Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти

 

Следует учитывать, что права и свободы граждан либо непо­средственно реализуются в сфере деятельности субъектов испол­нительной власти, либо органически связаны с практической дея­тельностью этих властных субъектов, либо, будучи производными от конституционных, приобретаются ими в связи с их функциони­рованием в сфере государственно-управленческой деятельности. Соответственно можно говорить о следующих вариантах конкрет­ного выражения прав и свобод граждан, проявляющихся в назван­ной сфере.

1. Конституционные права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и реализуемые в сфере государст­венного управления.

Имеются в виду такие права и свободы, реальность которых гарантируется приведением в движение того или иного звена ме­ханизма исполнительной власти. Это, например, право на труд (ст. 37 Конституции РФ), на социальное обеспечение (ст. 39), на жили­ще (ст. 40), на охрану здоровья (ст. 41) и др.

Главное при этом состоит в том, что реализация такого рода прав предполагает необходимость обращения гражданина в соот­ветствующую государственно-управленческую инстанцию, целью которого является получение юридически властного решения (на­пример, приказа о назначении на должность, решения о назначе­нии пенсии, решения о предоставлении жилой площади и др.). Система учреждений и организаций образования, здравоохране­ния, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. создается государ­ством и находится в непосредственном ведении исполнительных органов. Если же речь идет о негосударственных учреждениях и организациях такого типа, то их деятельность, связанная с реали­зацией конституционных прав и свобод граждан, находится под контролем (надзором) со стороны государственных органов.



На долю исполнительных органов приходится и преодоление кризисных ситуаций, возникающих в процессе реализации кон­ституционных прав. граждан. Так, служба занятости осуществляет меры по обеспечению работой безработных, по устранению нега­тивных последствий безработицы.

Полномочия органов исполнительной власти и должностных лиц, необходимые для реализации этой группы прав и свобод граждан, закрепляются, как правило, в нормативных актах, рег­ламентирующих их деятельность (например, в положениях, долж­ностных инструкциях).

2. Конституционные права и свободы, определяющие характер государственно-управленческой деятельности.

В данном случае можно говорить о таких правах и свободах граждан, которые непосредственно связаны с самой сущностью процесса реализации исполнительной власти. Соответственно на­лицо прямая их связь с административно-правовым статусом гражданина.

В этом плане можно выделить, например, право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), на не­прикосновенность личности (ст. 23) и жилища (ст. 25), на свободу передвижения (ст. 27), на обжалование в суд решений и действий (бездействия) исполнительных органов и должностных лиц (ст. 46) и т.д.

Почему названные права и свободы выделены в отдельную группу? Дело в том, что нормы административного права предпо­лагают прямую зависимость их реализации от соответствующих действий исполнительных органов (должностных лиц). Одновре­менно осуществляется административно-правовая регламентация таких действий.

Так, неприкосновенность жилища в определенных законода­тельством о милиции случаях может быть нарушена ее сотрудни­ками (например, при преследовании лиц, подозреваемых в совер­шении преступления). Проникновение в жилище помимо воли проживающих сопровождается обязательным уведомлением об этом прокурора в течение 24 часов; в КоАП (гл. 19) регламентиро­ваны порядок и сроки административного задержания граждан; свобода передвижения предполагает соответствующие регистра­ционные действия органов внутренних дел и т.п.

3. Права граждан, устанавливаемые и гарантируемые закона­ми и подзаконными правовыми актами субъектов исполнитель­ной власти.

Кроме прав, имеющих конституционное выражение и значе­ние, непосредственно в сфере государственно-управленческой дея­тельности граждане пользуются рядом иных прав общего или кон­кретного характера. С их помощью административно-правовой статус граждан получает свое дальнейшее развитие. Устанавлива­ются и гарантируются эти права как законами, так и подзаконны­ми нормативными актами полномочных органов исполнительной власти.

В качестве иллюстрации можно сослаться на нормы КоАП, оп­ределяющие процессуальные права граждан, привлекаемых к ад­министративной ответственности. Право граждан проводить митинги, демонстрации реализуется на основе Указа Президента РФ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, улич­ных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г. Конституционное право на труд конкретизировано Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» от 31 июля 1995 г., что дает гражданам возможность зани­мать должности на государственной службе. Правительство РФ определяет правила регистрации и снятия граждан с регистраци­онного учета по месту пребывания и по месту жительства.

В законодательном или в подзаконном варианте регламентиру­ются права граждан, связанные с изменением имени и фамилии, с лицензированием их предпринимательской или иной деятельнос­ти, с выездом из России и въездом в Россию, с действием паспорт­ной системы и др. Права специального характера могут реализо­ваться гражданами в границах отдельных отраслей или сфер госу­дарственно-управленческой деятельности (например, в области культуры, образования, информации, соблюдения государствен­ной тайны, приобретения и использования оружия).

Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти. Административно-правовой статус гражданина предпола­гает выполнение им определенных юридических обязанностей: как конституционных, так и определяемых законами и подзакон­ными правовыми актами.

Прежде всего это общие конституционные обязанности: пла­тить налоги (ст. 57), охранять природу и окружающую среду (ст. 58), защищать Отечество (ст. 59).

Такого рода обязанности получают свою конкретизацию в зако­нах и подзаконных правовых актах. Так, в области внутренних дел граждане обязаны соблюдать правила общественного порядка, без­опасности дорожного движения, паспортной системы; в области жилищно-коммунального хозяйства – правила пользования жи­лыми помещениями; в области юстиции – правила регистрации актов гражданского состояния и т.п.

Главное заключается в том, что конкретный объем отраслевых или ведомственных обязанностей граждан определяется не усмот­рением того или иного органа исполнительной власти (должност­ного лица), а действующими правовыми нормами. Установление для граждан обязанностей помимо предусмотренных в законе во всех случаях строго наказуемо.

Однако невыполнение или ненадлежащее выполнение гражда­нином своих обязанностей влечет за собой его ответственность. В сфере действия административно-правовых норм это, как прави­ло, административная ответственность.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.