Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Управление ассортиментом товаров в оптовых организациях и определяющие ею факторы.

 

Любое торговое предприятие, как оптовое, так и розничное, имеет дело не с одним каким-то товаром, а с определенной товарной совокупностью, с некой товарной массой. Характеристика состава этой товарной совокупности и взаимосвязей между товарами, ее составляющими, невозможна без определения понятия товарного ассортимента.

В теории и практике торговой деятельности сравнительно давно утвердилось и широко используется достаточно близкое к дословному переводу определение понятия товарного ассортимента. Товарный ассортимент — это набор, совокупность видов, разновидностей и сортов товаров, объединенных или сочетающихся по одному или нескольким признакам. Основными объединяющими признаками, как правило, являются сырьевой, производственный и функциональный.

Классификация товарного ассортимента строится преимущественно по иерархической схеме. При этом главным критерием классификации товарного ассортимента является местоположение товаров (рис. 1.9.). Согласно этому критерию, товарный ассортимент разделяется на два вида:

Производственный ассортимент.

Торговый ассортимент.

Производственный ассортимент — совокупность товарных линий и отдельных товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими предприятиями-производителями, исходя из их производственных возможностей.

Торговый ассортимент — совокупность товарных групп и отдельных товаров, формируемая предприятиями торговли с учетом их специализации и материально-технических возможностей, а также спроса покупателей.

Торговый ассортимент представляет собой необходимую основу деятельности любого торгового предприятия, тогда как результатом его деятельности является торговая услуга, оказание которой напрямую зависит от того, как был разработан товарный ассортимент торгового предприятия. Основу образования торгового ассортимента, как правило, составляют товарные группы, включающие в себя товары, выпускаемые разными производителями.



Следует отметить, что в сфере торговой деятельности торговый ассортимент принято подразделять на:

ассортимент товарной группы;

ассортимент торгового предприятия.

Ассортимент товарной группы — виды и разновидности товаров, входящие в товарную группу.

Ассортимент товарной группы подразделяется на:

групповой ассортимент;

внутригрупповой ассортимент.

Групповой ассортимент представляет разновидности товаров разных товарных групп, объединенных по определенным признакам производства или назначения.

Ассортимент торгового предприятия — совокупность видов и разновидностей товаров в торговых предприятиях, сформированная в соответствии с потребностями их покупателей.

Ассортимент торгового предприятия подразделяется на:

ассортимент оптового торгового предприятия;

ассортимент розничного торгового предприятия.

Ассортимент розничного торгового предприятия, как и оптового торгового предприятия, в свою очередь, можно разделить на:

специализированный;

комбинированный (смешанный);

универсальный.

Характеристики товарного ассортимента

При разработке товарного ассортимента необходимо учитывать ряд его основных характеристик, рис. 1.10:

широту ассортимента;

глубину ассортимента;

полноту ассортимента;

новизну ассортимента;

структуру ассортимента;

гармоничность ассортимента.

Эти характеристики очень важны при разработке как торгового, так и производственного ассортимента, но особую значимость они приобретают при разработке торгового ассортимента.

Характеристика товарного ассортимента Возможные решения исходя из параметров ассортимента
Широта – общее количество ассортиментных товаров у производителя Насыщенность – общее число составляющих ассортимент конкретных товаров Глубина – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы Гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей Расширение ассортимента -за счет новых ассортиментных групп Увеличение насыщенности имеющихся ассортиментных групп Углубление ассортимента путем увеличения вариантов (модификаций) каждого имеющегося товара. Повышение или снижение степени гармоничности товаров различных ассортиментных групп

Ассортиментная концепция — построение оптимальной ассортиментной структуры, учитывающей, с одной стороны, потребительские требования деловых и/или конечных покупателей, а с другой — необходимость обеспечения наиболее рационального использования ресурсов предприятия.

Ассортиментная концепция дает обоснование и выполнимое в условиях практической деятельности представление о перспективном ассортименте предприятия.

Варианты ассортиментных концепций для производящих и торговых предприятий в силу объективных причин различны.

