Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Государственная образовательная программа

Среднего профессионального образования

Государственного учреждения

Гоу спо Бирского медико-фармацевтический колледж

Государственные требования

К минимуму содержания и

Уровню подготовки выпускников

По специальности

Лечебное дело»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Акушерское дело»,

Сестринское дело»,

(базовый уровень профессионального образования)

Квалификация – фельдшер,

Медицинская сестра, акушерка

 

Вводится в действие с 1 сентября 2002 года

В области патологии:

· иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии;

· иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ;

· иметь представление о механизмах адаптации организма;

· иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний;

· иметь представление о патологической анатомии и клинических проявлениях воспаления, опухолей, расстройств кровообращения, дыхания, выделения;

· иметь представление о болезни, причинах её возникновения и закономерностях патогенеза;

· иметь представление о росте, развитии и строении опухолей;

· знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

· знать стадии лихорадки;

· знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения, при инфекционных болезнях и нарушениях эндокринной системы.

 

ОПД. 03 Основы патологии. Понятие о болезни; повреждение; Компенсаторно-приспособительные реакции; взаимодействие организма и окружающей среды в условиях патологии; нарушение кровообращения и лимфообращения; воспаление; нарушение терморегуляции; гипоксия; общие реакции организма на повреждение; опухоли.  

 



 

Тематический план

 

Темы занятия Учебная нагрузка (час) Макс. нагрузка
Всего Теория Практика Внеуадиторная работа работа
Раздел 1. Основы общей патологии
I. Основы общей патологии. Содержание и задачи предмета
1. Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье.      
ИТОГО:    
II. Нарушение обмена веществ в организме и его тканях
2. Повреждения. Виды и механизмы образования дистрофий.  
3. Нарушение обмена веществ в организме и его тканях.    
4. Дистрофия.    
5. Некроз, атрофия    
ИТОГО:
III. Механизмы восстановления функций
6. Механизмы восстановления функций.    
ИТОГО:    
IV. Расстройства кровообращения и лимфообращения
7. Расстройства крово- и лимфообращения  
8. Расстройства кровообращения      
ИТОГО:
V. Воспаление
9. Воспаление.    
10. Воспаление.      
ИТОГО:  
VI. Патология терморегуляции
11.Патология терморегуляции.  
ИТОГО:  
VII. Опухоли
12. Опухоли.    
13. Опухоли  
ИТОГО:
Раздел 2. Основы частной патологии
I. Патология дыхания
14. Болезни органов дыхания    
ИТОГО:    
II. Болезни ССС
15. Болезни сердечно-сосудистой системы    
ИТОГО:    
III. Патология почек
16. Болезни почек и системы мочевыделения  
ИТОГО:  
IV. Патология органов желудочно-кишечного тракта
17. Нарушение процесса пищеварения    
18. Болезни печени и желчного пузыря  
ИТОГО:  
ВСЕГО:
             

 

 

Виды самостоятельной внеаудиторной работы

 

№ п/п Наименование тем Виды работ кол. час.
Повреждения. Виды и механизмы образования дистрофий. Составление словаря терминов. Подготовка рефератов, докладов. Составление схем и рисунков.
Общее и местное расстройство кровообращения. Составление словаря терминов. Написание рефератов. Подготовка докладов.
Патология терморегуляции. Виды графиков температурных кривых при различных заболеваниях. Заполнение температурного листа
Доброкачественные и злокачественные опухоли. Составление сравнительной таблицы по тексту учебника. Доклады, рефераты. Составление словаря терминов.
Болезни почек и системы мочевыделения. Доклады и сообщения о состоянии мочекаменной болезни в РБ
Болезни печени и желчного пузыря. Посещение морга. Кроссворды, санбюллетень по профилактике вирусного гепатита. Доклады и рефераты по заболеваемости желчекаменной болезнью
    Всего:

 

 

Теоретический материал

 

Лекция №1.

Тема:"Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье".

 

План лекции:

 

1. Патология - как наука.

2. Понятие о здоровье.

3. Общее понятие о болезни.

4. Понятие о смерти.

 

Патология - как наука.

