Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Опережает сферы производства.

Занятие 1. Почему маркетинг услуг сложнее маркетинга товаров?

 

Рынок услуг появился раньше, чем рынок производственных товаров, пусть это порадует всех, кто занимается услугами. Например, в древней Руси люди вели натуральное хозяйство, то есть питались и одевались в товары собственного производства и покупали на стороне только услуги - приглашая дружины варягов для охраны своих территорий.

 

На протяжении 20-го века роль

Сферы услуг непрерывно возрастала

И теперь она по объемам намного

опережает сферы производства.

 

 

Но маркетинг появился только в начале 20-го века, когда торжествовало массовое производство и все умы были заняты именно сферой производства. Поэтому маркетинг изначально специализировался на товарных рынках, выработал методы и правила, пригодные именно к сфере производства. Однако ближе к концу 20-го века ситуация изменилась - в конце 60-х годов мировой оборот сферы услуг превысил обороты в сфере добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и производства. Это был знак для маркетинговой общественности, что услуги требуют к себе повышенного внимания. И привычные к товарному маркетингу специалисты обнаружили: их теорий недостаточно, в сфере маркетинга действуют факторы, которые были раньше незаметны. И они решили, что маркетинг услуг сложнее.

Это не так. Просто именно в сфере услуг маркетинг становится полноценной дисциплиной, поскольку в отличие от товарного маркетинга здесь необходимо учитывать не только желания и действия производителя, но и желания и действия потребителя, психологию персонала. Именно благодаря сфере услуг маркетинг теперь очень много думает о том, что происходит в голове реальных людей, а не только о том, что происходит на каком-то абстрактном рынке. В ясную экономическую науку вползла психология и это не очень понравилось теоретикам.



Психология в сфере услуг все портит

Итак, чем отличается услуга от товара с точки зрения традиционного маркетинга? Три из четырех отличий имеют психологическую природу, поскольку говорят о том, как потребитель воспринимает услугу:

· Неосязаемость(Услуга, в отличие от товара - нечто неосязаемое, ее нельзя потрогать, нельзя положить в тележку. Поэтому услугу не отправишь контейнером и не продемонстрируешь на витрине. Услугу трудно представить в рекламе, потому что нечего показать. Ее не запатентуешь, поэтому ее могут легко повторить конкуренты. Трудно понять, из чего создается услуга и поэтому на услугу трудно назначить убедительную цену.)

· Неоднородность (Трудно добиться стандартизации, поскольку степень удовлетворения клиента зависит от настроений персонала и самого клиента. Эти и другие факторы практически невозможно прямо контролировать. Нет никаких гарантий, что оказанная услуга будет соответствовать планам и промоушн-обещаниям.)

· Одновременность производства и потребления. (У слуга рождается в момент ее потребления, поэтому сами потребители являются важной частью процесса оказания услуги. Потребители интенсивно влияют на персонал предприятия и друг на друга. Имеет большое значение и текущее настроение персонала. Очень трудно организовать массовое или централизованное производство услуг - она оказывается там, где находится потребитель.

· Несохраняемость. ( Вот это "реальная", непсихологическая проблема - услуги нельзя хранить на складе и отгружать оптом. Тут гораздо сложнее достигать равновесия спроса и предложения. Услугу невозможно вернуть производителю или перепродать и поэтому сложно организовать сеть сбыта)

 

Ø Спокойнее, в товарном маркетинге все то же самое

 

 

Характерные проблемы для предприятий сферы услуг

· Трудно устанавливать стандарты и контролировать качество услуги.

· Трудно проверить новую услугу и донести до потребителей ее суть.

· Трудно поддерживать необходимый уровень мотивации персонала.

· Трудно координировать усилия в области маркетинга, производства и управления персоналом.

· Трудно сформировать ценовую политику.

· Трудно найти баланс между унифицированными правилами и индивидуальными особенностями отдельных сотрудников и особыми требованиями отдельных потребителей.

В сфере услуг успешность маркетинга зависит от многих аспектов бизнеса - и от четкой организации производства и от грамотной работы с персоналом. Но правда в том, что и на предприятиях, которые производят товары, действуют те же законы.

Неутешительный итог

Благодаря сфере услуг маркетинг наконец перестал рассматривать потребителей как безликую серую массу, а персонал предприятий - как винтики конвейерной машины. Сегодня выиграет тот, кто сможет лучше понять другого человека - будь то потребитель или сотрудник. Но для того, чтобы справиться с запутанным клубком личных переживаний сотрудников, настроений потребителей и производственных требований, нужен осмысленный, системный маркетинговый подход, который бы связал воедино все важные для маркетинга аспекты.