Среди возможных вариантов ассортиментных концепций для торговых предприятий, отражающих целевую направленность их деятельности, основными являются следующие:

Ориентация на широкий круг проблем покупателей. Торговое предприятие стремится к универсальному удовлетворению потребностей покупателей, поэтому структурную основу его ассортимента составят товары различных товарных групп, порой не имеющих между собой ни функциональных, ни технологических, ни сырьевых связей. Главным при этом является то, чтобы покупатели, не тратя много времени на посещение разных торговых предприятий, могли решить в этом одном торговом предприятии если не все, то многие из своих проблем.

Ориентация на комплексное решение определенной проблемы покупателей. Торговое предприятие главную свою задачу видит в комплексном удовлетворении потребностей покупателей, касающихся какой-то одной проблемы, и в силу этого структурную основу его ассортимента составляют товары разных, но как правило, взаимодополняющих товарных групп, связанных между собой направленностью на комплексное решение определенной проблемы покупателей. При этом желательно, чтобы все товары, входящие в ассортимент, отличались одним подходом к решению проблемы и/или отражали определенное направление дизайнерской линии или стиля.

Ориентация на решение одной важной проблемы покупателей. Торговое предприятие нацелено на максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей в решении одной важной проблемы и в связи с этим структурную основу его ассортимента составляют, как правило, товары одной или максимум двух тесно взаимосвязанных между собой товарных групп, способные решить эту проблему. При этом подавляющее, большинство товаров, входящих в ассортимент такого предприятия, должны отличаться достаточно большим количеством вариантов предложения, чтобы покупатели смогли проявить свою индивидуальность при выборе товаров для решения их важной проблемы.

Основополагающие факторы формирования товарного ассортиментаСреди общих основополагающих факторов формирования товарного ассортимента необходимо особо выделить три фактора, которые имеют определяющее значение.

Особенности спроса покупателей. При формировании товарного ассортимента важно учитывать все особенности объема, структуры, периодичности и характера реального спроса покупателей по отдельным товарам и товарным группам, которые предлагает конкретное предприятие, а также динамику и тенденции развития потенциального спроса покупателей. Немаловажен при этом и полный анализ всех факторов, определяющих покупательную способность и культуру потребления населения.

Возможности и ресурсы предприятия. На формирование товарного ассортимента влияют материальные, сырьевые и финансовые возможности предприятия и уровень конкуренции в соответствующей сфере деятельности. При формировании товарного ассортимента так же необходимо принимать во внимание и все значимые показатели эффективности хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия, а также учитывать возможное влияние государственных мер по поддержанию отечественных производителей и малого бизнеса на деятельность конкретного предприятия.

Цели и особенности деятельности предприятия. Формирование товарного ассортимента не может быть абстрагировано от особенностей деятельности и целей конкретного предприятия. Формирование товарного ассортимента всегда должно быть тесно увязано с перспективными целями и задачами руководства конкретного предприятия, при том, что управление ассортиментом товаров обычно подчинено руководителю службы маркетинга. Перспективные цели и задачи руководства предприятия обусловливают направленность развития товарного ассортимента. А это, в свою очередь, определяет ассортиментную политику предприятия.

Определение ассортиментной политики

Для любого предприятия хорошо продуманная и детально разработанная ассортиментная политика служит основой его стабильности, рентабельности, индивидуальности, конкурентоспособности и, в конечном итоге, определяет успех предприятия на рынке. Кроме того, ассортиментная политика является наиболее важным из всех инструментов, с помощью которых предприятие осуществляет свою деятельность на рынке. Главная задача ассортиментной политики заключается в том, чтобы в каждый данный момент товары, составляющие ассортимент предприятия, оптимально соответствовали потребностям покупателей по качественным и количественным характеристикам. Через формирование и реализацию ассортиментной политики маркетинговая деятельность любого предприятия выполняет свою основную функцию — приведение в соответствие соотношения спроса и предложения.

Ассортиментная политика — основные направления развития товарного ассортимента, обусловленны ясными представлениями о целях производства и/или реализации товаров на перспективу, хорошим знанием особенностей требований и тенденций развития рынка, четким представлением о своих возможностях и ресурсах.

