Виды статистических таблиц, основные правила их составления и оформления
Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в виде таблиц.
Статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа.
Основные элементы статистической таблицы представлены на рис. 4.
Название таблицы
(общий заголовок)
Содержание строк
| Наименование граф (верхние заголовки)
| А
|
|
|
|
|
| …
| Наименование строк
(боковые заголовки)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итоговая строка
|
|
|
|
|
| Итоговая графа
| Рис. 4. Остов (основа) статистической таблицы
По логическому содержанию таблица представляет собой статистическое предложение, основными элементами которого являются подлежащее и сказуемое.
Подлежащим статистической таблицы называется объект, характеризующийся цифрами. Это могут быть отдельные единицы совокупности (фирмы, объединения) в порядке их перечня или сгруппированные по каким-либо признакам. Обычно подлежащее таблицы дается в левой части, в наименовании строк.
Сказуемое статистической таблицы образует систему показателей, которые характеризуют объект изучения, т.е. подлежащее таблицы. Сказуемое формирует верхние заголовки и составляет содержание граф с логически последовательным расположением показателей слева направо.
В зависимости от строения подлежащего различают статистические таблицы простые (монографические и перечневые), групповые и комбинационные.
В простой таблице в подлежащем дается простой перечень каких-либо объектов или территориальных единиц, т.е. в подлежащем нет группировки единиц совокупности. Простые таблицы дают справочный материал; они, как правило, отражают наличие и распределение ресурсов в стране и регионах.
Для целей научного анализа используются групповые и комбинационные таблицы.
Групповые – подлежащее содержит группировку единиц совокупности по одному количественному или атрибутивному признаку.
Комбинационные – подлежащее которых содержит группировку единиц совокупности одновременно по двум и более признакам: каждая из групп, построенная по одному признаку, разбита в свою очередь на подгруппы по какому-либо другому признаку и т.д.
В сказуемом групповых и комбинационных таблиц на основе абсолютных величин исчисляют средние и относительные величины, позволяющие раскрыть особенности и закономерности развития изучаемого явления.
В практике построения таблиц сложились следующие правила их построения и оформления.
1.Таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные, которые непосредственно отражают исследуемое явление в статике и динамике и необходимы для познания его сущности. Цифровой материал необходимо представлять таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрывалась чтением строк слева направо и сверху вниз.
2.Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание. Необходимо избегать большого количества точек и запятых в названиях таблицы и граф, затрудняющих чтение таблицы. Заголовки таблицы, граф и строк пишутся полностью, без сокращений через один интервал. При отсутствии общей единицы измерения в каждой графе проставляется своя единица измерения.
Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.
3. Информация, располагаемая в столбцах (графах) таблицы, завершается итоговой строкой.
4. Для того чтобы легче читать и анализировать достаточно большие таблицы (по количеству приведенных строк), целесообразно оставлять двойной промежуток после каждых пяти (и далее кратных пяти) строк.
5. Если названия отдельных граф повторяются между собой, содержат повторяющиеся термины или несут единую смысловую нагрузку, то им необходимо присвоить общий объединяющий заголовок.
6. Графы и строки полезно нумеровать. Графы, слева заполненные названием строк, принято обозначать заглавными буквами алфавита (А), (Б) и т.д., а все последующие графы - номерами в порядке возрастания.
7. Взаимосвязанные и взаимозависимые данные, характеризующие одну из сторон анализируемого явления (например, число предприятий и удельный вес заводов (% к итогу), абсолютный прирост и темп роста и т.д.), целесообразно располагать в соседних друг с другом графах.
8. Для удобства работы числа в таблицах следует представлять в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой, четко соблюдая при этом их разрядность. .
9. По возможности числа целесообразно округлять. Округление чисел в пределах одной и той же графы или строки следует проводить с одинаковой степенью точности (до целого знака или до десятой и т.д.).
Если все числа одной и той же графы или строки даны с одним десятичным знаком, а одно из чисел имеет два и более знака после запятой, то числа с одним знаком после запятой следует дополнять нулем, тем самым подчеркивая их одинаковую точность.
