Агрегатная форма общего индекса
Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы.
Достижение в сложных статистических совокупностях сопоставимости разнородных единиц осуществляется введением в индексные отношения специальных сомножителей индексируемых величин. Такие сомножители называются соизмерителями. Они необходимы для перехода от натуральных измерителей разнородных единиц статистической совокупности к однородным показателям. При этом в числителе и знаменателе общего индекса изменяется лишь значение индексируемой величины, а их соизмерители являются постоянными величинами.
В качестве соизмерителей индексируемых величин выступают тесно связанные с ними экономические показатели: цены, количество и др.
Произведение каждой индексируемой величины на соизмеритель образует в индексном отношении определённые экономические категории.
При определении общего индекса цен в агрегатной форме в качестве соизмерителя индексируемых величин и могут приниматься данные о количестве реализации товаров в текущем периоде . При умножении на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение , сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам того же текущего периода. В знаменателе индексного отношения образуется значение , т.е. сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам базисного периода.
Агрегатная формула такого общего индекса цен имеет следующий вид:
(1)
Расчёт агрегатного индекса цен по данной формуле предложил немецкий экономист Г. Пааше, поэтому он называется индексом Пааше.
При другом способе определения агрегатного индекса цен в качестве соизмерителя индексируемых величин и могут применяться данные о количестве реализации товаров в базисном периоде . При этом умножение на индексируемые величины в числителе индексного отношения образует значение , т.е. сумму стоимости продажи товаров в базисном периоде по ценам текущего периода.
В знаменателе индексного отношения образуется значение , т.е. сумма стоимости продажи товаров в базисном периоде по ценам того же базисного периода.
Агрегатная формула такого общего индекса имеет вид:
(2)
Расчёт общего индекса цен по данной формуле предложил немецкий экономист Э. Ласпейрес, и получил название индекса Ласпейреса.
Индексы Пааше и Ласпейреса характеризуют различные качественные особенности изменения цен.
Индекс Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, реализованных в отчётном периоде. Индекс Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость количества товаров, реализованных в базисном периоде.
Другим важным видом общих индексов, которые широко применяются в статистике, являются агрегатные индексы физического объёма товарной массы.
При определении агрегатного индекса физического объёма товарной массы в качестве соизмерителей индексируемых величин и могут применяться неизменные цены базисного периода . При умножении на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуются значение , т.е. сумма стоимости товарной массы текущего периода в базисных ценах. В знаменателе — , т.е. сумма стоимости товарной массы базисного периода в ценах того же базисного периода.
Агрегатная форма общего индекса имеет следующий вид:
= (3)
Поскольку, в числителе формулы 3 содержится сумма стоимости реализации товаров в текущем периоде по неизменным (базисным) ценам, а в знаменателе — сумма фактической стоимости товаров, реализованных в базисном периоде в тех же неизменных (базисных) ценах, то данный индекс является агрегатным индексом товарооборота в сопоставимых (базисных) ценах.
Агрегатный индекс физического объёма товарооборота может определяться посредством использования в качестве соизмерителя индексируемых величин и цен текущего периода .
Агрегатная формула общего индекса будет иметь вид:
= (4)
Аналогичным образом производится расчёт индекса себестоимости, при этом сравниваются суммы затрат в производстве в отчётном периоде ( — числитель индекса) с суммой затрат в производстве на продукцию отчётного периода по себестоимости базисного периода ( — знаменатель).
В теории индексов обычно придерживаются следующего правила:
· индексы качественных показателей строятся с весами отчетного периода (при этом в роли соизмерителей используется какой-либо количественный показатель);
· индексы количественных показателей строятся с весами базисного периода (в этом случае соизмерителем служит какой-либо качественный показатель).
Такое построение агрегатных индексов позволяет получить систему взаимосвязанных индексов и провести анализ влияния отдельных факторов на изменение обобщающих результативных показателей.
Построим индексную модель, отражающую взаимосвязь динамики трех показателей – стоимости продукции, цен и количества реализованной продукции:
.
Такая модель называется мультипликативной.
Мы получили систему взаимосвязанных агрегатных индексов, каждый из которых позволяет определить изменение индексируемого показателя в относительном выражении (%).
Одна из задач индексного метода – анализ влияния отдельных факторов на изучаемое явление. Индексы рассматривают как показатели относительно изменения результативного показателя за счет отдельных факторов.
Общее изменение стоимости продукции в абсолютном выражении исчисляется как разность между числителем и знаменателем общего индекса стоимости реализованной продукции:
.
Исходя из того, что на изменение стоимости продукции оказывают влияние два фактора (количество реализованной продукции и цены), приведем формулы расчета влияния каждого из этих факторов:
· изменение стоимости реализованной продукции в абсолютном выражении за счет изменения цен исчисляется как разница между числителем и знаменателем индекса цен:
;
· изменение стоимости продукции в абсолютном выражении за счет изменения количества реализованной продукции исчисляется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема продукции:
.