Традиционный маркетинг предлагает схему, немного облегчающую разработку такой стратегии - это так называемый маркетинг-микс 7P. О нем мы будем говорить на следующем занятии наших курсов кройки и шитья маркетинга.

На следующем занятии: Маркетинг-микс 7P: семь зайцев, за которыми нужно угнаться.


Занятие 2. Наводим порядок в голове

 

Итак, ситуация запутанная. Все перемешалось - и сотрудники с их амбициями и клиенты с их темной психологией... Нужно распутывать это клубок, как-то рассортировать все аспекты маркетинга в сфере услуг, иначе просто не знаешь с чего начинать. И мы начнем с самой известной, но и самой бесполезной на практике идеи - так называемого маркетинг-микса 7P.

Маркетинг-микс 7P - семь зайцев, за которыми невозможно угнаться

Когда-то, на заре маркетинга, было важно решить, что относится к сфере влияния маркетинга, какие факторы должны учитываться при разработке стратегий маркетинга на среднем производственном предприятии. И таких факторов выделили четыре, а сама идея получила название маркетинг-микса 4P по их первым буквам:

  • Product -продукт. Очевидно, продукт, его свойства, имеют непосредственное отношение к маркетингу. Плохой продукт загубит все остальные усилия. И в идеале именно маркетинг должен диктовать производству что и как делать. Жаль, что это недостижимый идеал, в жизни прекрасный результат, если производство и маркетинг хотя бы сотрудничают, а не враждуют
  • Price -цена. Этот фактор, безусловно, значим с точки зрения экономической теории, хотя на практике цена - просто одно из прочих маркетинговых свойств продукта. Но в классическом маркетинге цене уделяется особое внимание и она называется особо - благо, тоже на букву P
  • Promotion- продвижение. Вот тут лежит вся внешняя промоутерская и рекламная деятельность, направленная на формирование рыночного спроса на продукт
  • Place место. Речь идет об обеспечении доступности продукта для заинтересованного потребителя. Дистрибуция, мерчендайзинг, построение сетей сбыта и пр. - все это лежит здесь

Обратите внимание - по схеме 4P внутренние процессы и персонал не заслуживают никакого маркетингового внимания, не говоря уже о чьей-то психологии. Но как же применяется маркетинг-микс 4P? Определенного ответа не существует, применяйте его как вам угодно. Например, вы можете по понедельникам работать над продуктовой составляющей маркетинга, по вторникам заниматься ценообразованием и т.д. А можете по американской традиции составить себе список вопросов в духе "Какие вопросы требуют решения по части продвижения? По части ценообразования? Насколько хорошо организованы факторы, которые относятся к последней P маркетинг-микса?" и т.д. Увы, ничего более конкретного, так что маркетинг-микс 4P - это скорее способ тренировки ума, нежели практическое руководство к действию.

И совсем дело испортилось, когда маркетинг в сфере услуг заставил расширить это 4P еще тремя:

  • Peopleчеловеческий фактор. Как мы уже знаем, в сфере услуг без психологии никуда, так что теперь нам нужно и людей принимать во внимание - вот досада!
  • ProcessПоскольку продукт в сфере услуг неосязаем, важно как оказывается услуга, какими процессами сопровождается ее оказание. Удачный процесс - довольный персонал, счастливый клиент, неудачный процесс - сплошное расстройство для всех
  • Physical Evidenceобстановка, условия, в которых производится услуга, становится значимым фактором. Их нельзя производить в грязном подвале, как это иногда бывает с обычными товарами - вряд ли это понравится клиенту, поскольку обычно он сам присутствует при производстве услуги

 

 

Интерактивная диаграмма: укажите на интересующий объект

 

Обратите внимание - все три добавки имеют отношение к внутренним факторам предприятия и к психологии. Все бы хорошо, да теперь хоть как-то использовать этот маркетинг-микс 7P стало еще труднее. Даже рабочих дней недели не хватит, если заниматься каждым аспектом по одному дню, а если составлять опросный лист, это будет здоровенный и бестолковый документ, в котором будет много вопросов, но никакой системы.

За четырьмя зайцами еще можно угнаться, но точно не за семью, тем более такими разными. Так что нам для наведения порядка в голове с маркетингом услуг маркетинг-микса недостаточно.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.