Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социология средств массовой информации

Социальная роль средств массовой информации. Одним из важных элементов советского общества является система средств массовой информации, включающая печать, кино, радио, телевидение. Их социальная роль связана прежде всего с развитием сознания широких масс, каждого члена социалистического общества.

Система средств массовой информации — это социальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распределение информации в массовом масштабе, на основе тех закономерностей, которые господствуют в данном обществе. Деятельность средств массовой информации заключается в обеспечении обусловленного данным конкретным способом производства обмена социальной информаци­ей между большими группами людей в рамках социальной микро­среды с помощью специальных организаций и технических средств сбора, обработки и распространения информации.

Предметом социологии средств массовой информации являются закономерности идеологического воздействия средств массовой ин­формации на формирование сознания и социального поведения лю­дей, проявляющиеся в содержании и характере их отношений к об­ществу, государству, своему положению в обществе и государстве, их отношений друг к другу.

При анализе структуры средств массовой информации исследу­ются источники информации (издатель, редакция, журналист), со­держание информации (понимаемое как аспект отражения действи­тельности), приемник информации (аудитория в целом, специфиче­ские группы, личность). При анализе деятельности, средств массовой информации изучаются процессы сбора, обработки и распространения информации, ее восприятия, воздействия на сознание и поведе­ние людей, социально-политические последствия, т. е. эффективность работы средств массовой информации.



Эффективность средств массовой информации. Эффективность средств массовой информации в широком смысле может быть определена как степень их влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную сферы жизни общества, а в узком — как соотношение между целью их пропагандистской программы, отдель­ной пропагандистской кампании или частных выступлений и факти­ческим ее достижением.

На уровне личности выделяются следующие критерии интеллектуально-психологической эффективности средств массовой информа­ции: познавательная активность — полученные знания — сложив­шиеся убеждения.

На уровне общества таким критерием служит направленность общественного сознания, включающая общественное мнение. В ка­честве основных критериев практической эффективности средств массовой информации выступают трудовая и общественно-политиче­ская активность, нравственность, поведение в трудовом коллективе, семье, общественных местах и т. д.

Существуют общие и специфические критерии эффективности пропаганды, средств массовой информации в частности. Общие кри­терии выражают преимущественно совокупные результаты пропаган­ды в целом, специфические — результаты действия отдельных идео­логических средств, разовых идейно-воспитательных мероприятий или результаты усилий по отдельным направлениям идеологической работы.

Аудитория есть устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Система социальных связей аудитории проявляется и может быть эмпирически зафиксирована в двух специфических рядах признаков. Первый характеризует внутреннюю структуру аудитории, относительно независимую от конкретного средства массовой информации. Это социально-демографические характеристики (воз­растная, половая, социально-профессиональная и другие структуры), социально-политические признаки (типы восприятия, уровень се­мантической подготовки и др.), структура духовных потребностей и интересов. Все указанные признаки существуют по отношению к источнику информации как объективная реальность, ориентируясь на которую средства массовой информации выбирают способы реше­ния стоящих перед ними задач.

Второй ряд признаков характеризует субъективное отношение аудитории к отдельным средствам массовой информации и их систе­ме в целом, что проявляется в оценке их деятельности.

В деятельности средств массовой информации находят отраже­ние связи и взаимозависимости не только системы массового обще­ния, но и всего, общества в целом. Указанное положение особенно важно для всестороннего исследования содержания материалов пе­чати, радио, кино, телевидения и т. д.

Общественное мнение

Общественное мнение — это отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации, имеющим место как в дан­ной стране, так и в международной жизни. По своей сущности об­щественное мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. В формировании общественного мнения ведущую роль играет классовая позиция слоев и групп населения, выражаю­щих данное мнение.

В теории общественного мнения одним из важнейших моментов является выделение субъекта и объекта. Под объектом обычно под­разумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения лю­дей. Под субъектом, — общественная группа, которая порождает коллективные оценочные суждения по определенной проблеме.

В социалистическом обществе, включающем в себя только дру­жественные классы, объединенные единством целей и задач, общест­венное мнение формируется прежде всего на базе интересов рабочего класса, которые наиболее глубоко и полно отражают интересы всего общества в целом.

Общественное мнение представляет собой такое проявление общественного сознания (в форме суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народов в целом актуальных явлений действительности, представля­ющих общественный интерес, через призму господствующих производственных отношений.

Предметом социологии общественного мнения является исследо­вание закономерностей формирования Общественного мнения под воздействием различных субъективных и объективных факторов общественного развития, его воздействия на жизнь общества на различных уровнях.

Структура и функции общественного мнения. В зависимости от социальных последствий воздействия коллективных оценочных суждений людей на их сознание и поведение выделяются регулятив­ная (регулятор отношений между людьми), воспитательная (осуще­ствление идеологического и социально-психологического воздей­ствия на людей), информационная (общественное мнение является специфическим видом социальной информации) функции. В зависи­мости от характера влияния на различные общественные институты или на отдельных лиц выделяются контрольная, консультативная и директивная функции общественного мнения.

