Тема 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА. 12.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ.
Континентальный шельф– это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря на всем протяжении сухопутной территории прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 миль от исходных линий, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если подводная окраина материка находится на расстоянии свыше 200 миль, то внешняя граница континентального шельфа ограничивается 350 милями от исходных линий (Конвенция о континентальном шельфе1982 г.), а в соответствии с российским законодательством – совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой согласно нормам международного права.
Режим покрывающих континентальный шельф вод в пределах 200 морских миль является режимом исключительной экономической зоны (если она провозглашена государством), а за этим пределом – режимом открытого моря.
Природные ресурсы континентального шельфа– это минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», перечень которых установлен специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству.
Компетенция Российской Федерации на континентальном шельфе:
· разработка и совершенствование законодательства РФ о континентальном шельфе и деятельности на нем;
· установление порядка использования минеральных ресурсов;
· контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и живых ресурсов, их защита и охрана;
· государственный горный надзор;
· регистрация работ по изучению, разведке и разработке минеральных ресурсов, а также составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов и др.
12.2. СУЩНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УЧАСТКАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.
Виды пользования участками континентального шельфа:
· изучение, разведка и разработка минеральных ресурсов;
· изучение и использование живых ресурсов;
· создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;
· морские научные исследования;
· захоронение отходов и других материалов;
· защита и сохранение минеральных и живых ресурсов.
Лицензирование деятельности на участках континентального шельфа.
С учетом общепринятых требований в лицензию, в зависимости от вида деятельности, могут включаться дополнительные сведения:
· об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, а также методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;
· о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
· о страховании, консервации и ликвидации установок и сооружений по завершении работ;
· дополнительные условия использования объектов инфраструктуры на территориях субъектов РФ в районах действия лицензии или на прилегающих к ним участках, учитывающие экономические интересы прибрежных субъектов РФ.
Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе физическими и юридическими лицами иностранных государств могут производиться только при наличии соответствующего международного договора между заинтересованным государством и Российской Федерацией.
12.3. ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УЧАСТКАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА. ЗАЩИТА И ОХРАНА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.
Обязанности пользователей участками континентального шельфа:
· осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия, а также соблюдать правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных вод и живых ресурсов;
· регулярно поддерживать связь с береговыми службами РФ и передавать в основные международные синоптические службы, в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативные данные метеорологических и гидрометеорологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.
Иностранные пользователи участками континентального шельфа, кроме того, обязаны проводить работы только в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа РФ.
Все данные, полученные в результате морских научных исследований, после их обработки и анализа, включая окончательные результаты и заключения после завершения исследований, должны быть переданы специально уполномоченному федеральному органу по науке и технической политике для передачи в государственные фонды данных.
Защита минеральных и живых ресурсов континентального шельфа.
Все виды деятельности на участках континентального шельфа могу осуществляться только после положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Государственный экологический контроль – это система мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений международных норм и стандартов, законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов континентального шельфа.
Государственный мониторинг континентального шельфа является частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации.
Охрана континентального шельфа.
Охрана континентального шельфа, его живых и минеральных ресурсов осуществляется федеральными органами по: пограничной службе РФ; геологии и использованию недр; рыболовству; охране окружающей среды и природных ресурсов; государственному горному надзору.
Права должностных лиц органов охраны континентального шельфа:
· останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения;
· приостанавливать или прекращать деятельность пользователя и др.
12.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УЧАСТКАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.
Административная ответственность.
Физические лица Российской Федерации, иностранных государств и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности за:
· незаконную выдачу лицензий, а равно произвольное изменение условий лицензии;
· нарушение действующих стандартов и условий лицензии, регламентирующих разрешенную лицензию;
· нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований др.
Уголовная ответственность.
Физические лица и лица без гражданства привлекаются к уголовной ответственности за:
· незаконное создание искусственных островов, установок и сооружений;
· незаконную разработку минеральных ресурсов или незаконный промысел живых ресурсов;
· незаконное проведение буровых работ, незаконную прокладку подводных кабелей и трубопроводов и др.
План проведения семинарских (лабораторных) занятий
N
| Тема семинарских занятий
| Литература
|
| Понятие права природопользования. Виды права природопользования. Содержание права природопользования.
| 1, 2, 13, 14, 16
|
| Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права природопользования.
| 1, 2, 13, 14, 16
|
| Понятие источников экологического права. Экологические права граждан. Способы защиты экологических прав.
| 1, 2, 13, 14
|
| Общие экологические обязанности граждан. Специальные экологические обязанности граждан.
| 1, 2, 13, 14
|
| Основные формы учета в области охраны окружающей среды. Понятие, виды и значение государственных кадастров.
| 1, 4-9, 12, 13
|
| Принципы экологической экспертизы и ОВОС, реально действующие в сегодняшних условиях. Субъекты ГЭЭ, их полномочия и ответственность. Объекты ГЭЭ и ОВОС, по которым экспертиза является обязательной.
