Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Статья 11. Лицензия на пользование недрами

 

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

(часть вторая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

(часть третья в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.



Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

 

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 186-ФЗ)

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

(часть третья введена Федеральным законом от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Эта лицензия определяет основные условия пользования недрами.

Лицензии должны предоставляться после проведения конкурсов и аукционов. Положение о них и их результаты должны публиковаться в средствах массовой информации. При проведении конкурсов и аукционов учитываются следующие критерии:

1. Научно-технический уровень и срок реализации программы изучения и использования недр

2. Полнота извлечения полезных ископаемых

3. Вклад в социально-экономическое развитие региона, в котором находятся эти участки

4. Эффективность природоохранных мероприятий

5. Объём (размер) разового платежа за пользование участком недр

Участки недр предоставляются лишь за плату.

 

Охрана и использование континентального шельфа осуществляется наряду с другими законами специальным федеральным законом.

Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (это около 200 км).

Континентальный шельф находится в федеральном ведении – это связано с тем, что использование континентального шельфа связано с учётом международных договоров и соглашений, участником которого является государство в лице федерации, а не её субъектов.

РФ осуществляет суверенные права на разведку шельфа и разработку его минеральных и живых ресурсов. Имеет исключительное право разрешать и регулировать буровые работы для любых целей, на сооружение и дачу разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений, а также на прокладку и эксплуатацию подводных кабелей и трубопроводов. В соответствии с международными договорами и соглашениями Россия не препятствует судоходству.

Участки континентального шельфа могут предоставляться для разработки юридическим и физическим лицам, как России, так и иностранным. При прочих равных условиях преимущественное право предоставляется лицам, которые максимально используют возможности промышленности РФ.

В законе о континентальном шельфе закреплено положение, когда лицензия на использование участков континентального шельфа не предоставляется.

 

Тема: Правовая охрана вод

1. Правовое регулирование водных отношений

2. Собственность и иные права на водные объекты

3. Цели водопользования и способы охран водных объектов

4. Особенности государственного управления в области использования и охраны вод

Вода – возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс. Вода – необходимый компонент всего живого. Человек, животные и растения без воды существовать не могут. В среднем человек потребляет около 2.000 литров в день. РФ – богатейшая страна по запасам пресной воды – около 20% мировых запасов. Несмотря на богатейшие запасы, некоторые регионы испытывают в ней недостаток. Особенность этого природного ресурса в том, что вода подвергается загрязнению, засорению и истощению, поэтому некоторые регионы страдают от недостатка воды из-за того, что вода непригодна к использованию. Вода, являясь одним из основных природных объектов имеет ещё одну особенность – многие водные объекты располагаются на территориях нескольких государств, вследствие этого мировое сообщество предпринимает меры по сохранности водных ресурсов, имеющих международное значение, поэтому на сегодня существует ряд международных договоров, направленных на охрану водных объектов. Кроме международных договоров имеются соглашения России с сопредельными государствами по использованию общих водных объектов. Основной закон, регулирующий водные отношения – водный кодекс, также имеется ряд других федеральных законов. Водные отношения регулируются другими НПА (указы Президента, постановления Правительства, а также НПА органов государственной власти). Водное законодательство находится в совместном ведении федерации и субъектов, субъекты принимают НПА, регулирующие водные отношения, находящиеся в их компетенции.

Объекты водных отношений разнообразны, но все они могут быть разделены на две группы – поверхностные воды и подземные воды.

В соответствии с водным кодексом к водному объекту относятся не только поверхностная вода, но и земля, покрытая этими водами, как правило, водный объект используется целиком, поэтому собственник является собственником всего объекта в целом.

Вместе с тем для использования могут предоставляться отдельные части водных объектов (заливы, акватории и т.д.).

Участниками водных отношений может быть федерация, её субъекты, муниципальные образования, физические и юридические лица.

В соответствии с водным законодательством и принципами использования

Статья 6. Водные объекты общего пользования

 

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Законодательство предусматривает бесплатность использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Вместе с тем власти могут в некоторых случаях запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купания и т.д.

К водным объектам кроме земель, покрытых водой, относится и береговая линия общего пользования. На береговой линии запрещается строительство объектов, воздвижение препятствий для общего пользования. Эта линия составляет 20 метров.

Право собственности на водные объекты регулируется как гражданским, так и водным законодательством, особенность права собственности на водные объекты проявляется – право владения, пользования и распоряжения водой отличается от такого же права на иные объекты, вторая особенность – запрещено отчуждать водные объекты, исключение составляют пруды и обводнённые карьеры. Законодательство не определяет понятие «пруд», «обводнённый карьер», поэтому имеются случаи передачи в собственность озёр и иных объектов. Законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты.

Т.к. водные объекты расположены на земле, в соответствии с земельным кодексом запрещается приватизация земельных участков под прудами и обводнёнными карьерами в границах территории общего пользования.

Согласно водному законодательству, право пользования водными объектами возникает на основании:

1. Договора водопользования

2. Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Договор – это гражданско-правовое отношение, когда между собственником и водопользователем заключается договор об использовании водного объекта в целом, либо его части. Такие договора должны заключаться после проведения аукционов. В водном кодексе ст.13 закреплены существенные условия договора.

Статья 13. Содержание договора водопользования

 

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и

Такие договора заключаются на срок до 20 лет.

