Тема: Правовая охрана земель 1. Понятие правовой охраны земель
2. Содержание охраны земель
3. Организационно-правовые средства охраны земель
Земля – это природный объект особого рода. С одной стороны на земле произрастают леса, растения как дикие, так и культурные; проживают животные, человек; в земле находятся полезные ископаемые. С другой стороны земля выступает как пространственно-операционный базис, на котором расположены города и другие населённые пункты, различные сооружения, коммуникации и т.д. Верхний слой земли – почва, это самый ценный слой земли, плодородие земель зависит от почвы. Правовые нормы об охране земель распространяются и на почву, вместе с тем почве посвящены и другие НПА. С точки зрения земельного права, земля одновременно является и природным объектом, а также является и недвижимым имуществом, т.е. на неё могут быть права.
Объектами земельных отношений выступают как земля в целом, так и её отдельные земельные участки (понятие земельного участка даётся в ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ).
Земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с земельным законодательством. Эти земельные участки могут находиться в государственной, муниципальной и в частной собственности. Все земли в РФ в ЗК подразделяются на категории в соответствии с их целевым предназначением (7 категорий):
1. Земли сельскохозяйственного назначения
2. Земли населённых пунктов и др.
Порядок использования и охраны земель зависит исходя из их принадлежности к той или иной категории. Приоритет в охране земель имеют земли сельскохозяйственного назначения.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за пределами населённых пунктов, а также земли, находящиеся в черте населённых пунктов, предназначенные для этих целей.
Особой охране в составе земель сельскохозяйственного назначения подлежат сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, сады). Сельскохозяйственные угодья как правило не предоставляются для застройки промышленными объектами, коммуникациями и т.д. При необходимости для этих целей могут использоваться сельскохозяйственные угодья худшего качества, либо сельхозугодия по краям земельных участков.
В соответствии с законом не разрешается переводить сельхозугодия в другую категорию земель, если речь идёт о особо ценных сельхозугодиях.
Цели охраны земель закреплены в ст. 12 ЗК:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Содержание охраны земель
В целях охраны земель законодательство использует целый комплекс правовых мер от применения, которых во многом зависит состояние окружающей среды.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но владеющие и использующие землю, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 13 ЗК РФ. Содержание охраны земель
1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Государство стимулирует собственников и других владельцев земельных участков на проведение мероприятий по охране и восстановлению земель и т.д. В частности граждане и другие землепользователи, получившие земли, которые требуют культивации, частично освобождаются от уплаты земельного налога первые десять лет. Применяются и иные меры, в частности государство предусматривает прямое финансирование мероприятий по восстановлению и улучшению качества земель. Большое внимание уделяется борьбе с эрозией почв, а также мелиорация земель. В РФ принят закон о мелиорации земель, в соответствии с ним под мелиорацией понимается коренное улучшение земель путём проведения гидротехнических, культурно-технических, химических, противоэрозионных, агролесомелиративных, агротехнических и других мероприятий.
Гидромелиорация – либо осушение излишне заболоченных и увлажнённых почв, либо увлажнение почв.
Культурно-техническая мелиорация – расчистка земель от древесной и травянистой растительности, пней, кочек, камней и т.д.
Государство для сохранения и восстановления, деградированных и загрязнённых токсичными отходами земель использует их консервацию. Эти земли изымаются из оборота, но могут не изыматься из собственности. Консервация земель осуществляется в целях их восстановления, решение о консервации принимают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, либо органы местного самоуправления, в зависимости от того в чьём ведении находятся эти земли.
Тема: Правовая охрана недр
1. Право собственности и пользования недр
2. Лицензирование недропользования
3. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов на нём
ФЗ «О недрах», ФЗ «О континентальном шельфе РФ»
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Законодательство РA регулирует общественные отношения, связанные с геологическим изучением, использованием и охраной недр, её континентального шельфа и т.д.
Согласно К. в ведении РФ находится собственность на недра и континентального шельфа, при этом недра находятся в совместном ведении федерации и её субъектов. Континентальный шельф находится в исключительном ведении РФ. Недра в границах территории России, а также полезные ископаемые в недрах, энергетические и иные ресурсы в них находятся лишь в государственной собственности (федерации и субъектов). Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения и т.д. Добытые из недр ресурсы уже не являются объектами охраны окружающей среды, т.к. утрачивают с ней связь и поэтому могут находиться как в государственной, так и в муниципальной и частной собственности. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к федерации. Перечень таких участков публикуется в официальных изданиях. К таким участкам относятся участки, содержащие месторождения урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья и ряда других редких металлов. Участки, расположенные на территории субъекта и содержащие запасы нефти (от 70 млн. тонн), запасы газа (от 50 млрд. кубических метров), запасы коренного золота (от 50 тонн), запасы меди (от 500 тыс. тонн), внутренние морские воды, территориальные моря, континентальный шельф РФ. Участки, при пользовании которыми необходимо использовать земли из состава земель обороны и безопасности. В целях обеспечения в перспективе потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование земельных участков формируется федеральный фонд резервных участков недр. Такие участки никому в пользование не предоставляются до принятия решения об исключении их из федерального фонда земельных участков.
|