Тема № 6: Экономическая сущность и правовая природа бюджета. Тема: 5 Финансовый контроль
1 Понятие, значение и виды финансового контроля
2. Органы финансового контроля.
3.Формы, методы и организация финансового контроля.
1. Понятие, значение и виды финансового контроля
Финансы выполняют контрольную функцию. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.
В общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонения от заданных экономикой и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.
В более узком понимании контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства.
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности государства.
мобилизации;
- распределения;
- использования государственных денежных средств.
Основными задачами финансового контроля является
— проверка исполнения финансовых обязательств перед государством,
— проверка законности распределения финансовых потоков целевого характера, эффективного использования государственных денежных средств,
— проверка правильности совершения финансовых операций и соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Особенностями финансового контроля является его всеобъемлющий характер и то, что объектом контроля является не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы через их выражения в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся все органы государственной власти, государственного управления, субъекты хозяйствования и та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.
Финансовый контроль в сфере материального производства, кроме контроля имеет аналитическое значение так как сопоставление результатов деятельности и затрат, и использование таких категорий как выручка, рентабельность, налоги, цена, прибыль и др. позволяют делать выводы и предпринимать необходимые меры эффективному использованию всех фактов производства и улучшения организации работы.
Совокупность требований установленных в законодательном порядке относительно функционирования финансового механизма государства и обязанность соблюдать их, формируют финансово - правовую категорию - финансовую дисциплину.
Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, которая заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Система финансового контроля Республики Беларусь включает следующие виды контроля:
1 Общегосударственной (вневедомственной)
2 Ведомственный
3 Внутрихозяйственной
4 Независимый (аудит)
5 Общественный контроль
1.Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления высшими законодательными органами республики и местного совета ктр. осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчётов исполнительной власти о ходе исполнения бюджетов.
2.Ведомственной осуществляют Министерства, ведомства и другие органы управления, относительно предприятий, организации и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны проводить периодически на подведомственных им предприятиях документальные ревизии. Для этих целей в составе министерств и ведомств создаются контрольно - ревизионные отделы и управления.
3.Внутрихозяйственной осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией субъекта хозяйствования. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово - хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственный резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, а также устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозности.
4. Аудит, его осуществляют аудиторы при наличии лицензии министерства финансов. Аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, помощь в проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными специализированными органами (это платный контроль, следовательно, возмездная основа осуществляется на основе договора между аудитором и нанимателем).
Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным.
Обязательственный аудит - у определённого круга субъектов хозяйствования в случаях установленных законодательством.
Инициативный аудит - по инициативе собственника или администрации субъекта хозяйствования.
5. Общественный контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии трудовых коллективов. Сюда относится письма и сигналы заинтересованных лиц: граждан в правоохранительные органы, контролирующие органы, редакции СМИ, в которых сообщается о фактах злоупотребления в финансовой сфере.
2.Система органов финансового контроля.
Могут быть проклассифицированы на:
— органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными
— органы, специально создаваемые для осуществления финансового контроля.
К 1-ой группе относятся органы государственной власти и управления общей компетенции, для которых финансовый контроль является одним из направлений их деятельности. На права и обязанности этой группы указывают законы, уставы, положения и др.
Ко 2-ой группе относятся все органы государственной власти, и управления основной функцией которых является финансовый контроль.
- комитет государственного контроля
- министерство финансов
- министерство по налогам и сборам.
Высшим органом финансового контроля РБ явл. Комитет государственного контроля. Этот орган осуществляет гос. контроль за исполнением республиканского бюджета, рациональном использовании гос. собственности, исполнением актов Президента, Правительства и др. гос органов.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено министерство финансов. Оно осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов государства, выполнением требований различных финансовых актов, исполнением республиканского бюджета, а так же своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием гос. денежных средств. Осуществляет контроль за состоянием контрольно-ревизионных работ в министерствах и ведомствах. Наделено исключительно контрольными функциями. Занимается контрольно-ревизионное управление и его органы на местах.
Кроме того, значительный объём полномочий в области финансов присутствует в деятельности Национального банка, государственного страхового надзора, комитета по ценным бумагам.
Специализированным органом гос. финансового контроля является министерство по налогам и сборам РБ.
Все органы уполномочены осуществлять функцию гос. фин. Контроля при проведении проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов, независимо от форм собственности, руководствуясь едиными требованиями по их проведению, изложенные в положении «О порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования».
3 Финансовый контроль по формам подразделяются на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушения законодательства, неправильное или нецелесообразное расходование средств и выявить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении проектов бюджетов, смет, финансовых планов, а так же при финансировании и открытии кредита.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет выявить отклонения от установленных правил и норм и принять необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины; например: руководитель субъекта хозяйствования, перед тем как подписать финансовые документы(договора, платёжку), должен убедиться в законности этих договоров, производимых платежей или расчетов и их экономической целесообразности.
Последующий контроль производиться после совершения операций (исполнили план, поступили доходы, израсходованы материальные ценности и денежные средства). Он даёт возможность убедиться в законности совершаемых операций, в фактическом выполнении планов, сохранности денежных средств, использовании их по целевому назначению, а также позволяет вскрывать недостатки, принимать меры к их устранению, наказанию виновных и предотвращению аналогичных нарушений в будущем. Этот контроль производится путём анализа отчётов и балансов, а также путём проверок и ревизий непосредственно у подконтрольного субъекта.
