Состав доходов и расходов бюджета и их распределение между звеньями бюджетной системы Бюджет состоит из доходное и расходной частей по экономическому признаку доходы бюджета - это часть национального дохода государства. Размер распределяемого через бюджетную систему национального дохода зависит, прежде всего, от размера гос. расходов, а так же уровня гос. собственности, а доходы бюджета зависят от системы налогов.
Принято классифицировать доходы бюджетов всех уровней по тем признакам:
1. По социально-экономическому признаку:
• доход от хозяйственной деятельности субъектов всех форм собственности;
• доходы от граждан;
• от внешней экономической деятельности, пошлины и др. поступлений.
2. По порядку и условиям заключения:
• закрепленные (это доходы, которые постоянно поступают в определённый бюджет в зависимости от принципа подчинённости и с учётом территориального признака поступления средств);
• регулирующие (под регулирующими доходами поднимается доходы, которые в соответствии с решением компетентных органов (органы представительной власти) могут перераспределяться между вышестоящими и нижестоящими бюджетами);
• собственные;
• заёмные (в случае нехватки средств для финансирования запланированных расходов привлекаются заёмные средства на бесплатной и платной основе (без % и под %). Они берутся из других бюджетов из займов коммерческих банков).
3. По юридическим формам:
• налоговые;
• неналоговые.
Налоговые доходы - это поступления в виде налогов, установленных законом.
Неналоговые - имеют различную юридическую природу, но в основном они возникают как плата за оказываемые государством услуги.
Состав расходов отражает экономическую, социальную политику государства.
Расходы завися от доходов и между расходной и доходной частями должен существовать баланс, но, как правило, его не существует.
Сумма превышения расходной части над доходной - бюджетный дефицит.
В каждом государстве устанавливается предельный дефицит бюджета.
Состав расходов отражает экономическую и социальную политику государства и расходам:
Традиционные: расходы над ведением хозяйства, расходы на социально-культурную сферу, расходы на содержание аппарата управления.
Новые: расходы на внешнеэкономическую деятельность, рсходы на компенсации и другие социальные выплаты, расходы на обслуживание государственного долга, расходы на оборудование.
Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется двумя механизмами:
1. Посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами;
2. Посредством бюджетного регулирования.
3. Бюджетное регулирование - является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.
Бюджетное регулирование - позволяет обеспечить регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности этих регионов.
При этом применяются различные методы:
1) Установление и распределение регулирующих источников;
2) Перераспределение бюджетных источников;
3) Финансовая помощь в виде дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов;
4) Процентная и беспроцентная ссуды и др.
Дотации субвенции, субсидии.
Тема №8 Бюджетный процесс
1. Понятие и принципы бюджетного процесса
2. Порядок составления бюджета
3. Рассмотрение и утверждение бюджета
4. Исполнение бюджета
Понятие и принципы бюджетного процесса
Бюджет действует в течение 1 года. В РБ бюджетный год совпадает с календарным и начинается с первого января, а заканчивается 31 декабря.
По срокам действия бюджет не совпадает с бюджетным циклом, а под бюджетным циклом мы будем понимать время от начала составления проекта бюджета до утверждения отчёта об исполнении бюджета. Ежегодно все этапы бюджетного процесса возобновляется, а сам бюджетный процесс состоит из четырех стадий:
1. Составление проекта бюджета
2. Рассмотрение проекта бюджета
3. Утверждение проекта бюджета
4. Исполнение бюджета
В литературе также выделяют составление и утверждение отчёта о состоянии бюджета.
Регулирование бюджетного процесса осуществляется посредством применения норм бюджетного права закреплённых в законе «О бюджетной системе» и ежегодных законах «О бюджете» на предстоящий год.
По времени стадии бюджетного процесса приходятся: составление до 1 ноября, предшествующего началу нового бюджетного года, рассмотрение и утверждение бюджета-до 1.01 нового бюджетного года.
Исполнение - в течение года действие закона «О бюджете».
Составление и утверждение отчета об исполнении должно осуществляться до 1 июня года, следующего за отчетным.
Таким образом, бюджетный цикл занимает 2 года.
Бюджетному процессу присущи принципы лежащие в основе бюджетного устройства РБ, а именно:
1. Единства
2. Полноты
3. Реальности
4. Самостоятельности
5. Гласности
6. Сбалансированности
Но бюджетный процесс как самостоятельная правовая категория, обладает специфическими признаками:
Разграничение компетенции между органами исполнительной и распорядительной власти. Составление и исполнение бюджета - компетенция исполнительной власти, рассматривает и утверждает представительная власть. Контроль за исполнением бюджета к местной, компетентной и др. властям.
Принцип специализации бюджетных показателей, ктр. Проявляется и воплощается в единой бюджетной классификации, систематизирующей группировке доходов и расходов бюджета на основе однородных признаков.
Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению проектов бюджета и исполнению бюджетов всех уровней.
Порядок составления бюджета
Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов:
1. Доведение через Министерство финансов Правительством до всех заинтересованных инстанций указание о спорах составления проекта республиканского и местных бюджетов.
2. Организационная работа по определению общего объёма доходов и расходов каждого региона и бюджета каждого уровня. Размером собственных доходов всех бюджетов и потребностях в финансировании каждого бюджета.
3. Собранная информация анализируется и уже с учётом этого, Министерство финансов снова направляет всем заинтересованным лицам письма об особенностях составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год. Работа по составлению проекта бюджета начинается с анализа отчётных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе исполнения в текущем году. На основании того делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет с учётом действующего налогового законодательства. Прогнозные показатели по доходам и расходам бюджетов всех бюджетов Министерством финансов представляется Правительству, финансовыми различными органами на местном уровне и исполкомами в местные советы. Указанный выше порядок создаёт правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов.
4. Уже разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносится на рассмотрение Правительства (Совмина) и местных советов и после детального обсуждения принимается решение о представлении этих проектов в Национальное собрание и местным советам.
В Национальном собрании существуют постоянные комиссии.
|