Средства стимулирования сбыта Основные средства стимулирования сбытамогут быть сгруппированы следующим образом:
1. предложение цены,
2. предложение в натуральной форме,
3. предложение в активной форме.
1. Предложение цены- это средство стимулирования сбыта, которое предполагает снижение стоимости покупки.
Приемы снижения цены очень многообразны, наиболее часто применяемым приемом стимулирования является скидка с цены.
Скидка -кратковременное снижение цены товара в месте его продажи.
Необходимо рассмотреть и такой прием стимулирования сбыта, как распространение купонов.Купон- это своеобразный сертификат, выдаваемый фирмой покупателю и дающий ему право на определенную экономию (скидку) при покупке конкретного товара. Купоны вкладывают в упаковки товара, печатают в газетах, журналах вместе с рекламными объявлениями, помещают в каталоги, рассылают по почте. Иногда на купоне помещают и рекламное обращение.
В качестве приемов стимулирования можно рассматривать предоставление потребительского кредита, предлагаемого покупателям на ограниченный период.
При воздействии на торговых посредников наиболее распространены такие приемы стимулирования, как скидки с цены при оговоренных объеме или сроках закупки партии товара. Фирма-производитель может предоставить «сбытовой зачет». В этом случае посредник получает определенную скидку за включение продукции фирмы в свою номенклатуру, чем компенсируется часть его дополнительных сбытовых издержек.
2. Предложение в натуральной форме - это средство стимулирования сбыта, которое предполагает предоставление покупателю или другим субъектам маркетинговой коммуникации дополнительной премии в виде подарка за совершение покупки.
В практике сбыта широко применяются премии в виде предоставляемого продавцом бесплатно дополнительного количества того же товара.
Премией может считаться, например, фирменная майка, сумка или что-либо другое, получаемое покупателем бесплатно при условии покупки конкретного количества товарных единиц или товара на определенную сумму. Условием получения премии и доказательством покупки иногда могут служить товарные ярлыки, упаковки, пробки от бутылок, предъявляемые продавцу покупателем. В упаковку товара может быть заранее вложен бесплатный сувенир,например пробные образцы других товаров фирмы. Некоторые виды упаковки, используемые покупателем после потребления их содержимого, тоже являются средством стимулирования сбыта.
В некоторых случаях роль премии становится настолько значительной, что она может быть положена в основу замысла товара или предлагаться на условиях ее оплаты потребителем. Ярким примером этого может служить «Киндер сюрприз» фирмы Ferrero (игрушки внутри шоколадного яйца) или игрушки из детского набора «McDonalds», оплачиваемые покупателем.
Для внедрения на рынок новых товаров фирма может передавать потенциальным покупателям бесплатные образцы этих товаров, которые становятся поощрительной премией за пробу товара без каких либо затрат со стороны потребителя.
В качестве приемов стимулирования можно рассматривать предоставление бесплатных сопутствующих услуг (по транспортировке, наладке, монтажу и т. п.), различных гарантий. Среди наиболее часто встречающихся гарантий - гарантия бесплатного сервисного обслуживания, гарантия безусловного возврата денег за товар в случае, если он не понравится покупателю.
При воздействии на торговых посредников более распространены такие приемы стимулирования, как предоставление оговоренного количества единиц товара бесплатно при условии закупки определенной партии или обеспечение розничных торговцев бесплатными фирменными рекламными плакатами, вымпелами, наклейками и т. п.
3. Предложение в активной форме - это средство стимулирования сбыта, которое предполагает вовлечение потребителя или других субъектов маркетинговой коммуникации в игру или соревнование, выполнение каких-либо условий фирмы в надежде получить предлагаемый фирмой приз.
Фирма может объявить о проведении конкурса, лотереиили викторины. Например, победитель конкурса на лучшее название товара-новинки или викторины на знание истории фирмы может быть поощрен призом, в некоторых случаях очень дорогим (автомобиль и т. д.). Это привлекает к конкурсу (а значит, и к товару, и к фирме) дополнительное внимание потенциальных покупателей.
Стимулирование в активной форме очень эффективно при воздействии на торговых посредникови собственный торговый персонал, так как поощряет соревнование, создает мотивацию для выполнения сбытовых заданий.
Наиболее распространены такие приемы стимулирования, как организация конкурсов дилеровили премии, выплачиваемые дилерам при продаже товаров сверх оговоренного количества за определенный отрезок времени.
