Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел Ш Искусство Древнего Востока

 

Лекции 5-6

Искусство Древнего Двуречья (хетты, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия)

Цивилизации Древней Месопотамии возникают в период 3500-3000 лет до н.э. – 1 тыс. до н.э.

 

Равнина между реками Тигром и Евфратом (Северная Сирия, Иран)

Выделяли северную часть – Месопотамия, южную – Двуречье (по сторонам Евфрата), по среднему течению Тигра примыкает Ассирия

 

Скудно изучено искусство

Плохая сохранность произведений искусства

 

Известны:

круглая скульптура, рельефы, терракота, настенные росписи, ювелирные изделия, в большом количестве дошла глиптика (резьба по каменным печатям в Шумере, Аккаде и Вавилоне)

 

Непрерывность сохранения преемственности культурных и художественных традиций при смене государств и правящих династий

 

Хронология:

1. 2400 - 2200 до н.э. – государство Аккад

2. 2100 2000 до н.э. – царство Шумера и Аккада (погибло)

3. 1800 – УП вв. до н.э. - Вавилон

4. УП-У1 вв. до н.э. – захват Вавилона Ассирийской державой и образование Нововавилонского, или Халдейского царства

5. 539/538 г. до н.э. – захват Нововавилонского царства Персидской державой

6. У1 – 1У вв до н.э. – Персидская держава

7. конец 1У в. до н.э.- захват Персидской державы войсками Александра Македонского

Периоды:

Убайд – 4000 – 3500 до н.э.

Урук – 3500 – 3000 до н.э.

Джемдет-Наср – 300-2800 до н.э.

Раннединастический – 2800 – 2400 до н.э.

Аккадский – 2400 – 2200 до н.э.

Позднешумерский – 2200 – 2000 (включая Ш династию Ура)

Старовавилнский – 2000 – 1600 до н.э.

Касситский (захват племенами касситов) – 1600 – 1200

Послекасситский 1200 – 627 до н.э.

Нововавилонский (Халдейский) – 626 – 538 до н.э.

Шумер и Аккад



На рубеже 1У – Ш тыс. до н.э. произошла одна из форм разделения труда на сельское хозяйство и ремесленничество

2400 до н.э. – царь Аккада объединил страну

 

Семитские элементы этнические присоединились к более ранним хеттским и собственно шумерским корням

 

Происхождние хеттов, как и шумеров, загадочно (возможно, пришли из Персии в Южную Месопотамию первые обитатели этих земель). Язык первоначальный неизвестен.

 

Древнейшее письмо – шумерская клинопись на глиняных табличках

 

Несколько городов-государств (Ур, Урук, Элам, Лагеш, Сузы, Мари и др.)

 

Скудность материальных памятников, дошедших до наших дней, объясняется большой влажностью, высокой степенью разрушения вследствие климатических особенностей (большая важность) и традиционным использованием легкоразрушающихся материалов (глина, сырцовый кирпич)

 

Древнейшие памятники – конец У – вторая половина 1У тыс. до н.э.:

 

Расписная керамика из могильных курганов (ритмически-геометрические знаки)

Бронзовые изделия из Самары

Сосуды из Элама (восточное Двуречье)

Сосуды с козлом, собаками и птицами из Суз

Глиптика (резные печати из кости, раковин, мелких камней)

 

Отсутствие камня, дерево (привозное) и сырцовый (обожженный на солнце) кирпич

Сохранились лишь фундаменты архитектурных сооружений

 

Первоначально владелец земель, территорий, рабов и народа – бог, олицетворяющий силы природы, позднее – царь, земной правитель – слуга божественного повелителя

 

Жреческое сословие и земледельческие хозяйства, сформировавшиеся при крупных храмах, первоначально осуществляют основные полномочия власти

 

Храмовая архитектура: используется высокая искусственная платформа (может быть ступенчатой формы), на которой воздвигается часовня с открытым алтарем

 

Храм и храмовое хозяйство – обширный архитектурный комплекс (склады, мастерские, конторы писцов), окруженный стеной. Включает обширный двор и святилище с зиккуратом

 

Самый известный в истории зиккурат – библейская Вавилонская башня

 

Зиккурат – ступенчатая башня в виде усеченной призмы со святилищем и алтарем наверху и лестницами с каждой стороны

 

Символизирует священную гору и точку, куда спускается с небес бог Мардук для встречи с царем (главным жрецом) и является астрологической обсерваторией для жрецов-прорицателей

 

Астрономию и астрологию изучали в Вавилоне жрецы-прорицатели (халдеи).

Наследием вавилонской культуры является система знаков Зодиака (сочетания звезд в виде реальных или фантастических животных). Они же по положению светил указывали будущее.

 

Сохранились диски медных пластин со Знаками Зодиака – древневавилонский календарь

 

 

Три описанные в Библии восточных царя (волхва), предсказавшие рождении Мессии и принесшие свои дары новорожденному Христу, были халдеями. У сюжета о рождественских трех волхвах месопотамско-персидские корни.