Взаимосвязь исчисленных показателей:
.
Задача 1
Имеются следующие данные о продаже продукции:
Продукция
| Базисный период
| Отчетный период
| Количество, шт.
| Цена, тыс. руб.
| Количество, шт.
| Цена, тыс. руб.
| А
|
| 6,2
|
| 5,8
| В
|
| 4,6
|
| 5,2
| С
|
| 6,1
|
| 6,0
| На основе приведенных данных определить:
1) индивидуальные индексы цен и физического объема;
2) общие индексы цен, физического объема и товарооборота.
3) прирост товарооборота в целом и за счет изменения цен и физического объема.
РЕШЕНИЕ
1) индивидуальные индексы цен (характеризуют изменение цен по отдельным видам продукции)
, где р1 – цена отчетного периода,
р0 –цена базисного периода
А , или 93,5%;
В , или 113,0%;
С , или 98,4%.
Следовательно, цена на продукцию «В» выросла на 13,0%; по продукции «А» и «С» снизилась на 6,5 и 1,6% соответственно.
Индивидуальные индексы физического объема (характеризуют изменение количества проданных отдельных видов продукции)
, где q1 – количество продукции отчетного периода,
q0 – количество продукции базисного периода
А , или 150,0%;
В , или 167,6%;
С , или 140,0%.
Таким образом, количество проданной продукции «А» выросло в 1,5 раза, продукции «В» – на 67,6%, продукции «С» – на 40,0%.
2) Общий индекс цен (характеризует среднее изменение цен)
, или 105,0%.
Цены на всю продукцию выросли в среднем на 5,0%.
Общий индекс физического объема
, или 155,7%.
Количество проданной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным выросло на 55,7%.
Общий индекс товарооборота
, или 163,5%.
Товарооборот вырос на 63,5%.
Взаимосвязь между исчисленными индексами:
1,635 = 1,050 * 1,557
3) Прирост товарооборота в целом:
5268 – 3223 = + 2045 тыс. руб.
а) за счет изменения цен:
5268 – 5019 = + 249 тыс. руб.
б) за изменения физического объема
5019 – 3223 = + 1796 тыс. руб.
Взаимосвязь:
+ 2045 = + 249 + 1796
Вывод: В отчетном периоде по сравнению с базисным товарооборот вырос на 2045 тыс. руб., или на 63,5%; в том числе за счет роста цен товарооборот вырос на 249 тыс. руб., или на 5,0%; за счет увеличения объемов продаж товарооборот вырос на 1796 тыс. руб., или на 55,7%.
Средневзвешенные индексы
Помимо агрегатных индексов в статистике применяются средневзвешенные индексы.К их исчислению прибегают тогда, когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс.
Средний индекс - это индекс, вычисленный как средняя величина из индивидуальных индексов. Он должен быть тождествен агрегатному индексу. При исчислении средних индексов используются две формы средних: арифметическая и гармоническая.
При построении средних индексов следует руководствоваться следующим правилом: для индекса количественного показателя обычно используют формулу среднего арифметического индекса, а для индекса качественного показателя – формулу среднего гармонического индекса.
Среднеарифметический индекс физического объема продукции вычисляется по формуле:
.
Среднеарифметические индексы чаще всего применяются на практике для расчета сводных индексов количественных показателей.
Средний гармонический индекс цен представляет собой среднюю гармоническую величину из индивидуальных индексов цен:
.
Имеются данные о продаже товаров в районе
Товарные группы
| Стоимость продажи товаров в
2011 г., млн. руб.
| Прирост количества продажи в 2012 г. к
2011 г., %
| Ткани
|
| +10
| Обувь
|
| +20
| Трикотажные изделия
|
| Без изменения
| Определите:
1) Общий индекс физического объёма товарооборота;
2) Абсолютный прирост стоимости проданных товаров за счёт изменения количества продажи товаров.
Решение:
1) Определим общий индекс физического объёма товарооборота
Ткани:
iq = = 1, 1 или 110%
= iq
Iq = или 110 %
2) Определим абсолютный прирост стоимости проданных товаров за счёт изменения количества продажи товаров (разница между числителем и знаменателем индекса физического объёма товарооборота)
Iq = 770 – 2500 = 270 млн. руб.
Товарооборот в отчётном периоде по сравнению с базисным возрос на 270 млн. руб.
Индексы в форме средних из индивидуальных используют не только для характеристики изменения цен и физического объема, но и других (в основном, качественных) показателей: себестоимости, производительности труда, рентабельности и т.д. При этом должно выполняться основное требование – их тождественность агрегатному индексу и реальность весов как экономических категорий.
