Обратная связь
|
Этапы применения дисперсионного анализа для определения влияния фактора (стажа работы) на результат (уровень травматизма) Применяемые формулы
и условные обозначения
| Градации факторного признака
r = 4
( количество градаций)
| До 5 лет
| 6-10
| 11-15
| 16 и более
| V
| 11,12,10
| 8,9,6
| 7,7,6
| 5,7,5
| n
|
|
|
|
|
ΣVj
| 11+12+10=33
| 8+9+6=23
| 7+7+6=20
| 5+7+5=17
| ΣVобщ.
| 33+23+20+17= 93
| Σ(V²)=
(V1²+ V2²+ V3²)
| (11²+12²+10²)=121+144+100
| (8²+9²+6²)=
64+81+36
| (7²+7²+6²)=
49+49+36
| (5²+7²+5²)=
25+49+25
| ΣV²= 365
| ΣV²= 181
| ΣV²= 134
| ΣV²= 99
| ΣV²общ.= 365+181+134+99=779
| (ΣVi)²
| (11+12+10)²
| (8+9+6)²
| (7+7+6)²
| (5+7+5)²
| (ΣVi)²= 1089
| (ΣVi)²= 529
| (ΣVi)²= 400
| (ΣVi)²= 289
| (ΣVi)²
h = n
| 1089
3
| 529
| 400
| 289
| h =363
| h =176,3
| h =133,3
| h =96,3
| Σ h
| 363+176,3+133,3+96,3 = 768,9
| (ΣV)²
H = Σ n
| (93)² 8649
( 3+3+3+3) = 12
| H =720,8
| Dфакт.
= Σ h – H
| Dфакт.= 768,9 – 720,8 = 48,1
| Dобщ .
= ΣV²общ - H
| Dобщ .=779 – 720,8 = 58,2
| Dост.
= ΣV²общ - Σ h
| Dост. = 779 – 768,9 = 10,1
| η²х =
Dфак
= Dобщ * 100%
| 48,1
η²х = 58,2 = 0,8 * 100% = 80 %
| Dфакт. σ²факт. = r – 1
| 48,1
σ²факт. =4-1 = 16
| Dост.
σ²ост. =N - r
| 10,1
σ²ост. =12- 4 = 1,2
| σ²факт
F = σ²ост
| 16
F= 1,2 = 13,3
| степени свободы
ν1= n - 1
ν2 = N - r
| ν1= 3-1= 2
ν2 = 12 – 4= 8
| F ≥ Fst.;
| 13,3 > 4,6 – 8,7
| | | | | | | Вывод:
В выборочном комплексе выявлено, что сила влияния стажа работы на уровень травматизма составляет 80% в общем числе других факторов. Для всех цехов завода можно с вероятностью 99,7% (13,3 > 8,7) утверждать, что стаж работы влияет на уровень травматизма.
Таким образом, Н0 не отвергается и влияние стажа работы на уровень травматизма в цехах завода Н. считается доказанным.
Контрольные вопросы
1. Какие условия применения дисперсионного анализа Вы можете назвать?
2. Какой основной принцип должен соблюдаться для применения дисперсионного анализа?
3. Что лежит в основе применения дисперсионного анализа?
4. Какой метод применяется для оценки результатов однофакторного дисперсионного анализа?
5. Какие признаки изучаются в дисперсионном анализе?
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Дисперсия – это:
а) средний квадрат отклонений;
б) статистический критерий разнообразия признака;
в) повторность наблюдений;
г) объем всей совокупности.
2.Этапы дисперсионного анализа включают:
а) вычисление межгрупповой суммы квадратов;
б) вычисление остаточной суммы квадратов;
в) вычисление факторной и остаточной дисперсии;
г) оценка достоверности по критерию F.
3.Первым этапом проведения дисперсионного анализа является:
а) вычисление дисперсий;
б) вычисление средних квадратов отклонений;
в) построение дисперсионного комплекса;
г) сравнение факторной и остаточной дисперсий.
4. Назовите виды дисперсионного анализа:
а) однофакторный;
б) двухфакторный;
в) многофакторный;
г) многомерный.
5. Условия применения однофакторного дисперсионного анализа включают:
а) нормальность распределения анализируемых групп или соответствие выборочных групп генеральным совокупностям с нормальным распределением;
б) независимость (не связанность) распределения наблюдений в группах.
в) повторность наблюдений;
г) вариабельность.
6.Дисперсионный анализ применяется для:
а) установления различий в составе изучаемых групп;
б) определения вида распределения значений признака;
в) установления силы влияния фактора;
г) прогнозирования результатов в генеральной совокупности;
д) определения достоверности влияния фактора.