Основными направлениями развития товарного ассортимента являются: расширение, уменьшение, обновление, стабилизация, совершенствование, гармонизация. Все эти направления в известной мере взаимосвязаны и в определенной степени дополняют друг друга (рис. 1. 11.).

Единых рекомендаций для всех предприятий по разработке ассортиментной политики не существует. Общим правилом для предприятий в этом отношении может являться лишь то, что любые решения, касающиеся ассортиментной политики, должны приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом перспективных целей предприятия, его возможностей и тенденций развития спроса.

При разработке и практическом осуществлении ассортиментной политики и торговое, и производящее предприятие не обязательно должно придерживаться только одного главного направления развития товарного ассортимента, а может сразу же сконцентрировать свои усилия на нескольких основных направлениях развития товарного ассортимента, при условии, конечно, что они взаимно не исключают друг друга. Кроме того, с течением времени каждое предприятие может вносить определенные коррективы в свою ассортиментную политику. Более того, в зависимости от складывающихся обстоятельств в отдельные периоды деятельности возможен также пересмотр выбора главного направления развития товарного ассортимента с учетом того, что это не нанесет вреда «рыночному лицу» предприятия.

Формирование товарного ассортимента оптового торгового предприятия

Формирование товарного ассортимента оптового торгового предприятия представляет собой постоянный процесс подбора товаров, соответствующих запросам оптовых покупателей, который обеспечивает необходимый уровень их обслуживания, рис. 1.12

Особенности оптовой торговли, влияющие на формирование товарного ассортимента оптового торгового предприятия

Особенности формирования товарного ассортимента оптового торгового предприятия во многом предопределены самой спецификой оптовой торговли и ее местом в процессе распределения товаров. Поэтому формирование товарного ассортимента оптового торгового предприятия невозможно без:

установления реальных и предполагаемых потребностей покупателей в тех или иных товарах;

определения источников товарных ресурсов, необходимых для формирования товарного ассортимента;

выявления материальных возможностей для хранения и реализации товаров.

Принципы формирования товарного ассортимента оптового торгового предприятия

Важнейшие принципы формирования товарного ассортимента оптового торгового предприятия:

обеспечение соответствия товарного ассортимента оптового торгового предприятия характеру спроса населения;

комплексное удовлетворение потребностей покупателей в рамках выбранного целевого сегмента рынка;

обеспечение устойчивости товарного ассортимента;

обеспечение условий рентабельности деятельности оптовых торговых предприятий.

Товарный ассортимент любого оптового торгового предприятия можно условно разделить на три составляющие:

базовый ассортимент товаров — это товары, отражающие ассортиментный профиль оптового торгового предприятия, которые постоянно имеются в наличии и на которые приходится не менее 50% продаж торгового предприятия;

«привлекающие» товары — это товары, которые способны выделить оптовое торговое предприятие среди его конкурентов и которые нередко являются для оптовых покупателей показателем уровня цен;

дополняющие товары — это товары, которые могут обеспечить комплексное удовлетворение требований оптовых покупателей, и их присутствие в ассортименте оптового торгового предприятия вызывает большее доверие оптовых покупателей.

Продажа товаров, организуемая оптовым торговым предприятием, должна обеспечить ритмичное снабжение оптовых покупателей товарами, соответствующими по ассортименту, количеству и качеству их спросу. Создание оптимального ассортимента товаров в оптовых торговых предприятиях и правильно организованное управление товарными запасами играют важную роль в качественном обслуживании оптовых покупателей.

Условия формирования эффективного товарного ассортимента оптового торгового предприятия

Управление товарными запасами в оптовой торговле призвано решать целый комплекс организационно-экономических вопросов, связанных с формированием и поддержанием ассортимента товаров на определенном уровне. Оптовые предприятия должны постоянно иметь определенное количество товаров обязательного ассортиментного перечня, соответствующего специализации предприятия, для удовлетворения потребностей оптовых покупателей.

Ассортиментный перечень является важным инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование товарного ассортимента на складах оптовых предприятий. В него включается список наименований товаров, соответствующий установленной широте товарного ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которое постоянно должно быть в наличии на оптовом складе. Ассортиментный перечень разрабатывается на год, однако в течение года, в случае необходимости, в него можно вносить определенные изменения.


 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.