыми природными территориями допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков собственников, владельцев и пользователей этих участков. Порядок изъятия и предоставления таких земельных участков регулируется земельным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.
В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
В зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов памятники природы могут быть федерального или регионального значения.
Дендрологические парки и ботанические сады – это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на определенные функциональные зоны, в том числе экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков и ботанических садов; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садови административную.
Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, режим особой охраны каждого конкретного дендрологического парка или ботанического сада определяется в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, которые приняли решение об образовании такого рода учреждений.
11.6. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ.
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры называются курортами.
11.7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА И ПРАВИЛ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.
Нарушение установленных правил охраны и режима особо охраняемых природных территорий влечет за собой привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности.
Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.
|