ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением.
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. (Т.С. Комарова)
Разнообразитьнужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик.
Итак, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться художественно-творческие способности детей.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Памятка 16
ОБРАЗЕЦ Конспекта проведения аппликации во второй младшей возрастной группе
Тема: «ДОМИК»
Предварительная работа:
Оборудование: столы стоят параллельно; на столах- клеенки, тряпочки, кисточки, бумажные детали на тарелочках.
Содержание занятия.
- Герои какой сказки пришли сегодня к нам в гости? (беседа по сказке; ледяная, лубяная избушки).
Анализ образца - дом из геометрических фигур
- Какая часть из квадратной фигуры? (окошко, труба, дверь)
- А крыша какой геометрической формы?
- Для чего (кого) окно на крыше? Какой формы?
Рассмотреть фигуры по величине (больше - меньше), цвету, расположение двери (внутри, снаружи).
Практическая работа.
Предложить выложить домик сначала на столе.
- Теперь приклеим домик:
1.Пододвиньте фон
2.Намазываем детали на клеенке и тряпочкой промакиваем
3.Сначала приклеиваем крупные части, затем мелкие
Педагог комментирует работу детей, направляет, хвалит, задает наводящие вопросы. (тихо звучит музыка )
- Ира закончила раньше, хочешь приклеить елочки?
Анализ детских работ.
Памятка 17
ОБРАЗЕЦ Конспекта проведения занятия по лепке во второй младшей возрастной группе
Тема: «ЦЫПЛЕНОК» (лепка конструктивным способом)
Цель обучения: научить лепить цыпленка конструктивным способом
Задачи обучения:
изобразительные задачи – учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей, имеющую форму шара; учить конструктивному способу лепки.
- технические задачи – учить отрывать кусочки пластилина от большого куска; учить раскатывать круговыми движениями рук, делать углубления пальцами; учить приему вытягивания, прищипывания; учить соединять части, плотно прижимая друг к другу.
- воспитательные задачи – развивать интерес к лепке; аккуратность: засучивать рукава, работать над досточкой; самостоятельность.
Оборудование: иллюстрации цыпленка в разных положениях, педрисунки, пластилин, салфетки для рук, досточки, стека.
Содержание занятия
Беседа (сюрпризный момент)
- Ребята, к нам в гости пришел забавный и смешной птенчик. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, кто же сегодня у нас в гостях; слушайте внимательно: «Явился в желтой шубке:
- Прощайте две скорлупки»
-Правильно, это цыпленок.
Обследование (показ изображения, анализ образца изделия).
- Посмотрите, какой он желтенький и красивый. А давайте, скорее его рассмотрим.
- Какого цвета цыпленок?
- Из скольких частей состоит наш цыпленок? (двух)
- Посмотрите внимательно, одинаковые ли части по размеру или нет?
- Правильно, одна часть побольше – это туловище, другая поменьше – это голова.
- Какой формы туловище и голова нашего цыпленка? (круглого)
- А что вы видите на голове у каждого птенчика? (клюв, глаза)
- Правильно, молодцы, вот мы и рассмотрели цыпленка, а теперь можно приступить к лепке нашего замечательного цыпленка.
Показ этапов работы с подробным проговариванием.
- Посмотрите, я беру большой (целый) кусок желтого пластилина, разделяю его на две части: один кусок побольше – для туловища, второй кусочек поменьше – для головки.
- Далее начинаю катать шарики круговыми движениями ладошек: один побольше, другой поменьше.
- После этого, приступаю к присоединению головы к туловищу, используя пальчики для примазывания.
-Далее необходимо прищепнуть клювик нашему цыпленку и вытянуть хвостик двумя пальчиками, вот так.
- Осталось наметить глазки при помощи стеки.
- Вот какой замечательный цыпленок у нас получился.
Практическая работа.
В процессе выполнения работы детьми, хожу, наблюдаю, направляю, при необходимости корректирую, используя свой образец. Вслух комментирую, напоминаю, чтобы дети не забывали примазывать пальчиками голову к туловищу цыпленка, прищипнуть клювик, вытянуть хвостик, а также не забыли наметить глазки ближе к клювику.
Итог. Анализ детских работ.
После окончания лепки – подвожу итог выполненной работы, анализирую: обращаю внимание на качество, аккуратность, правильность, быстроту, самостоятельность, творчество. Всем даю положительную оценку деятельности: - Ребята, вы все сегодня молодцы, отлично справились с заданием, умнички!
|