Ситуационные задачи
Задача 1
Для установления связи условий и особенностей труда врачей различных специальностей 4-х поликлиник г. А. на заболеваемость их ОРВИ (в показателях на 100 работающих), проведен дисперсионный анализ
Поликлиники
| Специальность врача (факторный признак)
| Группировки фактора
| Участковые терапевты
| Отолорингологи
| Хирурги
| Рентгенологи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 2
Для выявления влияния синдрома эмоционального выгорания формирующегося у медицинских сестер работающих с онкологическими пациентами в процессе их профессиональной деятельности на качество их работы проведен дисперсионный анализ.
отделения
| (факторный признак)
| Группировки фактора (стадии)
| І
| ІІ
| ІІІ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Влияет ли синдром эмоционального выгорания на снижение качества работы у медицинских сестер онкологических отделений?
2. Какова доля влияния синдрома эмоционального выгорания на снижение качества работы у медицинских сестер онкологических отделений?
Задача 3
Для выявления влияния формы течения бронхиальной астмы (БА) у детей от 3 до 14 лет отдельных районов г. Р на частоту госпитализаций были изучены показатели госпитализаций (на 100 больных БА) в 4 районах.
Районы г. Р
| Формы течения заболевания БА у детей(факторный признак)
| Группировки фактора
| Легкая
| Тяжелая
| Средней тяжести
| А
|
|
|
| Б
|
|
|
| В
|
|
|
| Г
|
|
|
|
Список литературы
Обязательная:
1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464
Дополнительная:
1. Архипова Г.П., Лаврова И.Г., Трошина И.М. Некоторые современные методы статистического анализа в медицине.- М.: Метроснаб, 1971.- 75с.
2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика.- СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003.- 432 с.
3. Платонов А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы.- М.: Издательство РАМН, 2000.-52с.
4. Плохинский Н.А. Биометрия. – Издательство Сибирского отделения АН СССР Новосибирск – 1961- 364с.
Приложение 5.1
Значение F(критерий Фишера) стандартного
при р≥0,05(верхнее значение ), при р≥0,01(нижнее значение)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6,0
13,4
| 5,1
10,9
| 4,8
9,8
| 4,5
9,2
| 4,4
8,8
| 4,3
8,5
| 4,2
8,3
| 4,1
8,1
| 4,1
8,0
| 4,1
7,9
| 4,0
7,8
|
| 5,6
12,3
| 4,7
9,6
| 4,4
8,5
| 4,1
7,9
| 4,0
7,5
| 3,9
7,2
| 3,8
7,0
| 3,7
6,8
|
3,7
6,7
| 3,6
6,6
| 3,6
6,5
|
| 5,3
11,3
| 4,6
8,7
| 4,1
7,6
| 3,8
7,0
| 3,7
6,6
| 3,6
6,4
| 3,5
6,2
| 3,4
6,0
| 3,4
5,9
| 3,3
5,8
| 3,1
5,7
|
| 5,1
10,6
| 4,3
8,0
| 3,6
7,0
| 3,6
6,4
| 3,5
6,1
| 3,4
5,8
| 3,3
5,6
| 3,2
5,5
| 3,2
5,4
| 3,1
5,3
| 3,1
5,2
|
| 5,0
10,0
| 4,1
7,9
| 3,7
6,6
| 3,5
6,0
| 3,3
5,6
| 3,2
5,4
| 3,1
5,2
| 3,1
5,1
| 3,0
5,0
| 2,9
4,5
| 2,9
4,8
|
| 4,8
9,7
| 4,0
7,2
| 3,6
6,2
| 3,6
5,7
| 3,2
5,3
| 3,1
5,1
| 3,0
4,9
| 3,0
4,7
| 2,9
4,6
| 2,9
4,5
| 2,8
4,5
|
| 4,8
9,3
| 3,9
6,9
| 3,5
6,0
| 3,3
5,4
| 3,1
5,1
| 3,0
4,7
| 2,9
4,7
| 2,9
4,5
| 2,8
4,4
| 2,8
4,3
| 2,7
4,2
|
| 4,7
9,1
| 3,8
6,7
| 3,4
5,7
| 3,2
5,2
| 3,0
4,9
| 2,9
4,6
| 2,8
4,4
| 2,8
4,3
| 2,7
4,2
| 2,7
4,1
| 2,6
4,0
|
| 4,6
8,9
| 3,7
6,5
| 3,3
5,6
| 3,1
5,0
| 3,0
4,7
| 2,9
4,5
| 2,8
4,3
| 2,7
4,1
| 2,7
4,0
| 2,6
3,9
| 2,6
3,9
|
| 4,5
8,7
| 3,7
6,4
| 3,3
5,4
| 3,1
4,9
| 2,9
4,6
| 2,8
4,3
| 2,7
4,1
| 2,6
4,0
| 2,6
3,9
| 2,5
3,8
| 2,5
3,7
|
| 4,5
8,5
| 3,6
6,2
| 3,2
5,3
| 3,0
4,8
| 2,9
4,4
| 2,7
4,2
| 2,7
4,0
| 2,6
3,9
| 2,5
3,8
| 2,5
3,7
| 2,5
3,6
|
| 4,5
8,4
| 3,6
6,1
| 3,2
5,2
| 3,0
4,7
| 2,8
4,3
| 2,7
4,1
| 2,6
3,9
| 2,6
3,8
| 2,5
3,8
| 2,5
3,6
| 2,4
3,5
|
| 4,4
8,3
| 3,5
6,0
| 3,2
5,1
| 2,9
4,6
| 2,8
4,2
| 2,7
4,0
| 2,6
