Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психологическая структура профессиональной деятельности

мого контроля. В психодогических исследованиях установ­лено, что благодаря свойству осознаваемое™ действие сохра­няет и воспроизводит (мультиплицирует) все главные пси­хологические особенности деятельности в целом. Оно, как и деятельности, характеризуется свойствами целенаправлен­ности, произвольности, предметности, активности, осозна-ваемости, адаптивности, системности и др. Стоит, однако, сделать лишь один шаг «вглубь» и перейти к более дробной единице — неосознаваемым операциям, как оказывается, что эти единицы уже не будут адекватно воспроизводить указанные основные характеристики деятельности.

Л.Сф Выготский разделял способы анализа деятельности на компонентный и элементный. Компонент— это та мель­чайшая часть целого, которая еще имеет свойства самого этого целого; элемент — это та часть, из которой состоят ком­поненты, а следовательно, и само целое, но у которой отсут­ствуют свойства целого. Например, для воды ее компонен­том будет молекула, Поскольку она является носителем качеств жидкости, а элементами — атомы водорода и кис­лорода; они уже утрачивают специфику целого (жидкости) и являются газами. Поэтому психологический анализ дея­тельности должен быть имейно компонентным (а не элемент­ным); д^ещь тогда он будет и достаточно детализированным, и одновременно содержательно наполненным, воспроизво­дящим в своих результатах все богатство цеходного анали­зируемого целого.

Сходная» цолучивщая еще более глубокую теоретическую проработку точка зрения сформулирована другим крупней­шим отечественном психологом — С,Л. Рубинштейном. Он считал именно действие «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наибо­лее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии, как в «клеточке» деятельнос­ти, представлены зачатки всех сторон психики и что^все сто­роны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.



В отличие от действий, психологические операции соотно­сятся не с теми или иными осознаваемыми целями (и подце­лями), а с условиями их достижения. При этом следует раз­личать внешние и внутренние условия. Внешние условия —


 


Глаша2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Д£ЯТЕЛЬНОСТИ

это система объективных параметров среды, в которой pea-j лизуется та или иная цель. Внутренние условия — это сово­купность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и| т. д), которыми располагает субъект. Если совокупност: ' внешних и внутренних условий такова, что она необходима! и достаточна для реализации того или иного действия, то оно| имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться т неосознаваемый (так называемый фоновый) уровень регул я ции. Действие, представленное без свойства осознаваемое-ти, переведенное на автоматизированный уровень регуля­ции, — это и есть психологическая операция. И наоборот*] если условия (как внешние, так и внутренние) усложняют­ся, то уже сформированная операция не только может, но должна дезавтоматизироваться, переводиться на осознавае^ мый уровень, т. е. трансформироваться в действие.

Высший уровень — собственно деятельность — выделя* ется А.Н. Леонтьевым на основе I'oro, что данный уровень соотносится не с целями и тем более не с условиями их дос* тижения, а непосредственно с мотивами личности, с систе* мой ее доминирующих потребностей. Согласно данной тео­рии, сама деятельность как таковая (отдельная автономно деятельность) как раз и выделяется на основе критерия на? личия у нее какого-либо самостоятельного, специфическое го мотива. Мотив и деятельность суть взаимополагающи^ понятия; нем;отивированной деятельности не может бытз просто по определению. Мотив деятельности непосредствен! но связан с ее предметом и даже определяется им, в силу чел возникает свойство предметности деятельности. Оно рас; сматриваетей как основное свойство деятельности; беспреД] метнбй деятельности, так же как и немотивированной, бы' йё может. Как отмечает А.Н. Леонтьев, выражение «беспре; метная деятельность» лишено смысла. Деятельность толз ко кажется беспредметной, но научное исследование деяте. ности требует раскрытия ее предмета. Причем предмет деятельности выступает двояко: как подчиняющий себе преобразующий предметную деятельность и как образ пре; мета, как продукт психического отражения.

Являясь высшим в общей структуре деятельности, эт< уровень одновременно интегрирован в еще более сложи;; систему — систему личности. В связи с этим, деятельно* рассматривается как «молярная неаддитивная единица ж:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.