Тема 13. Анализ финансовых результатов (ПК-39, ПК-40, ПК-41, ПК-44, ПК-45)
Литература:
1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет для менеджеров: Учебник / В.М.Богаченнко, Н.А.Кириллова. Изд-е 2-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 368 с.
2. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: учебник / Н.Г.Сапожникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 464 с., С.384.
3. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. бухгалтерский учет: экзаменационные ответы. – 3-е изд. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – 448 с., С.399.
4. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / под ред. Проф. Ю.А.Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 650 с., С.609.
5. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 350 с.
6. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П.Козлова, Т.Н.Бабченко, Е.Н. Галанина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 752 с.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 640 с.
Вопросы:
1. Содержание, задачи, источники информации и методы финансового анализа.
2. Общая оценка и анализ динамики прибыли до налогообложения.
3. Факторный анализ прибыли от продаж.
4. Анализ и оценка использования чистой прибыли
5. Анализ качества прибыли.
6. Влияние учета затрат на формирование прибыли.
7. Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта.
8. Анализ уровня и динамики рентабельности.
9. Резервы увеличения финансовых результатов.
Самостоятельная работа студентов (работа над темами для самостоятельного изучения).
1. Факторный анализ прибыли от продаж.
2. Анализ качества прибыли.
3. Анализ уровня и динамики рентабельности.
4. Резервы увеличения финансовых результатов.
Содержание, задачи, источники информации и методы финансового анализа
Содержание и основная целевая установка финансового анализа это оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.
Под финансами организации понимается система денежных отношений, складывающихся в процессе производства и реализации продукции.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.
Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовый анализ – это исследовательский и оценочный процесс, главная цель которого это выработка наиболее достоверных предположений и прогнозов о будущих финансовых условиях функционирования предприятия.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния компании на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний.
Внутренний финансовый анализ проводится работниками самой организации. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа.
Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.
В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности. Главная цель финансового анализа это своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Финансовый анализ включает вопросы анализа финансового положения, прибыли, реализации продукции и ее себестоимости. Включение именно такого круга вопросов обосновано тем, что решающее влияние на финансовое положение предприятия оказывает прибыль, основными же факторами ее формирования являются объем реализованной продукции, себестоимости и цена.
Все эти показатели связаны и взаимообусловлены, объективность оценки зависит от правильности и полноты их комплексного изучения.
Общие методологические принципы анализа – взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов и их развитие.
В финансовом анализе используют следующие способы и специальные приемы, которые называются методами:
1. сравнение,
2. группировка и обобщение,
3. расчет коэффициентов,
4. расчленение общих показателей,
5. расчет средних и относительных показателей,
6. балансовое сопоставление,
7. расчет рядов динамики,
8. графическое изображение величин, которые анализируются;
9. цепные подстановки,
10. индексы,
11. экономико-математические методы.
При этом существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методики) анализа финансовых отчетов. Среди можно выделить основные:
1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
4. коэффициентный анализ - расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.
Кроме перечисленных методов существует также сравнительный и факторный анализ. Сравнительный анализ - это как внутрипроизводственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной компании с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними производственными показателями. Сравнительный анализ позволяет проводить сравнения:
· фактических показателей с плановыми, что дает оценку обоснованности плановых решений;
· фактических показателей с нормативными, что обеспечивает оценку внутренних резервов производства;
· фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет для выявления динамики изучаемых параметров;
· фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий (лучших или среднеотраслевых).
Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Эти методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации.
В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:
1. определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;
2. повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;
3. объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ и услуг;
4. определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
5. прогнозирование результатов деятельности;
6. подготовка аналитической информации для отбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.
|