3,8
| 2,5
3,7
| 2,7
3,6
| 2,4
3,6
| 3,4
3,5
|
| 4,4
8,2
| 3,5
5,9
| 3,1
5,0
| 2,9
4,5
| 2,7
4,2
| 2,6
3,9
| 2,5
3,8
| 2,5
3,6
| 2,4
3,5
| 2,4
3,4
| 2,3
3,4
|
| 4,3
8,1
| 3,5
5,8
| 3,1
4,9
| 2,9
4,4
| 2,7
4,1
| 2,6
3,9
| 2,5
3,7
| 2,4
3,6
| 2,4
3,4
| 2,3
3,4
| 2,3
3,3
|
Глава 6. Методы квалиметрии в здравоохранении. Квалиметрический анализ в управлении качеством объектов здравоохранения.
Введение
Квалиметрия (в переводе с греческого – измерение качества)- это область знания, посвященная методам количественного оценивания качества любых объектов (живой и неживой природы). Используя методы квалиметрии, можно найти количественные оценки качества различных объектов: зданий, оборудования, инструментов, лечебных препаратов; продукции, услуги., персонала и т.д.
Не может остаться вне сферы приложений квалиметрии и здравоохранение, т.к. его задачи ориентированны на оценивание качества:
- индивидуального здоровья, здоровья тех или иных групп населения, общественного здоровья,
- жизни,
- деятельности объектов здравоохранения (лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранения, учреждений службы Роспотребнадзора и т.д.),
- медицинской помощи в целом,
- отдельных медицинских услуг,
- производственных объектов, воздействующих на человека и окружающую среду,
- объектов внешней среды, используемых человеком и т. п.
Для оценивания их качества квалиметрия предоставляет некоторые общие принципы получения количественных оценок качества, на основе которых обеспечивается переход к определенным решениям относительно оцениваемых объектов.
Основная задача квалиметрии состоит не столько в получении количественных оценок качества объектов и разработки алгоритмов перехода от оценок по единичным показателям к оценкам по всей их совокупности (комплексным показателям), сколько в принятии на их основе решений о качестве объектов, а при необходимости и по управлению качеством этих объектов .
Важным отличием квалиметрического оценивания от обычного обследования объекта, будь то человек или лечебно-профилактическое учреждение является обеспечение максимальной объективизации процесса поиска решений по оцениваемому объекту.
Количественная оценка качества объектов (продукции, процессов, услуг и т.д.) нужна для принятия решений, которые вытекают из различных значений этой оценки. Именно набор решений позволяет определить окончательный состав показателей, используемых в расчетном алгоритме определяющих показателей и способы операций с этими показателями. Таким образом, целью разработки квалиметрической методики является создание формализованной системы перехода от оценок объекта по определяющим показателям к решениям.
Методы квалиметрии более эффективны не тогда, когда решение может быть принято на основании замеров одного - двух показателей (хотя есть и такие квалиметрические методики), но в сложных ситуациях, когда для выбора правильного решения необходимо оценивание многих частных показателей и строго продуманная система вычислительных и логических операций с ними.
Наибольший эффект применение квалиметрии может дать в тех случаях, когда ее методы включены в общие циклические процессы, как например, в разработанной на кафедре системе непрерывного повышения качества работы объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т. д.). В основу этой системы заложена методика квалиметрического анализа, также разработанная на кафедре. Система представлена двумя циклами: оперативным и стратегическим.
1 – оперативный цикл
2 – стратегический цикл
Схема 6.1. Циклический процесс непрерывного повышения качества работы ЛПУ.
Оперативный цикл.