Финансовый контроль осуществляется при помощи определённых способов и приёмов, которые принято обозначать понятием методы. К ним относятся:
- обследование
- анализ
- заслушивание отчётов
- рассмотрение проектов финансовых планов
- проверки
- ревизии
Самые эффективные методы финансового контроля это проверки и ревизии. Друг от друга их отличает широта и глубина проверяемого вопроса.
Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, и аналитико-нормативные проверки.
— Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При ней выясняется: соблюдена ли установленная форма для данного документа, написан ли он на надлежащем бланке, имеются ли на нём необходимые подписи, печати и штампы, и применяется ли к нему другие необходимые документы.
— Фактическая проверка и её проведение заключается в установлении достоверности расходования и оприходования денежных средств через инвентаризацию - сравнение действительного наличия материально-денежных средств с учётными или бухгалтерскими документами. При фактической проверке производится контрольные замеры, химико-технологический анализ, экспертиза и др.
— Важным методом установления достоверности финансовых операций явл. Встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного субъекта с документами его контрагента (партнёра)по сделкам.
— Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции отражённой в различных документах. Например, отражение операций в бухгалтерском учёте по главной книге, журналам, ордерам, или ведомостям.
— Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учётных и отчётных данных с установленными показателями и нормами. Это даёт возможность выявить отклонения от них, но и отсутствие отклонений не редко связано с завышенными нормами, а этот фактор способствует хищению товароматериальных ценностей и денежных средств. Кроме того проверки могут быть тематическими и комплексными, тогда они становятся практически идентичными ревизиям
Самый действенный метод финансового контроля – ревизия, при ктр. Происходит наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности. Ревизии производятся непосредственно на подконтрольный объект. В зависимости от полноты охвата деятельности самого ревизионного объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные,
Полная - документальная ревизия предполагает полную проверку всей финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.
При частичной ревизии - проверка отдельных частей, сторон финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая ревизия проводится по заданной теме на однотипных предприятиях и по однотипным субъектам. При таких ревизиях проверяется один и тот же круг вопросов. Её значения заключается в том, что охватывается большое число однородных субъектов, даёт возможность проверить состояние определённого участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.
Комплексная ревизия включает широкий круг вопросов и все участки деятельности подконтрольного субъекта. Она позволяет по возможности полно проверить деятельность ревизионного объекта. Такие ревизии проводятся группой ревизоров с привлечением специалистов по определённым вопросам. Во время такой ревизии обязательно проводится инвентаризация денежных средств и товаров, материальных ценностей.
Ревизии могут проводиться сплошным и выборочнымметодом.
Сплошной метод - проверка всех документов на определённом участке деятельности субъектов хозяйствования (кассовые и банковские операции).
Выборочный метод - проверке подвергаются документы по выбору, за какой-либо период времени.
Комбинированный метод - состоит из двух первых: одни участники проверяются сплошным методом, а другие выборочным.
Весь процесс документальной ревизии можно разбить на этапы:
1. Прибытие ревизора на проверяемый объект и предъявление полномочий (по прибытии на проверяемый объект, ревизор представляет руководителю свое удостоверение и приказ либо предписание на проведение ревизии);
2. Проведение инвентаризации денежных средств и товароматериальных ценностей и проверка сохранности денежных средств;
3. Непосредственное ознакомление с объёмом работы (с объектом);
4. Документальная проверка операций подконтрольного объекта;
5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта ревизии;
6. Реализации материалов ревизии на подконтрольном объекте, информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости результаты может быть переданы в следственные органы.
7. Проверка Выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к установленным нарушениям и наказание виновных лиц.
Ревизии могут быть: плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планом работ контролирующего органа.
Внеплановые, как правило, назначаются в связи с одним из следующих необходимых условий:
1. В случае неудовлетворительной продолжительной работы субъекта хозяйствования в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к их решению.
2. По указанию правоохранительных органов, в связи с имеющейся у них информации о грубых нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или злоупотреблениях должностными лицами.
3. В порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, которые привели к нарушениям финансовой дисциплины.
Органы государственно-финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов. Документальные ревизии проводятся, как правило, один раз в год на всех предприятиях, за исключением бюджетных, на которых ревизии проводятся 2 раза п год (1 раз в 2 года).
В целях исключения дублирования ревизий контрольные органы координируют свои планы. В планах ревизионных работ указываются:
-Объекты ревизии
- Виды, темы ревизии
- Сроки начала и окончания ревизии
- Место проведения ревизии
- Исполнители ревизии (ревизор).
Для реализации профессиональных функций ревизоры наделяется определёнными объемами прав:
1. Право требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов;
2. Применить все методы документального контроля;
3. Получать от работников подконтрольного объекта устное письменное пояснение, запрашивать данные в банках;
4. Изымать необходимые документы;
5. Опечатывать склады, кассы;
6. Проводить инвентаризацию;
7. Ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц;
8. Передавать материалы следственным органам;
9. Требовать возмещения причиненного ущерба.
Тема № 6: Экономическая сущность и правовая природа бюджета.
1. Понятие и социально-экономическая сущность.
2. Предмет и понятие бюджетного права.
3. Система и источники бюджетного права.
|