| 1-3, 10, 12, 13
|
| Процедура ГЭЭ и ОВОС. Типы нарушений в области экологической экспертизы и ОВОС. Виды ответственности. Финансирование ГЭЭ и ОВОС.
| 1-3, 10, 12, 13
|
| Право собственности на землю. Понятие и состав земельного фонда России. Права и обязанности землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Частная собственность на землю. Правовая охрана земель.
| 1, 2, 3, 6, 13, 15, 17, 19
|
| Право водопользования и его виды. Основания возникновения и прекращения права водопользования. Правовые меры охраны вод. Разрешение споров о водопользовании.
| 1-4, 13, 17,19
|
| Право лесопользования и его виды. Правовая охрана и защита лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства. Разрешение споров о лесопользовании.
| 1-3, 5, 13, 15, 17, 19
|
| Право собственности на объекты животного мира. Право пользования животным миром. Правовые меры охраны животного мира. Ответственность за нарушение законодательства.
| 1-3, 9, 13, 19
|
| Правовой режим использования воздуха. Законодательная база. Правовые меры охраны атмосферного воздуха. Ответственность за нарушения законодательства.
| 1-3, 11, 19
|
| Право пользования недрами и его виды. Государственное управление пользования недрами. Права и обязанности пользователей. Ответственность за нарушение законодательства. Разрешение споров.
| 1-3, 7, 13, 19
|
| Понятие и особенности правовой охраны природно-заповедного фонда. Правовой режим особо охраняемых природных объектов по категориям.
| 1-3, 8, 13, 19
|
| Правовое регулирование охраны и использования континентального шельфа. Виды пользования и пользователи участков. Ответственность за нарушения законодательства.
| 1-3, 13
|
6. Тестовые задания по дисциплине
1. К обязанностям граждан согласно Конституции Российской Федерации не относится необходимость:
а) сохранять природу;
б) сохранять окружающую среду;
в) рационально использовать природные ресурсы;
г) бережно относиться к природным богатствам.
2. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является:
а) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
б) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
г) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Заключение государственной экологической экспертизы не может быть:
а) положительным;
б) отрицательным, но содержащим замечания;
в) отрицательным;
г) положительным, но содержащим замечания.
4. Являются ли рекомендации заключения общественной экологической экспертизы обязательными во время реализации объекта экспертизы:
а) да, обязательны, как непосредственно действующие;
б) да, но при утверждении рекомендаций специально уполномоченным органом;
в) да, но только при участии в такой экспертизе штатных работников специально уполномоченного на то органа государственной власти;
г) нет, не обязательны.
5. Какие из названных особо охраняемых природных территорий не находятся в ведении субъектов Российской Федерации:
а) дендрологические парки;
б) государственные заказники;
в) государственные заповедники;
г) ботанические сады.
6. Могут ли участки недр быть предметом отчуждения;
а) могут;
б) могут, в установленных законом случаях;
в) могут в случаях, предусмотренных международными договорами;
г) не могут.
7. Членами экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы могут быть:
а) независимые эксперты;
б) работники государственных органов в области охраны окружающей среды;
в) независимые эксперты и представители органов власти местного самоуправления;
г) независимые эксперты и работники специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
8. К какой категории природных ресурсов относятся минеральные ресурсы:
а) исчерпаемые;
б) неисчерпаемые;
в) возобновляемые;
г) невозобновляемые.
9. Какие из перечисленных разрешительных документов не связаны с пользованием животным миром:
а) ордер;
б) долгосрочная лицензия;
в) разовая лицензия;
г) распорядительная лицензия.
10. Особо охраняемые природные территории могут быть:
а) федерального значения;
б) регионального и местного значения;
в) федерального, регионального и местного значения;
г) федерального и регионального значения.
11. Какие из нормативов не относятся к нормативам воздействия на атмосферный воздух:
а) санитарно-гигиенические нормативы;
б) нормативы в производственно-хозяйственной сфере;
в) территориальные нормативы;
г) нормативы предельно допустимых норм нагрузки на окружающую среду.
12. Животный мир как природный ресурс относится к:
а) невозобновляемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) климатическим природным ресурсам;
г) космическим природным ресурсам.
13. Какой из перечисленных ниже субъектов не может являться субъектом экологических правоотношений:
а) иностранное государство;
б) юридическое лицо (иностранное);
в) физическое лицо (иностранное);
г) лицо без гражданства.
14. Какие из перечисленных субъектов не могут быть привлечены к административной ответственности за экологические правонарушения:
а) должностные лица;
б) граждане;
в) юридические лица;
г) органы местного самоуправления.
15. Каким из перечисленных прав не могут быть наделены лица, не являющиеся собственниками водных объектов:
а) право бессрочного пользования;
б) право ограниченного пользования;
в) право долгосрочного пользования;
г) право краткосрочного пользования.
|