Общие понятия квалиметрии. Квалиметрический анализ. Качество - это совокупность свойств объекта потребления, обусловливающих возможность удовлетворения им требований потребителей в соответствии с назначением объекта.
Объектом потребления, применительно к задачам медицины и здравоохранения может быть либо материальный объект (оборудование медицинского назначения, здание ЛПУ и т.д.), либо совокупность условий, в которых находится человек (производственных, рекреационных, при пребывании в ЛПУ), либо услуга (медицинское обслуживание, транспорт). В общем, объект потребления, - это все, что используется человеком. И только с этой, потребительской, точки зрения может быть определено качество объекта. В настоящем разделе объектом потребления является результат действия и совокупность оказываемых услуг ЛПУ.
Качество материального объекта медицинского назначения или же медицинской услуги не существует объективно. Содержание, вкладываемое в это понятие и способ измерения качества, вытекают из желаний определенной категории лиц, - потребителей, предъявляющих одинаковые требования к объекту или услуге.
Потребитель - отдельный человек или группа лиц, предъявляющих к объекту оценивания одинаковые требования.
Существует понятие основного потребителя, - той группы людей, для использования которыми предназначается объект. Так, основным потребителем, допустим, колясок для перевозки не ходячих пациентов являются сами пациенты. Но с позиций производителя основным потребителем является медицинский персонал, т.к., медперсонал, работающий в отделении, ежедневно по несколько раз имеет дело с посадкой и высадкой больных, поэтому именно его требования по удобству пользования должны быть учтены в первую очередь. Кроме того, именно медперсонал, а не пациенты, закупает эти коляски и это уже означает (для производителя), что он является основным потребителем.
Приступая к разработке методики оценивания качества объекта, необходимо составить и привести в специальном документе перечень потребителей объекта, обосновать выбор основного потребителя и с его позиций производить разработку.
Количественная мера качества - количественное выражение уровня удовлетворенности потребителя проявлением свойств, составляющих качество, в оцениваемом объекте.
Свойство - первичное, не определяемое понятие. Свойства выражают в одном или нескольких показателях, причем последние имеют шкалы измерения, что и позволяет, в конечном счете, перейти к количественной оценке качества.
Свойства подразделяют на простые и сложные. Простые свойства раскрывают один показатель, который может быть измерен статистически, инструментально или экспертно. Сложные свойства непосредственно измерить нельзя, их для этого следует разделить на более простые - «декомпозировать». Совокупность менее сложных свойств, на которые непосредственно раскладывают сложное свойство, называют единичными (а также частными или отдельными). Все остальные показатели, рассчитываемые по единичным признакам, называют комплексными.
Из большего количества показателей, характеризующих качество объекта, в окончательном расчетном алгоритме комплексной оценки качества используют лишь некоторые, называемые определяющими.
Потребительские свойства - это те свойства, которые удовлетворяют потребности основного потребителя. Свойства, существенные для других групп потребителей, называют техническими.
Квалиметрический анализ технологического процесса - совокупность операций с экспертами и данными инструментальных и статистических измерений на объектах, связанных с анализируемым технологическим· процессом, приводящих к выявлению факторов (причин) влияющих (положительно или отрицательно) на качество услуги или продукции, производимой с помощью этого процесса.
Квалиметрическое прогнозирование - все методы прогнозирования, приводящие к получению сведений о качественных изменениях в будущем, касающихся объекта прогнозирования: требований потребителей, изменений технологии, организационных или экономических преобразований и т. п. Как правило, прогноз качественных изменений сопровождается их количественными характеристиками, - оценками сроков, масштаба преобразований и т. п.
Методики организации опроса экспертов
Основным средством получения сведений, используемых в квалиметрических разработках, является опрос экспертов. Опрос должен быть проведен методически грамотно, так, чтобы была достигнута его основная задача: наиболее полное выявление знаний, аргументов экспертов, касающихся существа проблемы экспертизы. В большинстве случаев именно методическая безупречность опроса экспертов служит основанием для утверждения надежности полученных результатов.
Общие организационные положения
Основная организационная задача.
Основной организационной задачей групповой экспертизы является создание условий для наиболее полного и свободного от искажений выявления информации, имеющейся у экспертов и создание условий для всестороннего анализа этой информации экспертами с разных точек зрения.
Необходимым условием полного и неискаженного выявления суждений экспертов является правильное применение различных способов опроса в зависимости от конкретных обстоятельств экспертизы.
Способы опроса экспертов.
Способы опроса экспертов, применяемые в квалиметрических задачах медицины и здравоохранения:
заочное анкетирование: - когда эксперт заполняет карту опроса, пользуясь только пояснительной запиской;
смешанное анкетирование: - при котором эксперт заполняет карту опроса, пользуясь консультацией со стороны лица, проводящего опрос;
Интервью – беседа с экспертом по намеченным вопросам.
косвенный опрос - при котором эксперту не сообщают действительную цель опроса, но проводят серию тестов, среди которых размещены основные вопросы. Обычно такой опрос проводят с использованием специальной аппаратуры таким образом, чтобы и лицо, проводящее опрос, не было осведомлено о его действительной цели;
способ, основанный на участии эксперта в деловых играх, при котором вопросы эксперту не задают, но фиксируют его суждение по отношению к тем· или иным ситуациям, действиям других лиц, его реакцию на те или иные воздействия и т.п. Особенность работы эксперта как участника деловой игры состоит в том, что он должен представлять не свою личную точку зрения, но позицию группы лиц, реально участвующих в анализируемой ситуации.
Требования при проведении опроса.
Общим требованием, которое нужно соблюдать при проведении опроса, является требование соблюдения принципа нейтральности. Рекомендации противоположного характера («не перегружать эксперта» и т.п.), встречающиеся в некоторых методических работах, следует считать грубо ошибочными.
Способы опроса.
Заочное анкетирование.
Этот способ применяют во всех случаях, когда необходимо добиться, возможно, более полной взаимной изоляции экспертов. Можно указать на следующие положительные особенности способа заочного анкетирования.
1) Способ заочного анкетирования позволяет достичь наибольшей по сравнению с другими способами, относительной изоляции экспертов.
2) Способ позволяет получить, по-видимому, наиболее продуманные ответы, так как эксперт практически не ограничен во времени.
Основные недостатки способа заочного анкетирования состоят в следующем:
1) Осуществление способа требует значительных затрат времени.
2) Имеет место неполный возврат анкет (возвращается 50-60% от разосланных или розданных анкет).
3) В связи с неполным возвратом анкет возможен эффект селекции: на анкеты будут отвечать преимущественно эксперты, придерживающиеся определенной ориентации по проблеме экспертизы.
4) При многократном (многотуровом) заочном анкетировании высок эффект конформизма.
5) Последним важным недостатком заочного анкетирования является невозможность своевременно уточнить постановку вопроса, непонятного эксперту.
Все указанные негативные особенности заочного анкетирования могут привести тому, что при внешней убедительности методики проведенного опроса, значительном числе опрошенных, их высокой квалификации и т.д., результаты опроса окажутся грубо ошибочными.
|