Практическая работа 16 Использование финансовых и статистических функций. Функция – стандартная формула, которая обеспечивает выполнение определенных действий над значениями, выступающими в качестве аргументов. Функции позволяют упростить формулы, особенно если они длинные или сложные. Функции используют не только для непосредственных вычислений, но также и для преобразования чисел, например для округления, для поиска значений, сравнения и т. д.
Статистические функции используются для автоматизации статистической обработки данных.
Задание 1.Рассчитать количество прожитых дней.
Технология работы:
Запустить приложение Excel 2003.
В ячейку A1 ввести дату своего рождения (число, месяц, год – 20.12.81). Зафиксируйте ввод данных.
Просмотреть различные форматы представления даты (Формат – Формат ячейки – Число – Числовые форматы - Дата). Перевести дату в тип ЧЧ.ММ.ГГГГ. Пример, 14.03.2001
Рассмотрите несколько типов форматов даты в ячейке А1.
В ячейку A2 ввести сегодняшнюю дату.
В ячейке A3 вычислить количество прожитых дней по формуле =A2-A1. Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип. (Формат – Формат ячейки – Число – Числовые форматы – Числовой – число знаков после запятой – 0).
Задание 2. Возраст учащихся. По заданному списку учащихся и даты их рождения. Определить, кто родился раньше (позже), определить кто самый старший (младший).
Технология работы:
Создайте файл электронной таблицы в соответствии с рисунком
Рассчитаем возраст учащихся. Чтобы рассчитать возраст необходимо с помощью функции СЕГОДНЯ выделить сегодняшнюю текущую дату из нее вычитается дата рождения учащегося, далее из получившейся даты с помощью функции ГОД выделяется из даты лишь год. Из полученного числа вычтем 1900 – века и получим возраст учащегося. В ячейку D3 записать формулу =ГОД(СЕГОДНЯ()-С3)-1900. Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип. (Формат – Формат ячейки – Число – Числовые форматы – Числовой – число знаков после запятой – 0).
Определим самый ранний день рождения. В ячейку C22 записать формулу =МИН(C3:C21);
Определим самого младшего учащегося. В ячейку D22 записать формулу =МИН(D3:D21);
Определим самый поздний день рождения. В ячейку C23 записать формулу =МАКС(C3:C21);
Определим самого старшего учащегося. В ячейку D23 записать формулу =МАКС(D3:D21).
Самостоятельная работа:
Задача.Произведите необходимые расчеты роста учеников в разных единицах измерения.
Задание 3. С использованием электронной таблицы произвести обработку данных помощью статистических функций. Даны сведения об учащихся класса, включающие средний балл за четверть, возраст (год рождения) и пол. Определить средний балл мальчиков, долю отличниц среди девочек и разницу среднего балла учащихся разного возраста.
Решение:
Заполним таблицу исходными данными и проведем необходимые расчеты. В таблицу будем заносить данные из школьного журнала.
В таблице используются дополнительные колонки, которые необходимы для ответа на вопросы, поставленные в задаче (текст в них записан синим цветом), — возраст ученика и является ли учащийся отличником и девочкой одновременно.
Для расчета возраста использована следующая формула (на примере ячейки G4):
=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-E4)/365,25)
Прокомментируем ее. Из сегодняшней даты вычитается дата рождения ученика. Таким образом, получаем полное число дней, прошедших с рождения ученика. Разделив это количество на 365,25 (реальное количество дней в году, 0,25 дня для обычного года компенсируется високосным годом), получаем полное количество лет ученика; наконец, выделив целую часть, — возраст ученика.
Является ли девочка отличницей, определяется формулой (на примере ячейки H4):
=ЕСЛИ(И(D4=5;F4="ж");1;0)
Приступим к основным расчетам.
Прежде всего требуется определить средний балл мальчиков. Согласно определению, необходимо разделить суммарный балл мальчиков на их количество. Для этих целей можно воспользоваться соответствующими функциями табличного процессора.
=СУММЕСЛИ(F4:F15;"м";D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"м")
Функция СУММЕСЛИ позволяет просуммировать значения только в тех ячейках диапазона, которые отвечают заданному критерию (в нашем случае ребенок является мальчиком). Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество значений, удовлетворяющих заданному критерию. Таким образом и получаем требуемое.
Для подсчета доли отличниц среди всех девочек отнесем количество девочек-отличниц к общему количеству девочек (здесь и воспользуемся набором значений из одной из вспомогательных колонок):
=СУММ(H4:H15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"ж")
Наконец, определим отличие средних баллов разновозрастных детей (воспользуемся в расчетах вспомогательной колонкой Возраст):
=ABS(СУММЕСЛИ(G4:G15;15;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;15)-
СУММЕСЛИ(G4:G15;16;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;16))
Обратите внимание на то, что формат данных в ячейках G18:G20 – числовой, два знака после запятой. Таким образом, задача полностью решена. На рисунке представлены результаты решения для заданного набора данных.
Задание 4
Рассмотрим функцию РАНГ
Функция возвращает ранг числа в списке чисел относительно других чисел в списке.