Когда одна величина превосходит другую многократно, то полученные показатели динамики лучше выражать не в процентах (%), а в разах. Например, вместо 628% следует написать «в 6,3 раза больше». В аналитических таблицах значность абсолютных цифр должна быть наименьшей. В многозначных числах, наличие которых обусловлено интересами исследования, лучше отделять, начиная справа, друг от друга классы, выделять миллионы, тысячи, единицы. Например, вместо 1236569 более ясно можно записать 1 236 569. Иногда при построении таблиц приходится иметь дело с численностью, состоящей из 7 — 8 и более знаков; в таком случае удобнее применять округление до 2 - 3 знаков (например, 2,35 млн.).
10. Отсутствие данных об анализируемом явлении может быть обусловлено различными причинами, что по-разному отмечается в таблице:
• если данная позиция (на пересечении соответствующих графы и строки) вообще не подлежит заполнению, то ставится знак «X»;
• когда по какой-либо причине отсутствуют сведения, то ставится многоточие «...» или «Нет свед.», или «Н. св.»;
• при отсутствии явления клетка заполняется тире «-».
11. объекты изучения, признаки и показатели должны быть расположены в логическом порядке с учетом необходимости их совместного рассмотрения. Обычный принцип размещения – от частного к общему, т.е. сначала показывают слагаемые, а в конце подводят итоги (если это нужно). Когда приводят не все слагаемые, а лишь наиболее важные из них, применяют противоположный принцип, т.е. сначала дают общие итоги, а затем выделяют наиболее важные части («В том числе», «Из них»). Следует различать «Итого» и «Всего». Первое является итогом для определенной части совокупности, а второе – итогом для совокупности в целом.
Для отображения очень малых чисел используют обозначения (0,0) или (0,00), предполагающие возможность наличия числа.
Анализ таблицы логичнее начинать с общего итога, который позволяет получить общую характеристику совокупности, затем переходить к изучению данных отдельных строк и граф, т.е. к оценке частей изучаемого объекта, исследуя при этом вначале наиболее важные, а потом уже и все остальные элементы таблицы.
Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста в соответствии с нумерацией разделов. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указателем порядкового номера таблицы; например: «Таблица 1» без значка_№ перед цифрой и точки после нее. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.
При переносе таблицы на следующую страницу «шапку» таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 1»; заголовок таблицы не повторяют, если «шапка» громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.
Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки.
При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник (непосредственно под таблицей). Сноски к показателям в таблице обозначаются только звездочками (*).
Иногда к таблице делают примечание, в котором раскрывается методика расчета показателей, а также даются подтверждающие пояснения по тем показателям, которые могут вызвать вопросы, показаться сомнительными.
Анализу статистических таблиц предшествует этап ознакомления – их чтение.
Чтениепредполагает, что исследователь, прочитав слова и числа таблицы, усвоил ее содержание, сформулировал первые суждения об объекте, уяснил назначение таблицы, понял ее содержание в целом, дал оценку явлению или процессу, описанному в таблице.
Анализ таблицыкак метод научного исследования путем разбиения предмета изучения на части делится на структурный и содержательный.
Структурный анализ предполагает анализ строения таблицы, характеристику представленных в таблице:
- совокупности и единиц наблюдения, формирующих ее;
- признаков и их комбинаций, формирующих подлежащее и сказуемое таблицы;
- признаков количественных или атрибутивных;
- соотношения признаков подлежащего с показателями сказуемого;
- вида таблицы: простая или сложная, а последняя – групповая или комбинационная;
- решаемых задач – анализ структуры, типов явлений или их взаимосвязей.
Содержательный анализ предполагает изучение внутреннего содержания таблицы: анализ отдельных групп подлежащего по соответствующим признакам сказуемого; выявление соотношения и пропорций между группами явлений по одному и разным признакам, сравнительный анализ и формулировку выводов по отдельным группам и по всей совокупности в целом; установление закономерностей и определение резервов развития изучаемого объекта.
Анализ данных таблиц производится по каждому признаку в отдельности, затем в логико-экономическом сочетании всей совокупности признаков в целом.
Анализ отдельных признаков и групп необходимо начинать с изучения абсолютных, затем связанных с ними относительных величин. При анализе данных следует рассматривать динамику каждого признака за весь период, переходя при этом от одного к другому.
Для получения более полного и наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах по данным статистических таблиц строятся графики.
|