Патология - фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм. Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук - патологической физиологии и патологической анатомии.

Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные клинического обследования, морфологического изучения прижизненно взятых участков тканей больного органа, результаты исследования трупов, а также факты, полученные в эксперименте при моделировании болезней на животных.

Патология включает два раздела - общую и частную патологию.

Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, - дистрофию, некроз, атрофию, нарушение крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также компенсаторно-приспособительные реакции, шок, стресс и опухоли.

Частная патология изучает конкретные болезни. В основе методических подходов частной патологии лежит нозология, т.е. наука о причинах, механизмах развития, проявлениях, осложнениях и исходах отдельных заболеваний. Именно патология позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней. Поэтому патология является теорией медицины.

Для решения стоящих перед ней задач патология изучает два подхода - патофизиологической и патоморфологический. первый подход позволяет изучить функциональные расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом. Второй подход, используя разнообразные современные морфологические методы, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма. Вместе с тем единство и взаимообусловленность функции и структуры в норме и патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга. Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы. Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.

Патологическая анатомия- клиническая дисциплина, и поэтому патологоанатомы работают в патологоанатомических отделениях больниц. Патологическая анатомия использует несколько методов.

1. Вскрытие трупов умерших больных для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причин смерти; по результатом вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.

2. Прижизненное исследование кусочков органов больного (биопсия). Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани любого органа человека (биоптат).

3. Эксперименты на животных. Для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних ее проявлений до завершения, а также для оценки эффективности различных методов лечения больных.

Понятие о здоровье.

Здоровье и болезнь представляют собой 2 состояния в которой может находиться организм и которые в течении жизни могут много раз меняться - от здоровья к болезни и наоборот.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

У здорового человека в различных условиях функции организма могут значительно изменяться. При физической нагрузке всегда учащается пульс и дыхание, усиливается обмен веществ. Это нормальное явление при котором вступают в действие приспособительные механизмы, регулирующие нормальные функции организма. Известно, что норму нелегко отличить от патологии. К патологии относятся появление бороды, усов или мужского голоса у женщин, а так же увеличение молочных желез у мужчин - это патология.

Возникновение одышки у тренированного спортсмена при выполнении обычных для него упражнений, а вот такая же одышка у нетренированного человека - норма и т.д.

Общее понятие о болезни.

Организм человека все время подвергается воздействиям внешней среды, приспосабливается к ним и они становятся необходимыми для нормальной реакции организма.Живой организм обладает способностью противостоять необычным раздражителям. Вступают в силу защитные свойства, защитные приспособления организма, но они не всегда могут справиться со своей задачей и не всегда преодолевают вредное воздействие раздражителей, и тогда в организме наступают расстройства его функции, нарушение морфологических структур и человек заболевает.

Болезнь -это особое состояние, возникающее в результате нарушения соответствия между организмом и внешней средой. (Остроумов).

Организм, как единое целое с помощью эндокринной и нервной системы регулирует свою взаимосвязь с внешней средой.

Реакции организма зависят не только от раздражителя, но и от состояния организма, от способности нервной системы, от способности органов и систем регулировать функции организма.

Патологический процесс- болезненное изменение структуры и организации, по которому еще не всегда можно установить характер болезни (воспаление зева при дифтерии).

Патологическое состояниеследствие патологического процесса, когда появившееся изменения сохраняются длительное время (рубцы после травм и ожогов, отсутствие зубов после цинги и т.д.).

Симптом- характерный признак болезни. Совокупность симптомов, свойственной определенной болезни называется синдромом (для брюшного тифа характерно кривая определенная температура, появление сыпи, изменение крови и т.д.).

Знание и изучение симптомов помогают в диагностике заболеваний.

Этиология - это учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней.

Причины болезней - этотот фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты.

Например, причиной лучевой болезни является ионизирующая радиация, причиной инфекционной болезни - патогенные микробы.

Нередко, однако, возникновение болезни связано с воздействием не одного, а нескольких факторов. Например, крупозное воспаление легких возникает не только под влиянием заражения человека пневмококком. Заболеванию способствуют также переохлаждение, переутомление, отрицательные эмоции, недостаточное питание и другие предрасполагающие условия. Тем не менее без заражения пневмококком все указанные факторы не смогут вызвать крупозное воспаление лёгких.

