Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Государственный служащий; основы статуса

 

Уже имеющаяся информация о государственной службе подво­дит нас к характеристике лиц, замещающих соответствующие го­сударственные должности государственной службы, т.е. собствен­но государственных служащих.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона о государственной службе государственным служащим является гражданин РФ, ис­полняющий в порядке, установленном действующим законода­тельством, обязанности по государственной должности государ­ственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъ­екта РФ.

Его административно-правовой статус включает следующие со­ставляющие элементы: права; основные обязанности; ограничения; гарантии; поощрения; денежное содержание; пенсионное обеспечение; ответственность.

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должност­ные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы).

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

• принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

• ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;



• получение информации и материалов, необходимых для ис­полнения служебных обязанностей;

• посещение для исполнения должностных обязанностей раз­личных объектов независимо от формы собственности;

• ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

• проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карье­ра), на увеличение денежного содержания, а также на переподго­товку и повышение квалификации. В соответствии со стажем го­сударственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной служ­бой, служащий может обратиться в соответствующие государст­венные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

Основные обязанности государственных служащих связаны с:

• соблюдением законности;

• обеспечением прав и законных интересов граждан;

• исполнением приказов, распоряжений и указаний руководи­телей (за исключением незаконных);

• соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

• своевременным рассмотрением обращений граждан и орга­низаций и принятием по ним решений;

• хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан еже­годно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообло­жения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме пе­дагогической, научной и иной творческой);

• быть депутатом любого представительного органа;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

• состоять членом органа управления коммерческой организа­ции;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непо­средственно подчинен или подконтролен ему;

• использовать в неслужебных целях государственное имуще­ство и служебную информацию;

• получать гонорары за публикации или выступления в каче­стве государственного служащего;

• получать от физических и юридических лиц подарки, денеж­ное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

• принимать участие в забастовках;

• использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных организаций.

Государственному служащему гарантируются: условия рабо­ты, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание (должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия работы и выслугу лет, премии); ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календар­ных дней); медицинское обслуживание (включая членов его семьи); пенсионное обеспечение; обязательное страхование и т.д. При переводе на другую должность его согласие обязательно.

Установлена система мер поощрения государственных служа­щих за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В числе таких мер: объявление благодарности, выдача премии, награжде­ние ценным подарком, присвоение почетных званий, государст­венные награды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенные на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к на­рушению прав и законных интересов граждан государственный служащий несет юридическую ответственность (дисциплинарную материальную).

Совершение им дисциплинарного (должностного) проступка влечет за собой дисциплинарную ответственность. Она выражает­ся в том, что орган или руководитель, имеющие право назначать государственного служащего на должность, применяют по отно­шению к провинившемуся свою дисциплинарную власть, т.е. выносят решение о наложении на него дисциплинарного взыскания. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за деяния, предусмотренные УК РФ (например, злоупотребление должностными полномочиями) в качестве должностных преступлений.

Административная ответственность служащих наступает в слу­чаях, предусмотренных законодательством (например, КоАП).

При этом они привлекаются при условии совершения админи­стративного правонарушения в связи с неисполнением либо ненад­лежащим исполнением своих служебных обязанностей. Отсутст­вие этого обстоятельства влечет за собой следующий результат: служащий отвечает на общих основаниях. Эти положения распро­страняются также и на служащих, работающих в системах, где действуют дисциплинарные уставы или специальные акты о дис­циплине (работники органов внутренних дел, налоговой полиции).

Наиболее показательной является дисциплинарная ответст­венность государственных служащих, поскольку она прямо связана с характером выполняемых ими должностных (служебных) обязанностей. Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г. она была еще более усилена, особенно за нарушения фе­деральных законов, их неисполнение или ненадлежащее испол­нение. За подобного рода грубые нарушения возможно примене­ние к виновным таких санкций, как понижение в должности, лишение квалификационного разряда, лишение в течение года премирования и т.д.

Для отдельных категорий государственных служащих дисцип­линарная ответственность детализируется в специальных законо­дательных и иных нормативно-правовых актах (например, в Дис­циплинарном уставе Вооруженных Сил РФ). В ряде случаев госу­дарственные служащие несут дисциплинарную ответственность и за совершение административных правонарушений (например, со­трудники органов внутренних дел, военнослужащие и т.д.).

В связи с рассмотрением вопроса об ответственности государст­венных служащих специального внимания заслуживает следую­щее положение, закрепленное законодательством.

Какие последствия могут наступить для служащего, получив­шего неправомерное распоряжение. В подобной ситуации (если у служащего возникают сомнения по поводу правомерности такого распоряжения) служащий обязан незамедлительно и в письмен­ной форме сообщить об этом своему непосредственному руководи­телю, тому, кто издал распоряжение, а также вышестоящему ру­ководителю. Если служащий получает в письменной форме под­тверждение распоряжения, его исполнение становится обязатель­ным. Конечно, исключаются случаи, когда исполнение такого рас­поряжения является наказуемым деянием. Ответственность за ис­полнение неправомерного распоряжения несет не государствен­ный служащий, а руководитель, его подтвердивший.

Государственные служащие несут ответственность не только за нарушения служебной дисциплины, но и за действия (бездейст­вие), ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.