Виды письма живописными материалами. При обучении определенному виду письма художественными красками начинающий живописец должен прежде всего ознакомиться с материалами, инструментами, техникой и технологией.
Без знания специфики различных видов живописи и профессионального обращения с материалами и инструментом невозможны успехи в овладении основами живописной грамоты. Все необходимое для учебных занятий: краски, кисти, бумага (или холст) и т.п. должно быть хорошего качества и заранее подготовлено в нужном количестве, удобно расположено под рукой и всегда находиться в рабочем состоянии.
Разнообразие используемых в живописи материалов определяется техникой и технологией различных видов письма: акварель, гуашь, темпера, масло, энкаустика, пастель и др. Звучание цвета в живописи зависит не только от манеры письма, но в первую очередь от свойств красок (пигмента и связующего красочный материал вещества) и основы —холста, картона, бумаги с особенностями ее фактуры и т.п.
Различают корпусные (плотные, пастозные), кроющие (непрозрачные), фактурные (рельефные), полупросвечивающие и прозрачные (лессировочные) виды письма, отличающиеся толщиной красочного слоя и способностью по-разному поглощать лучи попадающего на красочный слой света.
В корпусном (пастозном) письме цвет основы (бумаги или грунта) практически мало влияет на цвет нанесенных на него красок, так как поверхностный слой закрывает основу полностью. Полупросвечивающий красочный слой отражает часть проходящих через его поверхность лучей. Прозрачное письмо (лессировки) позволяет свету глубоко проникнуть в цветной слой краски. В восприятии цвета, полученного способом лессировки, активную роль играет основание красочного слоя. На цвет живописной поверхности значительное влияние оказывает эффект последовательного наложения прозрачных слоев красок разного цвета. Цвет, получаемый способом лессировок, зависит не только от прозрачности слоев наносимых красок, но и от общей толщины ее слоя (плотный слой больше поглощает света, увеличивая насыщенность воспринимаемого цвета). Например, если на нижний слой красного цвета нанести прозрачный слой желтого цвета, то в результате поверхность живописного слоя в целом будет восприниматься желто-оранжевой.
Большую роль в технике живописи играет также умение вылепить цветоформу мазком.
Характеристика красок.
Основным средством передачи цвета в живописи являются краски.
Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов. До конца XVII — начала XVIII в. художники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно ученикам. Они измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. Промышленное изготовление красок сделало цветовую палитру более разнообразной.
Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия связаны с химическими или природными элементами (минералами, растениями), из которых они изготовлены. Основа всех красок — пигмент — это различные красящие вещества, или красители. Они бывают минерального, химического, органического (животного или растительного) происхождения. Для приготовления красок пигменты тонко растирают в порошок и смешивают со связующими материалами (маслом, клеем и др.). Органические пигменты уступают по прочности минеральным. Сейчас применяют в основном искусственные пигменты, как наиболее стойкие. В продаже можно увидеть краски в жидком, полужидком и сухом видах. Наиболее употребительными стали художественные краски в тюбиках, пластмассовых баночках и корытцах (масло, темпера, гуашь, акварель).
Часто название красок происходит от связующего вещества, используемого для их приготовления. Например, основа масляных красок — льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски — это акварель, гуашь, темпера. Расскажем подробнее о клеевых красках, так как именно они наиболее часто употребляются в практике обучения изобразительному искусству в педучилищах и в начальной школе.
Не все краски одинаково прочны к воздействиям окружающей среды, и в зависимости от этого они разделяются на устойчивые и неустойчивые. Дольше других сопротивляются разрушительному действию времени энкаустика, эмали и гуашь. Теряет цвет (обесцвечивается) при неумелом хранении акварель, и темнеют масляные краски. Знание свойств материалов и технологии письма помогут уберечь живописные произведения от вредного воздействия (света, влаги, температуры, вредных испарений и загазованности).
Основными красками, цвет которых нельзя получить смешивая другие, являются красная, желтая и синяя.
Перечислим цветовые характеристики некоторых красок.
1. Красная. Киноварь и кадмий красный отличаются ярко-красным цветом различных теплых оттенков, имеют среднюю прочность. Краплак — прочная краска интенсивного холодного красного цвета. Краплак может заменить кармин, краску более светлую и яркую, малинового оттенка:
2. Желтые. Кадмий желтый — очень яркая теплая краска, дающая различные оттенки-от лимонного до оранжевого, прочная. Охра золотистая — прочная краска мягкого желтого цвета с оранжевым оттенком. Сиена натуральная — прочная краска золотистого темно-желтото цвета.
3. Зеленые. Изумрудная зелень—средней прочности, яркая краска сине-зеленого цвета. Кобальт зеленый — средней прочности краска, теплого зеленого цвета, различных оттенков.
4. Синие. Ультрамарин —непрочная краска ярко-синего цвета.
5. Берлинская лазурь — прочная краска зеленоватого оттенка. Кобальт синий —средней прочности, нежный синий цвет различных оттенков.
6. Коричневые. Жженая охра — прочная краска различных коричневых оттенков. Сиена жженая —прочная краска красновато-коричневых оттенков. Сепия—прочная краска красивого темно-коричневого оттенка. Марс коричневый—прочная краска глубокого коричневого цвета. Умбра натуральная — прочная краска коричнево-зеленоватого оттенка. Умбра жженая — прочная краска красно-коричневого цвета.
7. Фиолетовые. Краплак фиолетовый—непрочная краска холодного (по сравнению с краплаком красным) цвета. Фиолетовый кобальт — прочная краска ярких и чистых цветов.
8. Белые. Белила цинковые, свинцовые.
9. Черные. Кость жженая, сажа газовая и др.
Для учебных занятий начинающему художнику достаточно приобрести основной набор масляных красок: белила цинковые, охра золотистая, охра натуральная, сиена натуральная, сиена жженая, умбра натуральная, марс коричневый, английская красная, кадмий желтый, кадмий красный, кадмий оранжевый ( в смесях с охрой и ультрамарином, чернеют), стронциановая желтая, изумрудная зеленая (нельзя смешивать с краплаком), кобальт зеленый, волконско-итовая зелень, окись хрома, кобальт синий, ультрамарин, краплак средний и кость жженая.
Лучшими считаются акварельные краски «Ленинград» и «Нева» (Санкт-Петербург), а также медовые краски Московского завода «Красный художник».
Наборы акварельных красок: № 1, состоящий из 24 цветов, и № 2 —из 16 цветов. Для начинающего художника вполне достаточно иметь набор № 2.
Освоив технику смешения красок, можно перейти на более широкую палитру красок, имеющихся в наборе № 1.
|