Поэтому причиной этого заболевания следует считать пневмококк. На основании изложенного, под причиной болезни нужно понимать такое воздействие, без которого развитие данного заболевания не возможно.

По мере накопления знаний о причинах всех видов и разновидностей болезней будут улучшаться их предупреждение и лечение.

Различают причины болезней внешние и внутренние.

Квнешнимпричинам относят механические, физические, химические, биологические и социальные факторы. К внутренним - наследственность, конституцию, возраст, пол. Большое значение на развитие болезней оказывает влияние внешней среды.

Профилактика- это выявление причин заболевания, их искоренение или ослабление среди отдельных людей, их групп и всего населения. Поэтому выделяют индивидуальную (личную) и общественную профилактику.

Патогенез- раздел патологии, изучающий механизмы развития болезней. Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов болезни, т.е. тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие главного этиологического фактора и в дальнейшем играют роль причины и развития болезни.

Болезненный процесс.

В течении болезни наблюдается несколько периодов:

1. скрытый или латентный.

2. продромальный.

3. период выраженных проявлений болезни.

4. завершение болезни, ее исход.

1. Скрытый или латентный, а при инфекционных болезнях инкубационный период.

Это время от начала воздействия болезнетворного агента до возникновения явлений, т.е. первых симптомов болезни (при скарлатине от 2 до 6 дней, бешенстве от 12 дней до1,5 лет, проказы - несколько лет).

2. Продромальный период- начинается с появлением первых признаков болезни, нечетных и еще не характерных (большая температура тела, болезненные боли, недомогание).

3. Первые проявления болезни- развивается вслед за продромальным, характерные признаки (корь продолжается 8-10 дней). Часть симптомов не проявляется - стертые.

Абортивные симптомы -когда все проявления болезни исчезают быстрее, чем обычно.

По продолжительности болезни делят на:

· острые (грипп, чума)

· подострые

· хронические (туберкулез, сифилис).

Для некоторых болезней характерны рецидивы- это возврат болезней после промежутка, кажущегося выздоровления.

Осложнения- неблагоприятный вариант течения основного заболевания, присоединения других болезней (воспаление легких - осложняющие многие инфекционные болезни). Осложнения нередко протекают тяжелее основного заболевания (ранение - гангрена).

4. Исход болезни.Болезнь чаще всего кончается полным выздоровлением, но может наступить неполное выздоровление или смерть.

1)Полное выздоровление - восстановление нормальной функции организма, исчезновение всех болезненных явлений.

2)Неполное выздоровление - когда нарушения функции вызванное болезнью исчезает не полностью (после коклюша - кашель), остаточные явления - стойкие изменения (рубцы после ожога, изменения клапанов сердца после ревматизма).

3)Затяжное течение и переход в хроническую форму.

Смерть.

Понятие о смерти.

Смерть -это необратимое прекращение функции организма делающего невозможным его существование.

Смерть наступает мгновенно. Различают три стадии смерти:

1. агонию

2. клиническую

3. биологическую

Стадии умирания:

1. Агония - расстройства всех жизненных функции организма, нарушается деятельность нервной системы, дыхание становится неправильным, прерывистым, работа сердца ослабевает, температура тела снижается, потеря сознания, рефлексы угасают. Длится от нескольких секунд до 2-3 суток.

2. Клиническая смерть - идет вслед за агонией. Характеризуется полным прекращением кровообращения, дыхания и отсутствием рефлексов.

Однако в течении некоторой времени наблюдается перистальтика кишечника, растут волосы, ногти, имеются и другие проявления еще не прекратившегося обмена веществ. Спустя несколько часов или больше чем через сутки органы можно трансплантировать.

3. Биологическая смерть - состояние, когда восстановление жизни, отдельных органов или тканей уже невозможно. И в этих тканях наступают необратимые изменения - это истинная смерть.

Восстановление жизни.

Это чрезвычайно важная проблема. русскому ученому Бахметьеву удалось показать, что жизнедеятельность насекомых восстанавливается, если их заморозить, а затем медленно оттаивать.