Также являются приемами стимулирования участие фирмы-продавца в совместной с посредником рекламной компаниис соответствующими компенсациями затрат посредника на рекламу (рекламный зачет) или организация съездов дилеров. Например, корпорация Ford Motors, кампания Мэри Кэй устраивают такие мероприятия для лучших продавцов своего товара ежегодно, как правило, в крупных или курортных городах. На съездах оглашаются итоги ежегодных конкурсов дилеров (продавцов), проводится церемония награждения. В процессе неформального общения между собой дилеры (продавцы) обмениваются опытом эффективного сбыта соответствующих товаров.
Производитель товара (особенно это касается сложных технических изделий) может обеспечивать бесплатное повышение квалификации персоналапосредников. Например, корпорация IBM периодически знакомит дилеров с новинками технологий производства компьютеров, новыми марками своих товаров, тенденциями в создании программного обеспечения и т. п.
Стимулирование сбыта по отношению к собственному торговому персоналу использует конкурсыс предоставлением премии лучшим продавцам или дополнительных дней отпуска, организацию развлекательных поездок за счет фирмы и т.д.
Актуальны также моральные поощрения, которые эффективны как прием стимулирования сотрудников даже в развитых странах (например, в Японии). Среди более распространенных моральных стимулов - присвоение почетных званий, вручение вымпелов, получение права ношения престижной рабочей формы, поздравления руководителями фирмы по праздникам и в дни личных торжеств и т. п.
Персональная продажа- это инструмент коммуникационной политики, который основывается на устном представлении товара в ходе беседы с потенциальными покупателями с целью совершения продажи.
Таким образом, персональная продажа может рассматриваться в двух аспектах: с одной стороны, это средство налаживания планируемых взаимоотношений с покупателем; с другой - это непосредственное осуществление сбытовых операций. Персональная продажа - единственный вид коммуникаций, непосредственно заканчивающийся покупкой товара, имеющий явный коммерческий характер.Это позволяет рассматривать персональную продажу как одну из форм прямого сбыта.
Целесообразно выделить коммуникационные особенности персональной продажи (рис. 5.15).
Рис. 5.15.Характерные черты персональной продажи
Персональная продажа осуществляет непосредственный прямой контакт между продавцом и покупателем, предполагает определенную реакцию со стороны покупателя. Если рекламную листовку можно выбросить, не прочитав, купоном на предоставление скидки не воспользоваться, то прямое обращение требует от покупателя высказать свое мнение в ответ на предложение о продаже. Возможности непосредственного общения позволяют не только представить характеристики товара и выгоды потребителя от их использования, но и объяснить потребителю, как и зачем этим надо пользоваться. Если такое предложение сделано достаточно умело, то не ответить иногда довольно трудно. Отсюда очевидна следующая характеристика персональной продажи - торговый персонал должен обладать определенными коммуникативными способностями.
Наличие двусторонней связи, диалоговый режим общения позволяют гибко реагировать на запросы потребителя, оперативно вносить коррективы в характер и содержание коммуникаций. Общение коммивояжеров с покупателями позволяет накопить ценнейшую маркетинговую информацию о спросе и конкурентах. В частности, персональная продажа широко применяется в процессе выведения товара на рынок.
Личностный характер коммуникации позволяет установить долговременные личные отношениямежду продавцом и покупателем, которые могут принимать различные формы в зависимости от индивидуальных особенностей покупателя. На основе личного характера отношений персональная продажа получила название «личной» продажи, которое используется многими авторами.
При высокой эффективности персональная продажа являетсянаиболее дорогостоящимв расчете на один контакт инструментом маркетинговых коммуникаций.
Персональная продажа может использовать приемы для организации контактов с потребителями, показанные на рис. 5.16.
Рис. 5.16. Приемы персональной продажи для организации контактов с потребителями
Персональная продажа имеет значительные преимущества в решении целого ряда задач (рис. 5.17). Так, приемы личной продажи наиболее эффективны на последних этапах принятия решения о покупке. По данным исследователей, это наиболее значимая и распространенная форма маркетинговых коммуникаций при реализации товаров производственного назначения.
Рис. 5.17. Задачи персональной продажи
Персональные продажи как форма маркетинговых коммуникаций получили свое развитие в такой области, как прямой маркетинг (direct marketing).
Прямой маркетинг- это форма коммуникации, использующая различные рекламные воздействия на потребителя с целью развития отношений с ним и убеждения сделать заказ, а также организующая реализацию товаров непосредственно клиентам.