Динамику среднего уровня качественного показателя для однородной совокупности изучают с помощью системы индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
Относительная величина, характеризующая динамику среднего уровня качественного показателя в однородной совокупности, называется индексом переменного состава. Он отражает влияние на изучаемый показатель двух факторов: изменения индексируемой величины у отдельных единиц совокупности и изменения структуры совокупности по изучаемому признаку. Индекс переменного состава для любых качественных показателей может быть построен следующим образом:
,
где х – индексируемая величина;
f – вес индекса.
Индекс постоянного (фиксированного) состава характеризует динамику среднего уровня качественного показателя при одинаковой фиксированной структуре совокупности. Другими словами, он показывает, как в среднем изменилось значение качественного показателя у единиц совокупности. В общем виде данный индекс можно записать следующим образом:
.
Индекс влияния структурных сдвигов представляет собой отношение средних величин рассматриваемого качественного показателя, рассчитанных при структуре совокупности отчетного и базисного периодов при постоянном значении качественного показателя. Формула индекса влияния структурных сдвигов:
.
Влияние структурных сдвигов на изменение среднего уровня изучаемого явления особенно заметно при сравнениях за длительные периоды времени и в условиях существенных изменений в структуре социально-экономических процессов. В связи с этим исключение воздействия структурного фактора при анализе изменений средних значений признаков как показателей основной тенденции – это необходимое условие для получения реалистичной оценки и правильных выводов на основе индексного анализа различных сложных явлений.
Взаимосвязь индексов переменного, постоянного состава и влияния структурных сдвигов выражается уравнением:
На основе этих формул можно рассчитать абсолютное изменение среднего уровня вторичного признака за счет отдельных факторов – самого усредняемого признака и структуры.
Имеются следующие данные о реализации яблок на рынках города:
Продукция
| Сентябрь
| Декабрь
| Количество, кг
| Цена, руб.
| Количество, кг
| Цена,
руб.
| №1
|
|
|
|
| №2
|
|
|
|
| №3
|
|
|
|
| На основе приведенных данных определить для трех рынков вместе:
1) индексы средней цены яблок переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов;
2) абсолютное изменение средней цены яблок по рынкам города в целом и за счет действия отдельных факторов.
РЕШЕНИЕ
1) Индекс переменного состава средней цены равен отношению средней цены отчетного периода к средней цене базисного периода
Индекс постоянного состава
Индекс структурных сдвигов
Взаимосвязь индексов:
1,153 = 1,154 * 0,999
2) Абсолютное изменение:
Средней цены:
28,46 – 24,69 = + 3,77 руб.
а) за счет изменения цен на отдельных рынках
28,46 – 24,67 = + 3,79 руб.
б) за счет изменения в структуре продаж
24,67 – 24,69 = – 0,02 руб.
Взаимосвязь:
+ 3,77 = + 3,79 – 0,02
Вывод: Средняя цена яблок выросла в декабре по сравнению с сентябрем на 3,77 руб., или на 15,3%, в том числе за счет роста цен на отдельных рынках – на 3,79 руб. За счет изменения структуры продаж средняя цена снизилась на 2 коп.
Цепные и базисные индексы
В зависимости от выбора базы сравнения возможно построение системы цепных и базисных индексов.
Индексы с переменной базой сравнения (цепные) получают путем сопоставления индексируемого показателя каждого последующего периода с показателем предшествующего ему периода.
Индексы с постоянной базой сравнения (базисные) рассчитывают путем сравнения индексируемого показателя каждого периода с соответствующим показателем одного периода, принятого за базу сравнения.
Индивидуальные цепные и базисные индексы, выраженные в относительных величинах, тождественны коэффициентам роста, используемым в системе показателей динамики.
Для индивидуальных индексов справедливо следующее правило:
· произведение промежуточных по периодам цепных индексов дает базисный индекс последнего периода;
· отношение базисного индекса отчетного периода к базисному индексу предшествующего периода дает цепной индекс отчетного периода.
Это правило позволяет применять цепной метод, т.е. находить неизвестный ряд базисных индексов по известным цепным, и наоборот.
Для агрегатных индексов это правило действует только в отношении индексов, рассчитанных на основании постоянных весов.
Пример. Известны следующие данные о реализации товаров в магазине.
Сорт товара
| Продано, шт.
| Цена за единицу товара, руб.
| январь
| февраль
| март
| январь
| февраль
| март
| q1
| q2
| q3
| p1
| p2
| p3
| Высший
|
|
|
| 2,0
| 1,75
| 1,5
| Первый
|
|
|
| 0,4
| 0,35
| 0,3
| Рассчитаем общие цепные индексы цен с переменными весами, характеризующие:
1) изменение цен в феврале по сравнению с январем:
;
2) изменение цен в марте по сравнению с февралем:
.
Вычислим общие цепные индексы физического объема проданных товаров с постоянными весами. За неизменные (сопоставимые) цены возьмем цены продажи товаров в январе.
1) изменение объема продаж в феврале по сравнению с январем:
.
2) изменение объема продаж в марте по сравнению с февралем:
.
|