Анабиоз- резкое снижение жизнедеятельности ткани под действием холода. Для оживления пользуются массажем сердца, искусственным дыханием, внутрисердечно вводят адреналин, электрическим шоком. Применение этих методов позволяет восстановить жизнедеятельность в агональном периоде и в первые минуты после клинической смерти.

Брюхоненко и Янковский оживляли собак после 20-24 минут клинической смерти.

Через некоторое время после смерти в трупе развиваются трупные изменения:

Охлаждение трупа

2. Высыхание кожных покровов и слизистых, помутнение роговицы глаза - высыхание ее.

3. Трупное окоченение через 4-6 часов после смерти (мышцы сокращаются и становятся плотными). У умерших от сепсиса трупное окоченение отсутствует или слабое. Трупное окоченение исчезает через 24 часа.

4. Свертывание крови - в полости сердца и крупных сосудах сразу после смерти. Кровь бедная кислородом при смерти от удушения не свертывается.

5. Трупные пятна -темно - багровые участки на коже, разлагается гемоглобин, пропитывает все ткани и сосуды.

6. Трупное разложение- под действием микробов, ферментов, температуры.

По характеру трупных изменений можно определить не только причину, но и время смерти, положение человека в момент смерти, ответить на ряд вопросов для судебно-медицинской экспертизы.

 

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятиям "здоровье" и "болезнь".

2. В чём состоит отличие пат. процесса от болезни?

3. В чём сущность понятия "патологическое состояние"?

4. Каковыми бывают условия, способствующие и припятствующие возникновению болезни?

5. Дайте определение понятий "этиология" и "патогенез".

6. В чём разница между причинами и условиями возникновения болезней?

7. Каковы принципы классификации болезней?

8. Каковы основные этапы развития болезни? Какими бывают исходы болезней?

9. Что такое смерть? Каковы этапы умирания?

10. Какие применяют средства восстановления жизни в медицине?

 

Лекция №2.

 

Тема:" Повреждения. Виды и механизмы образования дистрофий".

План лекции.

1. Повреждение.

2. Дистрофия.

3. Некроз.

4. Атрофия.

 

Повреждение.

Повреждением- или альтерацией называется изменение клеток, межклеточного вещества, а в зависимости от объема поврежденных клеток - тканей и органов.

При повреждении меняется метаболизм, что приводит к нарушению их жизнедеятельности, и нарушается функция. Повреждением сопровождается любое заболевание или патологический процесс. А само повреждение вызывает защитные и восстановительные реакции. В тех случаях, когда защитно - приспособительные реакции достаточны для того, чтобы ликвидировать повреждение → выздоровление. А в тех случаях, когда защитно - приспособительные реакции оказываются недостаточными, повреждения становятся недостаточными, повреждением становятся необратимыми и развивается гибель тканей со снижением или полной потерей функции организма.

В тех случаях, когда тяжесть повреждения нарастают и не компенсируются приспособительными функциями организма, наступает смерть больного.

Характер повреждения зависит от многих причин:

· Особенности повреждающих воздействий - химических или инфекционных факторов.

· Механизмы их действия на ткани - прямой или опосредованный (через кровь или нервную систему).

· Различная чувствительность тканей к тем или иным повреждающим факторам.

Различают виды повреждений:

1. Дистрофия

2. Некроз

3. Атрофия

4. Смерть - при глубоких необратимых повреждениях.

 

Дистрофия.

Это патологический процесс, отражающий нарушение обмена веществ в организме: повреждение клеток и межклеточного вещества, в результате чего изменяется функция организма.

Сущность дистрофии заключается в том, что в клетках и межклеточном веществе образуется избыточное или недостаточное количество свойственных им соединений или же образуются вещества, не свойственные данной клетке или ткани.

Имеется несколько механизмов дистрофии:

1. Инфильтрация - пропитывание клеток и тканей различными веществами

2. Извращенный синтез -синтез аномальных веществ

3. Трансформация -образование одних продуктов обмена вместо других - например, белков вместо углеводов.

4. Декомпозиция или фанероз -распад тех или иных структурных комплексов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.