Public Relations- это инструмент коммуникационной политики, использующий различные формы коммуникаций, которые направлены на выявление общих представлений или интересов, поддержание доброжелательных отношений между организацией и общественностью, достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Public Relations в разных работах называется по-разному - связи с общественностью, отношения с общественностью, в последнее время к англоязычному термину привыкли настолько, что вместо длинногословосочетания используется сокращение - ПР (паблик рилейшнз) или PR.
Основные характеристики Public Relations как инструмента маркетинговых коммуникаций показаны на рис. 5.18.
Рис. 5.18. Основные черты ПР
ПР занимается в системе маркетинговых коммуникаций решением задач формирования репутации фирмы (рис. 5.19).
Рис. 5.19. Задачи Public Relations
Основные приемы коммуникации Public Relations связаны с прессой, так как личная коммуникация не может быть осуществлена со всей общественностью, а только с ее частью, конкретной аудиторией, поэтому производитель заинтересован в сотрудничестве с теми представителями общественности, которые обладают влиянием на формирование общественного мнения, или в использовании платных средств массовой информации для распространения новостей. Наиболее часто востребованы такие приемы Public Relations, как рассылка пресс-релизов, организация пресс-конференций, присутствие представителей прессы на внутренних мероприятиях фирмы, выпуск корпоративных изданий.
Пресс-конференции,как правило, проводятся только в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать какие-то достижения производителя или когда речь идет о важной теме, по которой у присутствующих журналистов могут возникнуть вопросы. Приглашение на пресс-конференцию, как правило, высылаемся заранее. В нем необходимо четко указать тему, место, число и время проведения пресс-конференции, по возможности имена основных докладчиков и некоторые подробности, которые могли бы убедить редактора в целесообразности освещения события.
Присутствие журналистов на внутренних мероприятиях позволяет ориентировать коммуникации на две аудитории одновременно, демонстрируя достоверность происходящего, что характерно для ПР. Сейчас проводится большое число внутрифирменных мероприятий, от политических митингов до ежегодных конференций, званых обедов, встреч, которые специально для прессы не предназначены, но могут быть использованы для продвижения фирмы, если пригласить на них журналистов, обеспечив им условия для работы. Независимо от характера мероприятия усилия по коммуникациям должны быть организованы: следует назначить ответственного, который бы занимался журналистами и обеспечил их экземплярами программы, повесткой дня и другими материалами.
Внутренние газеты (многотиражки)являются одним из наиболее распространенных приемов связи с широкой общественностью. Многотиражки для внутреннего пользования могут быть ориентированы на всех сотрудников организации или некоторых ее предприятий или на определенные группы сотрудников. Многотиражки для внешнего воздействияиздаются просто для престижа или ориентированы на отдельные группы общественности, покупателей, предпринимателей и т. д.
Систематизация взаимоотношений с общественностью показана на рис. 5.20.
Рис. 5.20.Приемы коммуникации ПР
Умение вести телефонный разговор зачастую является уязвимым местом при общении организации с внешним миром. Во многих случаях телефонный оператор или секретарь становится первым человеком, к которому обращается клиент, и их поведение может сильно сказаться на первом впечатлении, которое является очень важным. Умение вести телефонный разговор распространяется на всех сотрудников организации.
Оплачиваемые материалы и статьи также используются ПР. Если какое-то имеющееся у общественности неправильное представление негативным образом сказывается на интересах организации, то важно быстро известить широкие слои общественности о подлинных фактах. В этом случае обращение к журналистам не позволяет решить эту проблему быстро и обеспечить публикацию именно тех сведений, которые актуальны для производителя, поэтому целесообразно воспользоваться платным местом для публикации соответствующего заявления.
Необходимо отметить, что существует проблема разделения сфер рекламы и ПР в области коммуникаций престижного характера. Однако для выявления характерных принципиальных отличий в инструментах маркетинговых коммуникаций следует опираться на задачи,решаемые с помощью того или иного приема. Безусловно, производитель, организуя маркетинговые коммуникации, может использовать красочные буклеты как для ПР, так и для рекламы и персональных продаж. Диагностировать прием коммуникации можно только после того, как мы ответим на вопрос: «Зачем это было сделано?» Для формирования общественного мнения или коммерческого предложения? Принципиальные отличия рекламы и ПР показаны в табл. 5.11.
Таблица 5.11
|