Этапы расчета стандартизованных показателей I этап. Сначала определяют общие показатели летальности в больницах А и Б.
Больница А: 80 х 100/2000 = 4 на 100 выбывших больных;
Больница Б: 76 х 100/2000 = 3,8 на 100 выбывших больных.
Затем находят показатели летальности в зависимости от возраста больных. Например, в больнице А у больных в возрасте до 40 лет летальность составляет
12 х 100/600 = 2 %,
а в больнице Б, соответственно, 42 х 100/1400 = 3%. Аналогично проводят расчеты и в других возрастных группах (см. сводную таблицу - I этап).
II этап. За стандарт принимают сумму выбывших больных по каждой возрастной группе в обеих больницах.
Возраст больных
(в годах)
| Число больных в больницах
А и Б
| Стандарт
| До 40
| 600 + 1400
|
| От 40 до 59
| 200 +200
|
| От 60 и старше
| 1200 + 400
|
| Всего:
| 2000 + 2000
|
|
III этап. Определяют ожидаемое число умерших в стандарте по каждой возрастной группе в больницах А и Б, с учетом соответствующих показателей летальности:
Возраст до 40 лет:
Больница А. 100 – 2
2000 – Х Х = 2 х 2000/100 = 40
Больница Б. 100 – 3
2000 - Х Х = 3 х 2000/100 = 60
Возраст от 40 до 59:
Больница А. 100 – 4
400 – Х Х = 4 х 400/100 = 16
Больница Б. 100 – 5
400 – Х Х = 5 х 400/100 = 20
Возраст 60 лет и старше:
Больница А. 100 – 5
1600 - Х Х = 5 х 1600/100 = 80
Больница Б. 100 – 6
1600 – Х Х = 6 х 1600/100 = 96
Находят сумму ожидаемых чисел умерших в стандарте в больнице А (40 + 16 + 80 = 136) и больнице Б (60 + 20 + 96 = 176).
IV этап. Определяют общие стандартизованные показатели травматизма в больницах А и Б.
Больница А. 136 х 100/4000 = 3,4 на 100 выбывших больных;
Больница Б. 176 х 100/4000 = 4,4 на 100 выбывших больных.
Результаты поэтапного расчета стандартизованных показателей летальности оформляют в виде таблицы:
Возраст больных
(в годах)
| Больница А
| Больница Б
| I этап
| II этап
| III этап
| Выбыло больных
| Из них умерло
| Выбыло больных
| Из них умерло
| летальность на 100 выбывших больных
| стандарт (сумма составов больных обеих больниц)
| ожидаемое число умерших в стандарте
| б-ца А
| б-ца Б
| б-ца А
| б-ца Б
| До 40 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| От 40 до 59
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 60 и старше
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
| 4,0
| 3,8
|
|
|
| | IV этап
Определение стандартизованных показателей
|
| 3,4
| 4,4
|
V этап. Сопоставление соотношения интенсивных и стандартных показателей летальности в больницах А и Б.
Показатели:
| Больница А
| Больница Б
| Соотношение А и Б
| Интенсивные
| 4,0
| 3,8
| А>Б
| Стандартные
| 3,4
| 4,4
| А<Б
| Выводы:
1. Уровень летальности в больнице А выше, чем в больнице Б.
2. Однако, если бы возрастной состав выбывших больных в этих больницах был одинаков, то летальность была бы выше в больнице Б.
3. Следовательно, на различия в уровнях летальности (в частности, на «завышение» ее в больнице А и «занижение» в больнице Б) оказала влияние неоднородность возрастного состава больных, а именно, преобладание в больнице А пожилых пациентов (60 лет и более) с относительно высоким показателем летальности, и наоборот, в больнице Б – больных в возрасте до 40 лет, имеющих низкие показатели летальности.
Контрольные вопросы
1. В каких случаях возникает необходимость в применении метода стандартизации?
2. В чем состоит сущность метода?
3. Как можно элиминировать влияние неоднородного состава совокупностей на величину интенсивных показателей?
4. Дают ли стандартизованные показатели объективную информацию об истинных размерах изучаемого явления?
5. Какова последовательность этапов расчета стандартизованных показателей?
6. Что такое стандарт и как его получить?
7. Что позволяет установить метод стандартизации?
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Метод стандартизации применяется:
а) для определения существенности различий в интенсивных показателях;
б) для выявления влияния фактора неоднородности среды на интенсивные показатели сравниваемых совокупностей;
в) для сравнения интенсивных показателей в неоднородных по составу совокупностях.
2. Стандартизованные показатели необходимы:
а) для характеристики двух или нескольких сравниваемых совокупностей;
б) для устранения влияния различий в составе сравниваемых групп на величину обобщающих показателей;
в) для установления существенности различий между обобщающими показателями.
3. Величина стандартизованных показателей в зависимости от использованного стандарта:
а) не меняется;
б) меняется только при малом числе наблюдений;
в) меняется (в принципе).