Второе основание – административное решение, т.е. органы исполнительной власти, представляющие государство предоставляют водные объекты для их использования. Такое решение принимается в целях обороны, сброса сточных и дренажных вод, размещение причалов и т.д.

Водный объект или его часть предоставляются в пользование конкретному водопользователю.

Кроме этих двух оснований водные объекты могут использоваться без заключения договора и решения (в случаях общего водопользования) – для судоходства, для забора воды пожарной безопасности и др.

Водный кодекс закрепил платность водопользования, кроме общего водопользования.

Используются две формы платности – водный налог и плата в рамках договора.

 

Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов

 

1. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.

2. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Законодательно установлен перечень целей для использования водных объектов. Приоритет отдаётся питьевому и хозяйственно-бытовому использованию. Для этих целей используется вода незагрязнённая, незасорённая, которая отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для этих целей законодатель предусмотрел, что водные участки, которые предназначены для питьевого и хозяйственно-бытового использования должны иметь охранные зоны.

Охранная зона не изымается у собственника, но собственники должны её использовать с учётом особого режима, в таких зонах имеются определённые запреты (запрещается устраивать кладбища, скотомогильники, обрабатывать поля пестицидами с воздуха и др.).

Статья 38. Виды водопользования

 

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

 

Одна из важнейших функций государственного управления – планирование рационального использования водных объектов, которые осуществляются, как правило, на 10 лет.

 

Правовому регулированию лесопользования посвящена ст.6 лесного кодекса.

Статья 6. Земли, на которых располагаются леса

1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

На сегодняшний день лес увязан землями, на которых он произрастает, поэтому лесные правоотношения регулируются не только лесным кодексом, но и земельным кодексом. Подразделение земель на категории осуществлено в земельном кодексе, а также в некоторых других федеральных законах.

В лесном кодексе осуществлена привязка лесов к землям, на которых они расположены и их правовое регулирование зависит от целевого назначения земель, при использовании леса используется такое правовое понятие как лесной участок.

Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Понимание леса как природного объекта подчёркивает его неразрывную биологическую и правовую связь с земельным участком, оборот которого регулируется как земельным, так и гражданским законодательством. Из этого следует обоснование права собственности и предоставление их в пользование. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (лишь те леса, которые находятся в составе земель других категорий могут находиться в иной форме собственности).

Формы собственности на лесные участки в составе земель различных категорий являются различными и определяются в зависимости не только от земельного кодекса, но и других правовых актов, например в законе «О недрах», «Об обороне» и т.д.

 

До последнего времени госфедсобственность была приоритетной и поддерживалась как законодательством, так и судебной практикой, в последнее время, реализовывая положения К. федерация предоставляет большие полномочия по использованию и охране лесов субъектам РФ и местным органам власти.

Лесные правоотношения регулируются и гражданским правом, а также земельным и лесным законодательством. На сегодня лесные участки могут находиться в частной собственности, а также могут использоваться на праве постоянного (бессрочного), ограниченного (сервитут) пользования, аренды, а также безвозмездного срочного пользования.

Если при использовании лесов возникают коллизии между гражданским, земельным, лесным законодательством, то согласно общепринятым и признанным нормам права приоритет должен отдаваться специальному законодательству, т.е. лесному и земельному.

На сегодняшний день самым распространённым в мире способом осуществления права пользования лесами является договор аренды, при сдаче лесов в аренду возникает ряд вопросов, которые должны быть отражены в договоре – сроки действия договора, арендуемые площади, лесные платежи и доход, контроль за арендаторской деятельностью, возможность предупреждения и пресечения лесонарушений, а также в договоре должны быть учтены как это повлияет на экологию и на учёт интересов местного населения. Многие из этих положений предусмотрены в лесном кодексе – для предотвращения злоупотребления и коррупции при лесопользовании, зарубежные специалисты советуют перед заключением договоров публиковать информацию о предоставляемых лесных участках, конкретные условия договора и т.д. На основе этой информации осуществлять конкурсы на право заключения договора.

Из прав на леса вытекает закрепление видов использования лесов как предпринимательской деятельности – заготовка древесины, кроме этого лес используется и для других целей (ведение охотничьего хозяйства.

В соответствии с лесным кодексом допускается использование лесов гражданами и юридическими лицами без осуществления предпринимательской деятельности – право общего пользования, это право осуществляется без оплаты.

Право общего пользования может быть ограничено лишь для обеспечения пожарной и санитарной безопасности, а также в некоторых иных случаях.

В лесном праве главными принципами являются устойчивые управления лесами, стабильность правовых отношений и преемственность механизма использования, охраны и т.д. лесов.

Управление правовой охраной лесов строится на разграничении полномочий органов государственной власти РФ, её субъектов и органов местного самоуправления.

Недопустимость сочетания функций лесного контроля и его использования.

Плата за лесопользование, к ведению федерации относится установление перечня видов деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается. Федерация также устанавливает правила пожарной, санитарной безопасности, правил заготовки лекарственных растений и т.д. Полномочия органов субъекта – установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов для собственных нужд. Муниципальные образования осуществляют полномочия в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Деление лесов по целевому назначению – все леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению делятся на защитные 22% (берегоукрепительные), эксплуатационные 54%, резервные леса 24% (леса, которые не планируются для использования для заготовки древесины в течении 20 лет). Леса, расположенные на землях иных категорий обычно относятся к защитным.

В соответствии с лесным законодательством в первую очередь должны использоваться для заготовки древесины перестойные и повреждённые леса.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.