Предмет и понятие бюджетного права.
Деятельность государства невозможна без урегулирования прав обязанностей и ответственности её субъектов. Правовые нормы, регулирующая эти отношения в своей совокупности отражают особый финансово-правовой институт - бюджетное право, а также отношения, возникшие в процессе бюджетной деятельности государства, регулируются не только нормами бюджетного права, но и нормами других отраслей права:Финансового права,Административного права, Налогового права, Уголовного права.
Предмет бюджетного права регулирует отношения между субъектами бюджетного права по поводу образования и использования денежных средств. Субъекты:Государство, Административно-территориальные единицы,Различные гос. органы.
К предмету бюджетного права относятся:
1. Определение бюджетного устройства Республики Беларусь;
2. Определение состава доходов и направлений расходов бюджета;
3. Определение принципов распределения, разграничения доходов и расходов бюджетной системы;
4. Определение полномочий Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в области бюджета
5. Определение принципов финансирования бюджетного дефицита и обслуживания внутреннего государственного долга;
6. Регулирование бюджетного процесса по всем стадиям, а также правила и порядок составление, рассмотрение проекта и утверждение отчёта по исполнению бюджета.
Бюджетное право Республики Беларусь - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения, использования средств основного денежного централизованного фонда государства. Бюджетные отношения по функциональному виду может быть классифицировать как:
1. Отношения, касающиеся бюджетного устройства системы;
2. Отношения, связанные с определением структуры, перечня доходов, расходов, распределения между звеньями государства, система государственного бюджета;
3. Отношения по поводу разграничения полномочий (прав и обязанностей) между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами;
4. Отношения по участию в бюджетном процессе;
5. Отношения относительно организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса;
6. Отношения по, поводу дефицита бюджета, источников его финансирования, а также по поводу обслуживания внешнего и внутреннего гос. долга.
По субъективному составу отношения складывается между:
1. Представительной и исполнительной властью;
2. Внутри представительной власти (отношения между Национальным собранием и областями, городами, районными советами депутатов);
3. Внутри исполнительной власти (внутри правительства, между исполкомами);
4. Между представителями органами власти по горизонтали;
5. Между исполнительными органами власти по горизонтали;
6. Между государством в лице уполномоченных органов и субъектами хозяйствования;
7. Между государством и населением по поводу уплаты налогов и получению ссуд;
8. Между Республикой Беларусь и иностранными государствами в связи с привлечением иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита;
9. Между Республикой Беларусь международными финансовыми организациями по поводу привлечения займов и кредитов с целью финансирования не
10. Между Республикой Беларусь и государствами СНГ по поводу финансирования интеграционного процесса;
11. Между Республикой Беларусь и другими государствами и международными организациями по поводу согласования бюджетной политики в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями;
12. Между правительством и министерством финансов по поводу организации бюджетного процесса;
13. Между министерством финансов и национальным банком по поводу кассового исполнения бюджета;
14. Между министерством финансов и местными финансовыми органами, между министерством по налогам и сборам и его территориальными органами по поводу формирования доходной части бюджета.
Приведенная группы финансовых отношений, урегулированная нормами бюджетного права, называется бюджетными правоотношениями.
По характеру регулированных отношений нормы бюджетного права подразделяются:
• Материальные устанавливают бюджетные устройства и систему, структуру доходов и направление расходов всех бюджетов, полномочия субъектов правоотношений.
• Процессуальные регламентируют бюджетный процесс, т.е. порядок составления бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения. Подразделяются на нормы, регламентирующие:
• Порядок составления бюджета;
• Порядок его рассмотрения;
• Порядок его утверждения;
• Порядок его исполнения.
|