Ситуационные задачи
Задача 1
При изучении летальности в детских инфекционных больницах № 1 и № 2 были получены следующие данные:
| Больница № 1
| Больница № 2
| Интенсивные показатели
| 3,0 %
| 5,0%
| Стандартизованные показатели
| 4,5 %
| 2,5 %
|
Состав госпитализированных больных отличался по срокам госпитализации от начала заболевания.
1. С какой целью в данной ситуации был применен метод стандартизации?
2. В какой из больниц летальность выше?
3. Почему в указанной Вами больнице летальность выше
Задача 2
При анализе перинатальной смертности в районах А и Б получены следующие стандартизованные показатели: 15% и 18% соответственно.
1. Можно ли по представленным данным сравнить показатели перинатальной смертности в двух районах?
2. Нужна ли Вам дополнительная информация?
Задача 3
В двух цехах (№1 и №2) были изучены уровни травматизма. В первом цехе уровень травматизма выше, чем во втором.
1. Можно ли по представленным условиям в задаче сравнить показатели травматизма в цехах?
2. Нужны ли Вам дополнительные сведения для вывода, если состав работающих в цехах различается по стаже работы (в годах).
Задача 4
При изучении заболеваемости гепатитом В населения двух районов города были получены следующие показатели: в районе А. – 3,5 %, в районе Б. - 1,8 %.
Для суждения о влиянии уровня вакцинации на показатель заболеваемости врач счел необходимым использовать метод стандартизации.
1. Какой этап метода позволит врачу поставить два района в равные условия по охвату вакцинацией.
2. Можно ли на этом этапе сделать окончательный вывод о различиях в показателях заболеваемости населения в двух районах.
Задача 5
При оценке частоты обострений ревматизма среди больных, отличающихся по полу, в двух отделениях поликлиники были получены следующие результаты.
| Отделение №1
| Отделение № 2
| Интенсивный показатель
| 1,2 %
| 5,0 %
| Стандартизованный показатель
| 4,0 %
| 2,5 %
|
Сделайте соответствующие выводы:
1.
2.
3.
Список литературы
Основная:
1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 520 с.
3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2003. - 368 с.
4. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2-х томах). Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. - СПб, 1998. - 528 с.
5. Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие). Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. – Москва, 2000. – 432 с.
Оценка достоверности результатов исследования
Введение
В практической и научно-практической работе врачи обобщают результаты, полученные, как правило, на выборочных совокупностях. Для более широкого распространения и применения полученных при изучении репрезентативной выборочной совокупности данных и выводов надо уметь по части явления судить о явлении и его закономерностях в целом.
Учитывая, как правило, что врачи проводят исследования на выборочных совокупностях, теория статистики позволяет с помощью математического аппарата (формул) переносить данные с выборочного исследования на генеральную совокупность. При этом врач должен уметь не только воспользоваться математической формулой, но сделать вывод, соответствующий каждому способу оценки достоверности полученных данных. С этой целью врач должен знать способы оценки достоверности.
Цель изучения темы
На основе применения метода оценки достоверности результатов исследования уметь перенести результаты выборочного исследования общественного здоровья, деятельности врачей и учреждений здравоохранения на генеральную совокупность.
По окончании изучения данной темы студент должен:
уметь:
· определять ошибки репрезентативности средних и относительных величин;
· определять доверительные границы средних и относительных величин;
· определять достоверность (существенность) разности между средними величинами, относительными величинами;
· обоснованно выбирать способ оценки достоверности результатов исследования при решении ситуационной задачи, определять достоверность и делать соответствующие выводы.
знать:
· определение «достоверность результатов исследования»;
· методы оценки достоверности результатов исследования, условия их применения;
· способы определения ошибки репрезентативности средних величины и относительных величин;
· понятие о критерии достоверности «t» и условиях его выбора при определении доверительных границ и интерпретации при оценке достоверности разности результатов исследования.
Задания для самостоятельной работы студента
1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия.
2. Разобрать задачи-эталоны.
3. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.
4. Решить ситуационные задачи.
Блок информации
Применяя метод оценки достоверности результатов исследования для изучения общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения, а также в своей научной деятельности, исследователь должен уметь правильно выбрать способ данного метода. Среди методов оценки достоверности различают параметрические и непараметрические.
Параметрическими называют количественные методы статистической обработки данных, применение которых требует обязательного знания закона распределения изучаемых признаков в совокупности и вычисления их основных параметров.
Непараметрическими являются количественные методы статистической обработки данных, применение которых не требует знания закона распределения изучаемых признаков в совокупности и вычисления их основных параметров.
Как параметрические, так и непараметрические методы, используемые для сравнения результатов исследований, т.е. для сравнения выборочных совокупностей, заключаются в применении определенных формул и расчете определенных показателей в соответствии с предписанными алгоритмами. В конечном результате высчитывается определенная числовая величина, которую сравнивают с табличными пороговыми значениями. Критерием достоверности будет результат сравнения полученной величины и табличного значения при данном числе наблюдений (или степеней свободы) и при заданном уровне безошибочного прогноза. Таким образом, в статистической процедуре оценки основное значение имеет полученный критерий достоверности, поэтому сам способ оценки достоверности в целом иногда называют тем или иным критерием по фамилии автора, предложившего его в качестве основы метода.
|