Если требуется не только вычислить наибольшее или наименьшее число из списка значений, но и расположить числа в порядке возрастания или убывания применяется функция ранжирования, которая записывается следующим образом:
=РАНГ(число; ссылка на список; порядок)
где:
Число – это число, для которого определяется ранг (порядок);
Ссылка на список – которому принадлежит число, нечисловые значения в ссылке игнорируются (ссылка на список должна быть абсолютной);
Порядок – способ упорядочения значений списка:
0 или ничего – определяет ранг числа, так как если бы список сортировался в порядке убывания (т.е. максимальному значению присваивается ранг равный 1, чуть меньшему числу ранг 2 и т.д.);
Число не равное 0 – определяет ранг числа, так как если бы список сортировался в порядке возрастания (т.е. минимальному числу присваивается ранг равный 1, чуть большему числу ранг 2 и т.д.).
Разберем примеры:
Ячейки А1:А5 содержат числа 7 3,5 4 1 2
Чему будет равно значение функции для ячейки А2:
=РАНГ(А1;$А$1:$А$5;1)
Обратите внимание, что порядок (последняя цифра) в этой функции равен 1, число не равное 0.
Значит, иными словами, узнать, какой порядок занимает число А2, равное 3,5, в списке чисел, отсортированном в порядке возрастания.
Согласно определения, функция присвоит наименьшему числу ранг 1.
Ответ примера 3
Ячейки А1:А5 содержат числа 7 3,5 4 1 2
Чему будет равно значение функции для ячейки А1:
=РАНГ(А1;$А$1:$А$5)
Обратите внимание, что порядок в этой функции отсутствует. Значит, иными словами я хочу узнать какой порядок занимает число А1, равное 7 в списке чисел, отсортированному в порядке убывания.
Ответ нашего примера 1
ПРИМЕЧАНИЕ: Функция РАНГ присваивает повторяющимся числам одинаковый ранг. Однако, наличие повторяющихся чисел влияет на ранг последующих чисел.
Например, ячейки А1:А7 содержат числа 1 2 3 4 5 5 6. Нужно узнать чему будет равен ранг для ячеек А5 и А6.
= РАНГ (А1;$А$1:$А$7)
Согласно определению и примечанию, функция присвоит наибольшему числу ранг 1
Как мы видим, число 5 повторяется дважды и имеет ранг 2
Число 4 имеет ранг 4 и нет чисел, имеющего ранг 3
Задание 5
Рассмотрим функцию =СЧЕТЕСЛИ (диапазон; критерий)
Функция подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию.
Например:
В диапазоне А1:А6, нужно подсчитать количество ячеек со значением 35
Ответ примера 1
В диапазоне А1:А6, нужно подсчитать количество ячеек со значением книга
Ответ примера 2
Самостоятельная работа:
С использованием электронной таблицы произвести обработку данных помощью статистических функций.
1. Даны сведения об учащихся класса, включающие оценки в течение одного месяца. Подсчитайте количество пятерок, четверок, двоек и троек, найдите средний балл каждого ученика и средний балл всей группы. Создайте диаграмму, иллюстрирующую процентное соотношение оценок в группе.
2. Четверо друзей путешествуют на трех видах транспорта: поезде, самолете и пароходе. Николай проплыл 150 км на пароходе, проехал 140 км на поезде и пролетел 1100 км на самолете. Василий проплыл на пароходе 200 км, проехал на поезде 220 км и пролетел на самолете 1160 км. Анатолий пролетел на самолете 1200 км, проехал поездом 110 км и проплыл на пароходе 125 км. Мария проехала на поезде 130 км, пролетела на самолете 1500 км и проплыла на пароходе 160 км.
Построить на основе вышеперечисленных данных электронную таблицу.
Добавить к таблице столбец, в котором будет отображаться общее количество километров, которое проехал каждый из ребят.
Вычислить общее количество километров, которое ребята проехали на поезде, пролетели на самолете и проплыли на пароходе (на каждом виде транспорта по отдельности).
Вычислить суммарное количество километров всех друзей.
Определить максимальное и минимальное количество километров, пройденных друзьями по всем видам транспорта.
Определить среднее количество километров по всем видам транспорта.
3. Создайте таблицу “Озера Европы”, используя следующие данные по площади (кв. км) и наибольшей глубине (м): Ладожское 17 700 и 225; Онежское 9510 и 110; Каспийское море 371 000 и 995; Венерн 5550 и 100; Чудское с Псковским 3560 и 14; Балатон 591 и 11; Женевское 581 и 310; Веттерн 1900 и 119; Боденское 538 и 252; Меларен 1140 и 64. Определите самое большое и самое маленькое по площади озеро, самое глубокое и самое мелкое озеро.
4. Создайте таблицу “Реки Европы”, используя следующие данные длины (км) и площади бассейна (тыс. кв. км): Волга 3688 и 1350; Дунай 2850 и 817; Рейн 1330 и 224; Эльба 1150 и 148; Висла 1090 и 198; Луара 1020 и 120; Урал 2530 и 220; Дон 1870 и 422; Сена 780 и 79; Темза 340 и 15. Определите самую длинную и самую короткую реку, подсчитайте суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек европейской части России.
5. В банке производится учет своевременности выплат кредитов, выданных нескольким организациям. Известна сумма кредита и сумма, уже выплаченная организацией. Для должников установлены штрафные санкции: если фирма выплатила кредит более чем на 70 процентов, то штраф составит 10 процентов от суммы задолженности, в противном случае штраф составит 15 процентов. Посчитать штраф для каждой организации, средний штраф, общее количество денег, которые банк собирается получить дополнительно. Определить средний штраф бюджетных организаций.
|