Отличия рекламы и Public Relations
Критерий
сравнения
| Реклама
| Public Relations
| Характер
решаемых задач
Задачи
коммуникации
Период
времени
решения задач
| Коммерческий (создание и стимулирование спроса на товары фирмы)
Информировать и убеждать, создавать предпочтение к товару
Краткосрочный, средне-срочный и долгосрочный
| Пропагандистский, создание благожелательного отношения к фирме и ее продукции
Разъяснять позицию фирмы, демонстрировать общественную пользу
Только долгосрочный
|
Термин происходит от английского «sponsor» - плательщик финансист. Однако хотя спонсорство и предполагает наличие определенного элемента благотворительности, отождествлять эти понятия нельзя. Вкладывая свои средства в определенные проекты, помогая конкретным организациям и лицам, спонсор преследует цели маркетинговых коммуникаций.
Спонсорство- это инструмент коммуникационной политики, который представляет собой систему взаимовыгодных договорных отношений между спонсором и субсидируемой стороной, характер которых четко регламентирован и рассчитан на создание положительной реакции у потребителей и других субъектов.
Спонсорство позволяет производителям решать определенные коммуникативные задачи (рис. 5.21).
Рис. 5.21. Задачи спонсорства, решаемые в рамках коммуникационной политики
Создание или укрепление благоприятного имиджа спонсора посредством передачи ему основных характерных черт образа субсидируемой стороныхорошо демонстрируется большинством известных зарубежных производителей сигарет, которые выступают спонсорами спортсменов и спортивных мероприятий таких «мужественных» видов спорта, как соревнования гоночных автомобилей класса «Формула-1», авторалли (Париж-Даккар, Трафик-Кэмел и т. д.), парусные регаты, мотогонки и т. п. Образ отважных и сильных участников соревнований постоянно и целенаправленно проецируется на имидж товарных знаков табачных изделий («Marlboro», «Camel» и др.).
Создание положительного имиджа у общественности может поддерживаться деятельностью фирмы-спонсора в области социальной помощи,например медицинским учреждениям, безвозмездная передача каких-либо средств детям-сиротам, инвалидам, престарелым и т. д.
Демонстрация финансовой мощи позволяет сформировать образ надежного, устойчивого с точки зрения имеющихся средств партнера. Такой имидж важен как в отношениях с поставщикамии посредниками, так и для акционеров фирмы. Среди наиболее часто субсидируемых областей человеческой деятельности, в которые вкладывают средства спонсоры, являются спорт, культура и социальная сфера.
Спонсорство в отношении сотрудников самой фирмы позволяет создать положительный образ у своих служащих и тех, кто придет работать в фирму завтра, тем самым мотивируя их труд и привлекая к сотрудничеству наиболее способных и талантливых. Мотивация сотрудников может осуществляться в различных формах, например, лучшие сотрудники могут быть приглашены на мероприятия, проводимые за счет фирмы (концерты, соревнования, встречи с популярными актерами). Фирмы IBM и Hitachi,деятельность которых связана с наукоемкими технологиями, практикуют выплату фирменных стипендий наиболее одаренным студентам. Студенты-стипендиаты, как правило, становятся впоследствии сотрудниками этой фирмы. Спонсоры же в данном случае вкладывают деньги в подготовку своих компетентных специалистов.
Постановка целей коммуникационной политики полностью основывается на целях маркетинга в целом, которые, в свою очередь, базируются на миссии и цели деятельности предприятия. Общая композиция целей и задач коммуникационной политики и маркетинговой деятельности демонстрируется на рис. 5.22.
Рис. 5.22. Общая композиция целей и задач
коммуникационной политики
Основная цель коммуникаций фирмы - добиться продвижения фирмы и понимания ее деятельности, убедить использовать ее продукцию посредством коммуникационных программ.
Коммуникационная программа - это конкретный план использования всех инструментов маркетинговых коммуникаций в соответствии с поставленными целями продвижения и определенным бюджетом.
Реализация цели коммуникационной политики осуществляется на основе инициирования предприятием различных кампаний.
Любая кампания в области рекламы, ПР, стимулирования сбыта или прямого маркетинга основывается на анализе информации о состоянии внешней среды, используемых маркетинговых и коммуникационных инструментах, включает планирование и реализацию мероприятий по продвижениюконкретного объекта в определенный период времени, контроль эффективности.
В основном, большинство решений коммуникационной политики носит оперативный характер, так как с помощью ее инструментов у предприятия есть возможность реагировать на конъюнктурные изменения рынка. Однако если предприятие стремится к созданию устойчивого имиджа или ориентировано на маркетинг отношений, то решения такого характера имеют стратегическую направленность.
|