проведение исследований и подготовка предварительных материалов по ОВОС Проводятся следующие мероприятия:
ש анализ состояния территории
ש анализ возможных воздействий и последствий деятельности.
3) подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.
Проведение государственной экологической экспертизы
Правовая основа правового регулирования данных общественных отношений:
ü ст.33 ФЗ «Об охране окружающей среды» (эта норма имеет отсылочный характер)
ü ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года (с дополнениями 1998 года)
ü «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы»,
утверждённое Постановлением Правительства от 11 июня 1996 года.
Понятие
Экологическая экспертиза– это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Т.е. экспертиза – это 1) установление соответствия, 2) принятие решения о допустимости.
Часто экологическую экспертизу называют предварительным экологическим контролем. Отличие экспертизы от контроля – деятельности как таковой ещё нет, она только намечается.
Объектами экологической экспертизы (в соответствии со ст.11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе») являются:
ש предпроектная и проектная документация по намечаемой деятельности
ש проекты нормативно-правовых и иных правовых актов, реализация которых
может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Уровни экспертиз (в том числе – государственной):
1) федеральный уровень (ст.11 ФЗ называет объекты государственной экологической экспертизы)
2) уровень субъектов РФ (ст.12 ФЗ).
Виды экологической экспертизы (в зависимости от субъекта, который её назначает и проводит):
1) государственная экологическая экспертиза
2) общественная экологическая экспертиза.
Общественная экологическая экспертиза
Порядок её проведения подробно не регламентируется.
Объекты указаны в ст.11, 12 ФЗ.
Результаты данной экспертизы становятся обязательными (приобретают юридическую силу) после их утверждения специально уполномоченным органом государственного управления в экологической сфере. Как правило, это должностные лица уровня заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования либо её территориального органа.
Т.е. в этой части значение общественной экологической экспертизы нивелируется.
Значение общественной экологической экспертизы заключается в том, что общественность, обращая внимания на какие-либо вопросы (ситуации), обращается в государственные органы власти. Т.е. проведение общественной экологической экспертизы свидетельствует об интересе к чему-либо общественности, о значимости данных вопросов (ситуаций).
Принципы экологической экспертизы:
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
Т.е. любая намечаемая хозяйственная деятельность должна проходить государственную экологическую экспертизу. Это нереально. Поэтому органы гос. власти руководствуются Регламентом, а также ст.11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе».
2) ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию и непосредственное проведение экспертизы.
Заинтересованным лицом является инвестор намечаемой деятельности.
Инвестор финансирует деятельность, но обычно не обладает специальными знаниями в области намечаемой деятельности. От имени инвестора выступает заказчик.
Инвестор должен предоставить заказчику достоверную информацию.
Принцип гласности и участия общественности в экспертизе
Этот принцип часто нарушается со стороны должностных лиц и государственных органов.
4) принцип научно-обоснованного, отвечающего требованиям закона заключения экологической экспертизы.
Т.о., результатом проведения любой экологической экспертизы является экспертное заключение.
Экспертное заключение может быть двух видов:
1) положительное (в котором деятельность признаётся соответствующей требованиям, и допускается её реализация на территории РФ)
2) отрицательное – в котором деятельность признаётся несоответствующей требованиям, и потому не допускается её реализация на территории РФ. Обязательно указываются причины, по которым сделаны соответствующие выводы, указываются рекомендации по возможной доработке объекта экспертизы.
При получении отрицательного экспертного заключения возможно 2 варианта действий:
1) заказчик и заинтересованные лица вправе обратиться в суд, обжаловав действия должностных лиц, проводивших экспертизу.
Суд лишь по формальным критериям прослеживает, насколько соблюдалась (не соблюдалась) процедура.
В случае выявления нарушений экспертизы суд назначает повторную экологическую экспертизу.
2) заказчик может последовать рекомендациям, изложенным в экспертном заключении, т.е. изменить, доработать объект и представить его на повторную экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза
Нормативная база – «Регламент проведения государственной экологической экспертизы» 1997 года.
Назначает государственную экологическую экспертизу специально уполномоченный орган – Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования либо её территориальный орган.
На местном уровне экспертиза не проводится.
Данный орган также отвечает за организацию проведения экспертизы:
1) организует приём документов
2) формирует состав экспертной комиссии.
Состав экспертной комиссии утверждается Приказом данного органа.
С этого момента (с даты утверждения) эксперты приобретают статус должностных лиц (т.е. повышается их ответственность).
Эксперты – это лица, независимые от субъектов экспертизы. Однако допускается в составе комиссии штатный эксперт (при недостатке количества экспертов).
Экспертная комиссия должна состоять не менее чем из 3-х человек.
Штатный эксперт, как правило, выполняет роль секретаря.
Эксперты – это лица различных профессий, представители различных областей знаний.
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 4-х месяцев (он может быть продлён не более чем на 2 месяца) – срок устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от сложности объекта.
Отказ в приёме документов недопустим (за исключением случаев несоответствия документов установленным требованиям и если выявляется несоответствие содержащейся в документах информации реальным обстоятельствам).
Проведение экспертизы является платным (это государственная услуга).
Прейскурант цен в настоящее время утверждён на уровне ведомства (Госкомэкологией), а должен утверждаться Правительством.
Самостоятельно:
Нормирование
Гл.5 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Лицензирование
Ст.30 ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 года:
ש деятельность, связанная с безопасностью горных работ
ש деятельность по обращению с отходами.
ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года (содержит понятия технического регулирования, стандартизации, сертификации).
|