Тема: Правовая охрана атмосферного воздуха 1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
2. Особенности мониторинга атмосферного воздуха
3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
4. Охрана озонового слоя земли
ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха»
Объектами правовой охраны и компонентами природной среды согласно закону «Об охране окружающей среды» является атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство.
Под атмосферным воздухом понимается смесь газов атмосферы, находящейся за пределами помещений.
Атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство тесно связаны между собой и образуют экологическое, но не правовое единство, т.к. на сегодняшний день нет законодательства о правовом регулировании их в комплексе. Вследствие технических возможностей и взаимных договорённостей правовому регулированию и охране подвергается в основном атмосферный воздух. Его особенностью как компонента природной среды, отличающего его от других природных объектов является то, что на него не существует права собственности.
Основными целями по охране и регулированию атмосферного воздуха являются:
1. Сохранение в частоте и улучшение состояния атмосферного воздуха
2. Предотвращение и снижение воздействий на атмосферный воздух (химических, физических и биологических факторов)
3. Укрепление законности и правопорядка в охране атмосферного воздуха
В соответствии с ФЗ были изданы иные НПА как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Эти НПА регулируют компетенцию государственных и иных органов в области охраны окружающей среды, государственный учёт вредных воздействий на атмосферу, разрешение споров в этой области, а также ответственность за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха.
Компетенция Федерации в области охраны атмосферного воздуха:
1. Формирование и проведение единой государственной политики на территории России
2. Формирование единой нормативно-методической базы
3. Установление порядка государственного учёта вредных выбросов и вредных физических воздействий
Компетенция субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха:
1. Участие в организации и проведении мониторинга и государственного надзора
2. Регулируют движение транспортных средств на своей территории
3. Информируют население о состоянии атмосферного воздуха
Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются нормативы выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферу. Это связано с тем, что в основном предприятия и транспортные средства не могут функционировать без выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, такие нормативы являются едиными на всей территории России, вместе с тем субъекты РФ эти нормативы с учётом природно-климатических особенностей своих территорий эти нормативы могут снижать.
Они устанавливаются с учётом того, чтобы качество состояния окружающей среды было благоприятным, т.е. не представлять опасности для здоровья и жизни человека, а также других живых организмов, при установлении ПДВ необходимо учитывать ряд факторов – производственные мощности конкретных объектов, совокупность объектов в пределах города или населённого пункта.
Необходимо, чтобы суммарный выброс загрязняющих веществ не привёл к превышению содержания вредных веществ в атмосфере.
С учётом повышенной опасности некоторых стационарных объектов выброс загрязняющих веществ допускается лишь на основании специального разрешения. Предприятие обязано соблюдать эти требования и условия и проводить организационно-хозяйственные и технические мероприятия по сокращению этих выбросов. Установление экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельных нагрузок на экологические системы осуществляет министерство природных ресурсов.
Ограничение и прекращение выбросов, предупреждение вредных воздействий на атмосферу. В случае нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, либо когда возникает угроза здоровью населения, то выброс вредных веществ должен быть либо ограничен, либо приостановлен, либо прекращён. При превышении в результате аварий ПДВ собственники предприятий обязаны немедленно сообщить об этом органам власти и предпринять все меры по ликвидации причин и последствий загрязнений, а в необходимых случаях предприятие прекращает работу (если такая возможность имеется).
Одним из основных загрязнителей во всём мире считается автотранспорт. В среднем каждый автомобиль за год выбрасывает в атмосферу около одного килограмма свинца. Все эксплуатируемы средства контролируются сотрудниками ГИБДД, не допускается эксплуатация транспортных средств в выбросах которых содержатся вещества, превышающие допустимые нормативы. Предприятия при строительстве, проектировании, размещении и реконструкции обязаны предусматривать строительство, совершенствование и внедрение новых технологических процессов и оборудования. При этом предусматривается улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ. Все предприятия, независимо от времени введения в эксплуатацию должны быть оборудованы и оснащены снаряжением, оборудованием, аппаратурой для очистки выбросов и контроля за этими процессами.
Под мониторингом атмосферного воздуха понимается система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и происходящими в нём атмосферными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха и его загрязнение. Этот мониторинг является составной частью экологического мониторинга – этот мониторинг осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от 31 марта 2001 г.
Функции мониторинга осуществляют федеральные органы исполнительной власти (Минприроды, Минсельхоз, Росгидромет, рос недвижимость). Владельцы объектов, где имеются выбросы в атмосферу должны осуществлять мониторинг на своих объектах. Субъекты РФ в рамках своей компетенции осуществляют мониторинг за состоянием атмосферы своих территорий.
Россия может гордиться, что свыше 30 лет назад одной из первых в мире стала обращать внимание и регулировать общественные отношения в сфере шумовых и радиационных загрязнений. В РФ установлены нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных физических воздействий, которые обеспечивают сохранение здоровья и трудоспособности людей, а также охрану растительного и животного мира. Отдельные виды такого воздействия требуют специального разрешения. В спальных районах уровень шума не должен превышать 60 ДБ, а в ночное 45 ДБ. В целях борьбы с этими воздействиями необходимо осуществлять комплекс мероприятий.
Содержание радиоактивных веществ регулируется не только в атмосфере, но и в земле, других элементах окружающей среды, продуктах питания, бытовых предметов. Предельный уровень облучения устанавливается на уровне, не представляющем опасности для здоровья человека и его генетического фонда.
|