Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Регулирование деятельности торговых организаций оптовой и розничной торговли на федеральном уровне, уровне субъектов и органов местного самоуправления.

Одна из сложных проблем в развитии рыночных отношений —взаимодействие государства и участников рынка. Практика экономически развитых государств свидетельствует о необходимости регулирования рыночных отношений.

Субъект государственного регулирования торговли — государство,общественные организации, законодательные органы; объект — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций; предметом регулирования является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.

В современной практике реализуются две концепции регулирования экономических отношений: монетаристская и институциональная.

Монетаристская концепция исходит из минимального участия государства в регулировании рыночных отношений.

Институциональная (кейнсианская) концепция обосновывает безусловную необходимость участия государства в регулировании рыночных отношений.

В каждой стране степень участия государства в регулировании определяется исходя из национальных особенностей экономической системы.

Рынок — это система экономических отношений в области обмена результатами деятельности ее участников в форме купли-продажи. Агрегированно рынок представляют в виде двух основных взаимодействующих элементов, которые влияют друг на друга, — спроса и предложения. Результатом их взаимодействия является установление цены на обмениваемый товар (услугу).



Цель государственного регулирования рыночных отношений —установление баланса между спросом и предложением. Воздействие государства осуществляется по следующим направлениям: регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную и налоговую системы; разработка системы приоритетных целевых программ для экономики в целом или по ее отдельным отраслям; установление социальных, гуманитарных и экологических норм; нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги.

Конкретными целями регулирования являются развитие рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и в конечном итоге обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий, конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

Задача регулирования рынка государством заключается прежде всего в поддержании стабильности внутреннего рынка и обеспечении его социальной направленности. При регулировании полагают, что стоимость массы предлагаемых товаров и услуг должна быть равна платежеспособному спросу в форме суммы денежных средств у всех потребителей (производительных, личных, бюджетных).

Стратегические задачи регулирования — создание условий, позволяющих:

• обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности;

• исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

• ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;

• определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;

• обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;

• обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

• сформировать условия для развития торговой деятельности, обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных видов, форм и форматов торговой деятельности.

Методы государственного регулирования. Государственное регулирование торговли осуществляется по трем уровням: федеральному, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Оно заключается, во-первых, в регламентации, издании свода законодательных правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса и ограничений рыночной деятельности; во-вторых — в воздействии на состояние рынка посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты и распределения средств в интересах общегосударственных нужд; в-третьих — в установлении требований к организации торговой деятельности, осуществлении антимонопольного регулирования, технического регулирования, информационного обеспечения в области торговой деятельности, применении мер экономического характера, способствующих развитию торговой деятельности, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в сфере торговли.

Основными методами государственного регулирования являются указы Президента РФ («О свободе торговли»); административно-правовые методы — принятие законов, постановления Правительства РФ;финансово-экономические методы: налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, внедрение программ;технические: ГОСТы, РОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы, сертификаты на соответствие продукции и услуг; социальные: установление минимальной заработной платы, выдача пособий, защита интересов населения и отдельных социальных групп.

Местные органы власти вправе регулировать уровень жизни населения своего региона, например производить различные доплаты и др.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам. Не допускается применение методов государственного регулирования торговой деятельности, не предусмотренных федеральными законами.

Органы, регулирующие торговлю на федеральном уровне: Президент РФ, двухпалатный законодательный орган РФ (СФ — верхняя палата и ГД — нижняя палата), Минпромторг РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин РФ, ЦБ РФ, ФНС РФ, ФТС РФ, ФАС РФ, МВД, Прокуратура РФ, Торгово-промышленная палата. Правительство Российской Федерации в соответствии с Законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

• обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере торговли;

• устанавливает уровни обеспеченности населения торговой площадью, утверждает методику расчета и порядок установления субъектами Российской Федерации нормативов обеспеченности населения торговой площадью;

• устанавливает порядок создания системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли и обеспечения ее функционирования;

• утверждает методические рекомендации по разработке региональных целевых программ развития торговой деятельности в субъектах Российской Федерации, а также правила проведения аукционов (конкурсов) по предоставлению права на размещение и использование нестационарных торговых объектов, примерной формы договора на размещение и использование нестационарного торгового объекта;

• совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, принимает участие в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в сфере торговли, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

• осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

На региональном уровне регулирование осуществляют органы субъектов Федерации, например Департамент (комитет) потребительского рынка и услуг, региональные отделения ТПП и др., которые:

• принимают участие в реализации государственной политики в сфере торговли;

• в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

• определяют нормативы обеспеченности населения торговой площадью;

• осуществляют информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка товаров и торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

• разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на содействие развитию торговли;

• осуществляют иные полномочия.

На муниципальном уровне регулирование организуют органы местного самоуправления — администрации городских округов, администрации сельских поселений через отделы и службы по организации торговли и потребительского рынка. Они создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами в сфере торговли.

 


 


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.