Приступая к работе на объекте здравоохранения (в лечебно-профилактическом учреждении, органе управления здравоохранением и др.), организатор (возможно в будущем врач-квалиметролог, менеджер качества) начинает оценивание качества деятельности объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т.п.) с выполнения квалиметрического анализа, существующего технологического процесса, осуществляемого в учреждении.
Что такое квалиметрический анализ? Это такая совокупность организационных действий, которая позволяет быстро выявить факторы, негативно влияющие на качество условий труда и качество выполнения производственных функций, найти количественные оценки значимости этих факторов и немедленно выработать рекомендации по устранению наиболее сильно влияющих. Выполнение параллельно или последовательно квалиметрического анализа по выявлению факторов, позитивно влияющих на качество деятельности в том же учреждении, позволяет разработать рекомендации по их сохранению, расширению, если они имелись в этом учреждении и внедрению в случае их отсутствия, таким образом, повышая мотивацию сотрудников к непрерывному улучшению качества работы.
Квалиметрический анализ факторов, влияющих (отрицательно или положительно) на качество деятельности объекта здравоохранения может быть проведен и среди других групп потребителей, например пациентов, контролирующих структур и т.д. Это позволит комплексно, с позиций, если не всех, то большинства групп потребителей, провести оценивание деятельности объекта здравоохранения.
Необходимо создать такую систему взаимоотношений с администрацией, при которой администрация способствовала бы внедрению рекомендаций , полученных по результатам квалиметрического анализа, а работники, участвовавшие в квалиметрическом анализе, получали бы материальное или моральное поощрение. Это приведёт к росту авторитета организатора, проводившего квалиметрический анализ, и облегчит его дальнейшую работу по совершенствованию качества деятельности объекта здравоохранения, путем последующего периодического проведения квалиметрического анализа.
Стратегический цикл.
Цикл предусматривает создание кратко- и среднесрочного прогнозирования, т. е. выявление будущих требований потребителей (например, лиц, которым оказывают медицинские услуги, и сотрудников лечебно-профилактичнских учреждений здравоохранения). Прогнозирование сочетается с количественной оценкой временных и экономических ресурсов, которые будут затрачены на удовлетворение этих потребностей, а также с оценкой масштаба влияния, которое окажет удовлетворение требований для этих потребителей.
Квалиметрический анализ позволяет выявить будущие требования к качеству деятельности объекта здравоохранения с позиций разных групп потребителей. Однако выявленные будущие требования потребителей не могут быть немедленно приняты к исполнению. Необходимо выполнить еще и средне- и долгосрочный прогноз новых технологий, включающий в себя появление медицинской техники, работающей на новых принципах, устройств медицинского назначения, предназначенных для выполнения новых функций, новых методов лечения и лекарственных веществ, новых методов организации работы, и производить оценивание значимости прогнозируемых потребительских требований с учетом этих данных.
Необходимо систематически, например, раз в 6 месяцев, составлять сводный перечень рекомендаций для администрации учреждения здравоохранения по генеральным путям совершенствования качества работы и услуг, ближайшим, первоочередным задачам удовлетворения этих требований.
Естественно, что все эти рекомендации организатор должен корректировать путём повторного проведения прогнозных разработок не реже 1 раза в год.
В дальнейшем, в данной главе, в основном, будет описана методика оперативных процессов в квалиметрии на примере оценивания качества деятельности лечебно-профилактического учреждения путем проведения квалиметрического анализа по выявлению факторов, отрицательно влияющих на качество медицинской помощи, оказываемой в этом ЛПУ.
Цель изучения темы
Освоить методику квалиметрического анализа (на примере выявления факторов, отрицательно воздействующих на качество деятельности лечебно-профилактического учреждения).
По окончании изучения темы студент должен:
Уметь:
- составлять план квалиметрического анализа;
-организовывать экспертные группы;
-выбирать необходимые методики опроса и составлять анкеты, проводить опрос экспертных групп;
- производить обработку полученного в ходе опроса материала, составлять необходимые таблицы и диаграммы;
- проводить ранжирование полученного в ходе опроса материала, составлять необходимые таблицы и диаграммы;
- анализировать данные таблиц и диаграмм, уметь распределять факторы на группы, характеризующиеся общностью мер, которые необходимо принять для устранения негативного влияния фактора;
- разрабатывать предложения, на основе полученных в ходе квалиметрического анализа выводов, которые будут способствовать улучшению качества медицинской помощи населению.
Знать:
-значение квалиметрического анализа;
- основные понятия квалиметрии;
- основные формы экспертных групп и форм опроса;
- методику квалиметрического анализа;
- механизм ранжирования;
- методику использования дополнительного программного обеспечения.
Задания для самостоятельной работы студента
1. Изучить материалы главы, лекции и рекомендуемой литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания.
Блок информации
|
|