Обратная связь
|
Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ. Глава 20. Социальные и культурные изменения
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАГА ОГБОРНА
Подобно Марксу, американский социолог Уильям Филдинг Огборн изучал воздействие изменений в области технологии на культуру. Его теория социального сдвига (Огборн, 1922) исходит из неравномерности изменения различных аспектов культуры.
Огборн выделял в культуре два аспекта: материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили - короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).
Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Одна из причин этого - наличие консервативных групп (например, религиозных кругов), защищающих свои идеи и ценности от воздействия материальной культуры. Другие элементы адаптивной культуры лишь частично приспосабливаются к новым условиям. В качестве примера Огборн приводит семью. Внутри семьи в какой-то мере наблюдается приспособление к материальным переменам. Так, в период промышленной революции некоторые ремесла (ткачество, изготовление мыла, дубление кожи) были вытеснены из дома и превратились в отрасль фабричного производства. Растущий спрос на фабричный труд побуждал женщин работать вне дома. В то же время они по-прежнему должны были выполнять свои традиционные домашние обязанности. Таким образом, семья - часть адаптивной культуры, которая медленно приспосабливалась к материальным переменам. Отчасти именно глубокий разрыв между требованиями, предъявляемыми к женщине на работе, и гнетом домашних забот привлек внимание Огборна к проблеме культурного лага (запаздывания) - несоответствия между переменами в материальной культуре и ответной реакцией адаптивной культуры.
Огборн полагал, что изменение в одной части общественной системы (особенно успехи технологии) требует соответствующего изменения других ее аспектов. Пока это не достигнуто, общество (или, по крайней мере, некоторые его слои) будет сталкиваться со многими проблемами.
Одна из причин культурного лага - привычка и инерция. Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения. Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы. Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.
Огборн полагал, что "культурное запаздывание" стало острой проблемой в современном обществе. Изменения в материальных компонентах культуры происходят сейчас стремительно. В прежние века общества имели больше времени для приспособления к нововведениям и проверки различных способов осуществления этих мер. Например, в наши дни мы сталкиваемся с проблемой быстрого распространения ядерного оружия. Возможность почти полного уничтожения всего живого на Земле существует уже в течение жизни целого поколения людей, но мы еще только создаем эффективные международные политические институты, призванные контролировать распространение этой опасности и добиться ее предотвращения.
Нет недостатка в критиках теории Огборна. Во-первых, разделение культуры на технологию и экономику, с одной стороны, и нематериальную, адаптивную - с другой, кажется слишком упрощенным. Например, недостаточная приспособленность семьи к новым тенденциям, с точки зрения Огборна, обусловлены лишь изменениями технологии. Но, может быть, нам следует учитывать и биологические перемены (например, увеличение продолжительности жизни), и меняющиеся взгляды на роли, присущие родителям и детям?
Во-вторых, теория Отборна главным образом характеризует лишь современную эпоху. Он сам допускал, что "культурное запаздывание" редко наблюдалось в ранних обществах. Таким образом, культурный лаг можно трактовать не как всеобщий закон, а скорее как описание социальных перемен в последнее время.
В третьих, Огборн, по-видимому, придает слишком большое значение сопротивлению переменам со стороны адаптивной культуры и слишком малое сопротивлению материальной культуры. Наглядный пример - отставание в развитии ядерной энергетики даже в условиях высокой технической оснащенности этой отрасли. Группы, выступающие против использования ядерной энергии, - не единственные источники сопротивления; представители материальной культура в лице угольной, нефтяной и газовой промышленности тоже борются в защиту своих интересов. Учитывая подобные примеры, приходится считать теорию Огборна слишком упрощенной.
Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.
Глава 20. Социальные и культурные изменения
МОДЕРНИЗАЦИЯ
В течение 25 лет после второй мировой войны большинство социологов, исследовавших социальные перемены, концентрировали свое внимание на процессах модернизации. Мы употребляем термин "модернизация" для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.