 

Архитектура:

 

3500-3000 лет до н.э. – воздвигнут Белый храм на вершине зиккурата из Урука (территория современного Ирана) – ранее пирамид Древнего Царства.

 

Это насыпной холм с укрепленными кирпичной кладкой стенами; венчает храм помещение с кирпичными стенами, побеленными известью в качестве облицовки; стены облицованы кладкой с ритмическим чередованием углублений и выступов; лестницы с каждой стороны; вход в храм сбоку, а не по центру (для увеличения траектории движения к богу).

 

Целла – помещение внутри храма – место для жертвенника перед статуей бога

 

Зиккурат – платформа с храмом ступенчатой формы и в то же время сам храм

 

Идея древневосточного храма заключается в подъеме и в восхождении к божеству по принципу «ломаной оси», или прямоугольной спирали

 

Самый знаменитый зиккурат – Вавилонская башня

 

Дворцы правителей середины Ш тыс. до н.э.

 

Скульптура

Из храмов – статуи богов и адорантов (молящихся):

Вера, что боги непосредственно присутствуют в своих изображениях

 

Бог растительного мира Аби (76 см высотой)

Голова богини (Инанны) из Урука

Статуя Богини-матери

Бронзовая маска шумерского правителя (голова Саргона)

Статуя Гудеа из Лагаша

Статуя Эбих Иля из Мари

Стела коршунов из Лагаша

 

Основа скульптурной формы – цилиндр, трубообразные руки и ноги

 

Ювелирное искусство – предметы из гробниц Ура (золото, серебро, лазурит) –

 

Арфа с резонатором, украшенным изображениями животных и фантастических существ, участвующих в пире (Герой с двумя быками – популярный мотив, Осел с арфой) с подставкой для подношений

 

Штандарт из Ура – переносной балдахин в виде коньков крыши - со сценами войны, победы и пиршества

 

Стела Нарам-Суэна (желтый песчаник)

Скульптурная группа Баран и дерево (посвящено богу Томмузу - воплощению мужского начала в природе)

 

Штифтовые печати и оттиски, глиняные таблички с клинописными записями хозяйственно-административного характера

 

Вавилон

Семитские племена оттеснили шумеров на юг Месопотамии и частично ассимилировались с ними -2 тыс. до н.э.

 

1760 – 1600 – власть местных правителей Шумера

 

1792 – 1750 – правление царя Хаммурапи, законодателя, основателя вавилонской династии царей – самый выдающийся правитель, «воин, уважающий Шумерские традиции», «любимый пастух бога солнца Шамаша»

 

При нем столица Вавилон стал культурным центром Шумера

Хаммурапи составил старейший письменный свод законов

 

1760 до н.э. - Стела Хаммурапи – диоритовая стела (213 см, Лувр, высокий рельеф 71, 1 см) – сверху Царь представляется божеству Солнца и отчитывается ему в своей законодательной деятельности, ниже – сам свод законов, написанный клинописью

 

Покровитель Вавилона и главное божество – бог Мардук

 

Ассирия

Третий период месопотамской истории – 1000 – 500 до н.э. – власть ассирийских полководцев (от Синая до Армении)

 

671 г до н.э. – успешное вторжение в Египет

 

Ассирийцы заимствовали культурные достижения Шумера, представив их собственную интерпретацию в искусстве

 

Главная тема – прославление царского (воинского) могущества, воинской победы, львиной охоты ассирийских царей

 

Искусство имеет церемониальный характер

 

Скульптурные рельефы:

Рельеф Ашшурнацирапала в Нимруде (860 до н.э.)

 

Ассирийские печати (цилиндрические)

Глазурованный кирпич (обожженный в печи и покрытый цветной глазурью синего, чаще всего, цвета) появился здесь на 600-700 лет раньше, чем в Вавилоне

 

Города-крепости с массивными крепостными стенами, городскими воротами и укрепленными башнями.

 

Такова Ниневия – столица Ассирии:

Регламентированы «красные линии» улиц специальным указом царя.

Как и ширина улиц – 52 локтя (26 м)

Город Дур-Шарукин построен по плану царя.

Использованы сводчатые перекрытия и перекрытия из стволов привозного кедра

 

Монументальная скульптура – гигантские статуи шеду (людей-быков с пятью ногами) по сторонам от входов во дворец; они служат опорами аркам сводов (5,6 м высотой)

5 ног – для передачи иллюзии движения шеду вперед при перемещении зрителя с фронтальной позиции к боковой

 

Ортостаты (вертикально поставленные каменные плиты, украшенные рельефами) по низу стен дворца, ванны, расписные стены; стены облицовывались внутри помещения, а не снаружи (как у хеттов и шумерцев)

 

Идея красоты царя и царской победы (подчеркиваются физическая сила, огромное здоровье и мощь царя-воина) – идеально-обобщенный образ

 

Цветные батальные или охотничьи стены (быки и козлы в шествии)

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.