Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения - очная
№
п/п
| Названия разделов и тем
| Всего
| Виды учебных занятий
| часов по учебно-му плану
| Аудиторные занятия, из них
| Самос-тоятель-ная работа
| Лекции
| Семинары
|
| Предмет, задачи и содержание курса. История внутреннего туризма в России.
|
|
| -
|
|
| Современное понимание роли внутреннего туризма в жизни общества.
|
|
| -
|
|
| Развитие менеджмента и выбор стратегии туризма.
|
|
| -
|
|
| Направленность программ туризма.
|
|
| -
|
|
| Использование культурного и природного достояния в туристских целях.
|
|
| -
|
|
| Стратегия развития новых мест туристического назначения.
|
|
| -
|
|
| Цели развития новых мест туристического назначения.
|
|
| -
|
|
| Характер места и модели развития мест туристского назначения.
|
|
| -
|
|
| Мероприятия по созданию туристского продукта.
|
|
| -
|
|
| Структурная модель целостного туристского комплекса.
|
|
|
|
|
| Туристская индустрия и её структура.
|
|
|
|
|
| Деятельность и развитие туристского предприятия.
|
|
|
|
|
| Организация туристской деятельности.
|
|
|
|
|
| Организация обслуживания туристов.
|
|
|
|
| | ИТОГО:
|
|
|
|
| 4. Содержание дисциплины
Тема 1. История внутреннего туризма в России
Предмет, задачи и содержание курса. Зарождение и развитие российского туризма. Просветительский период в истории туризма (до 90-х годов XIX в.). Основные цели путешествий. Первые предприятия по обслуживанию путешественников. Основные направления развития туризма в России до середины XIX в. Предпринимательский период (1890-1917 г.г,). Зарождение организованного туризма. Появление обществ туристской направленности. Организационно-централизованный период (1930-1970 г.г.). Установление государственной монополии в российском туризме. Начало развития иностранного туризма. Административно-нормативный период (1970-1990 г.г.). Развитие социального туризма. Туризм как средство развития и воспитания. Создание научной основы изучения туризма. Ежегодные темпы роста туризма. Переходный период (с 1990-х). Характерные тенденции. Основные направления развития внутреннего туризма в настоящее время
Тема 2. Современное понимание роли внутреннего туризма в жизни общества
Роль внутреннего туризма в политической, экономической и социальной жизни общества. Туристская деятельность как неотъемлемый компонент социального, культурного и экономического развития страны. Возможности для использования туристских услуг разными слоями населения. Проблемы отечественной туристской инфраструктуры. Неразвитость местной туристской инфраструктуры. Введение в обслуживание туристов передовых технологий. Развитие коммерческого интереса к индустрии туризма.
Тема 3. Развитие менеджмента и выбор стратегии
Единство и многообразие функций менеджмента туризма. Менеджмент как сложная система взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов. Развитие профессионализма и личностных качеств менеджеров туризма. Жизнеспособность туристской организации и способности персонала. Расширение универсальности новых методов управления. Развитие управленческих методов управления. Тенденции экономической конкуренции, технологий, политики государства к постоянным изменениям. Изменчивость туристского продукта. Изменчивость деловой стратегии. Тактика увеличения контингента туристского привлечения с целью роста поступлений и прибыли. Осознание необходимости перехода в новые сферы деятельности.
Тема 4. Направленность программ туризма
Принципиальные установки в области туризма, экскурсий и отдыха. Обеспечение доступности и массовости туристско-экскурсионных услуг. Улучшение культуры обслуживания. Повышение качества и расширение сферы туристско-экскурсионного обслуживания. Охрана окружающей среды. Четкое определение функций организаций, занятых защитой и развитием исторического, культурного и природного наследия в целях развития туристской отрасли. Стандартные меры по определению ресурсов культурного туризма. Содействие сотрудничеству на основе двусторонних и многосторонних культурных туристских программ для обеспечения интеграции на субрегиональном и региональном уровнях.
Тема 5. Использование культурного и природного достояния в туристских целях.
Материальные и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования. Положительные аспекты воздействия туризма. Отрицательные последствия. Разработка туристских ресурсов для развивающихся районов. Основные аспекты политики туристского развития. Подготовка перечня туристских ресурсов. Определение основных туристских районов и мест назначения. Использование в целях туризма различных категорий национального достояния. Проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям края. Развитие туризма с учетом среды посещения и соответствующими мерами по планированию городского развития.
Тема 6. Стратегия развития новых мест туристического назначения
Деление мест туристского назначения в зависимости от принимающей способности на две категории. Крупные туристские центры (города), принимающие большое количество посетителей без вредного воздействия на данную местность и зоны, допускающие лишь определенный уровень насыщения и имеющие ограниченную возможность приема. Стратегический результат - появление новых мест туристского посещения. Интенсификация процесса передвижения людей. Технологический прогресс в средствах связи, транспорте и других секторах, влияющих на туризм. Расширение диапазона мотивов для совершения поездок. Стихийное появление и планирование новых мест туристского назначения.
Тема 7. Цели развития новых мест туристского назначения
Проблемы современного общества. Неравенство между развитыми и развивающимися районами. Безработица, состояние природных ресурсов и т.д. Решение проблем с помощью туризма.
Развитие районов экономической депрессии. Создание рабочих мест с круглогодичной занятостью. Понижение насыщенности традиционных мест туристского назначения. Развитие спроса на туристические услуги.
Тема8. Характер места и модели развития мест туристского назначения
Социально-политическая стабильность региона. Географическое расположение (экология, климат, флора, фауна, наземные и подземные водные ресурсы, рассмотрение места туристского назначения от зон, поставляющих туристов). Инфраструктура. Общество, принимающее туристов. Язык. Материальная база. Услуги, сервис. Обслуживающий персонал. Возможности развития специализированного туризма. Соответствие плана развития региона с развитием туристского центра. Модель А: осевое развитие исторических сил или культурных центров внутри зоны. Модель Б: развитие .зоны, характеризующей новые центры интереса. Модель В: постепенное развитие крупной новой зоны в качестве противовеса существующим естественным районам привлечения туристов. Модель Г: развитие при слабой насыщенности и активных контактах «посетитель - местный житель».
|