Главным фактором, способствовавшим модернизации, был распад колониальных империй в XVIII - XIX в. Бывшие колонии - а среди них были и такие, как Индия и Индонезия, - стали самостоятельными государствами. При изучении этих развивающихся стран многие социологи руководствовались точкой зрения (получившей признание в XIX в.), что "традиционное" общество отличается от "современного". Многие предсказывали, что третий мир пойдет по пути, проложенному западными странами. Например, Дэниел Лернер (1968) определил модернизацию как "процесс социального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых" (с.386).
Ключ к пониманию модернизации - осмысление ее как совокупности перемен, воздействующих на все общество. Эти перемены многообразны и сложны. Каждая из них связана с другими изменениями. Более того, в каждой стране процесс модернизации в какой-то мере своеобразен. Не забывая об этом, рассмотрим некоторые модели модернизации.
Процессы модернизации
Причины модернизации
Теория конвергенции
Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.
Глава 20. Социальные и культурные изменения
ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
Исследователи модернизации, выдвигают на первый план различные аспекты этого процесса. Некоторые придают главное значение технологическим и экономическим тенденциям. Они определили несколько образцов, характерных для большинства стран, где происходит модернизация.
1. Наблюдается переход от простых традиционных методов производства (например, ткачества вручную) к применению научных знаний и технологии (например, внедрение механических ткацких станков).
2. В сельском хозяйстве выращивание на небольших участках земли всего необходимого для собственного потребления сменяется созданием коммерческих сельскохозяйственных предприятий в широком масштабе. Это предполагает оплату за урожай наличными деньгами, покупку несельскохозяйственной продукции на рынке и часто использование труда наемных сельскохозяйственных рабочих.
3. В промышленности происходит замена использования силы животных и людей машинами, приводимыми в движение мотором. Вместо плугов, запряженных быками, - тракторы, управляемые наемными работниками.
4. Происходит урбанизация сельских поселков, главное значение приобретают города.
Другие образцы перемен проявились в процессе модернизации социальных структур. Традиционные религиозные системы утрачивают свое влияние. Часто возникают мощные нерелигиозные идеологии, например национализм. Во многих отношениях меняется семейная жизнь. Семья перестает быть главной производственной ячейкой. Расширенные семьи и группы родственников распадаются на более мелкие. Основой ухаживания и брака становится личный выбор, а не требования родителей. В области образования значительно повышается уровень грамотности и формируются официальные учебные заведения. В то же время средства массовой информации становятся необъятными источниками образования и знаний. Возникают и новые формы административной организации, например бюрократии, связанные с государственной службой.
Некоторые исследователи полагают, что, помимо этих изменений в социальной структуре, происходят психологические перемены самих членов общества. Алекс Инкелес и Дэвид Х. Смит (1974) провели обследование 6000 мужчин из шести развивающихся стран, пытаясь обнаружить, существует ли совокупность характерных черт, отличающих "современного мужчину". Если да, то какие аспекты социальных перемен оказали влияние на его мировоззрение? По данным исследования, они сделали вывод, что типичный мужчина - "хорошо осведомленный гражданин, участвующий в общественной жизни; он твердо уверен в своих силах, отличается самостоятельными взглядами, не поддается влиянию традиционных установок, проявляет особую независимость, принимая важные решения об устройстве своих личных дел; он готов воспринять новый опыт и новые идеи; для него характерны относительно широкий кругозор и гибкость мышления" (с.290).
По мнению Инкелеса и Смита, эти особенности обусловлены жизненным опытом всех обследованных мужчин. Они сделали вывод о важной роли длительного формального обучения, поскольку оно способствует повышению грамотности людей и усвоению ими современных ценностей. Большое влияние оказывает промышленное предприятие: там придается особое значение новшествам и переменам. Жизнь в городе или принадлежность к определенной этнической группе, по-видимому, в меньшей мере воздействует на формирование такого мировоззрения.
Таким образом, исследующие проблему модернизации, наблюдают постепенное развитие обширной новой системы социальных структур и психологических особенностей. По мере того, как общество становится более продуктивным и процветающим, усложняются его социальная структура и культура.
|
|