Ведущим элементом структуры общественного мнения является социальная оценка, которая представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, суть которого заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдель­ных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым.

Социальные оценки имеют разную степень рациональности. Наиболее рациональной социальной оценкой является такая, в кото­рой зафиксировано четко осознанное отношение человека к окружа­ющей действительности. Существование общественного мнения невозможно без элементов знания, как житейского, так и научного, о предмете суждений. Эти элементы знания используются для фор­мирования оценки о нем, для выработки определенного отношения к нему.

Кроме элементов рационального знания, в структуру обществен­ного мнения входят представления — некий обобщенный образ многих чувственных впечатлений, наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения.

Поскольку общественное мнение является духовно-практическим образованием, то, очевидно, в его структуре содержатся элементы, ориентирующие людей на реализацию их мнений в поведенческих актах. К таким элементам следует отнести установку, суть которой заключается в готовности или предрасположенности индивида, груп­пы людей действовать определенным образом. К этому же типу от­носятся и волевые элементы, в которых отражается сознательная и целевая направленность действий человека.

Таким образом, общественное мнение по своей структуре пред­ставляет сложную систему, в которую входят как рациональные, так и эмоциональные и волевые компоненты.

Характеристики общественного мнения. Общественное мнение обладает рядом качественных характеристик, в том числе направ­ленностью, интенсивностью, распространенностью, стабильностью и динамичностью, зрелостью.

Направленность фиксирует характер оценочного суждения по основанию положительно — отрицательно (одобряющая оценка или осуждающая). Суждения людей о каком-либо явлении нередко касаются разных его сторон и представляют совокупность различных оценок, которые в итоге могут выражать положительное, отрицатель­ное или сбалансированное отношение людей к действительности. Интенсивность выражает ту или иную степень оценочного суждения по основанию больше — меньше, например сильно положительное, слабо отрицательное и т. д.

Общественное мнение в ряде случаев отличается относительной стабильностью, т. е. не изменяется. Стабилизаторами устойчивости здесь выступают социальные потребности, интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Одновременно общест­венное мнение обладает свойством динамичности, т. е. быстрой реакций на то или иное явление действительности. Динамичность связана с актуальностью, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей.

Распространенность характеризует масштаб охвата общественно­го мнения по какому-либо конкретному вопросу определенных - групп людей, по их положению в социальной структуре или по при­надлежности к географическому, социально-экономическому реги­ону (например, общественное мнение рабочих, общественное мнение трудящихся Украины и. т. д.). Распространенность зависит как от объекта, так и от субъекта общественного мнения.

Наиболее, комплексной характеристикой общественного мнения является зрелость, которая выражает его монолитность, сознательное, единодушное отношение людей, гармоничное сочетание общественных, коллективных и личных интересов. Зрелое общественное мнение — это то, которое способствует решению насущных задач, встающих в процессе развития нашего общества, содержит в себеоценку различных событий и явлений с позиций, интересов советско­го народа, интересов социалистического общества.

Важная характеристика общественного мнения — компетент­ность, под которой понимается обладание людьми знаниями и опытом для верной коллективной оценки той или иной проблемы. Ком­петентность в условиях развитого социализма — это прежде всего способность оценивать различные явления, процессы, опираясь на знание марксизма-ленинизма.

Первым организационным принципом, обеспечивающим корреляцию процесса изучения общественного мнения с социальным контекстом советского общества, следует назвать постоянную связь социологов с партийными организациями, партийными комитетами.

Этот принцип распространяется на изучение общественного мнения на всех уровнях — от страны в целом до отдельных трудовых коллективов, на все этапы работы — от выработки направления исследовании до внедрения их результатов в практику коммунистического строительства.

5. Социальное планирование. Социальные показатели

Экономическое и социальное планирование

Планирование экономического и социального развития — научный инструмент управления социалистическим обществом в соответствии с основными социальными целями коммунистического строительства. Смысл и назначение планомерной организации в обеспечении благосостояния и всестороннего развития всех членов общества.

В условиях развитого социализма планирование поднимается на качественно новую ступень, когда развивающаяся экономика актив­но воздействует на социальные процессы, а глубина и диапазон это­го воздействия, его цели и методы претерпевают существенные изменения. Основу народнохозяйственного планирования СССР состав­ляет в первую очередь планирование экономических отношений на базе всестороннего развития производства и использования новей­ших достижений современной научно-технической революции. Но в рамках экономического планирования возникают, развиваются а приобретают относительно автономный характер многие аспекты социального планирования.

Планирование в области промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи образует так называемую производственную программу народнохозяйственного плана и вместе с тем несет важную социальную функцию, поскольку предусматривает развитие новой техники, специализацию, кооперирование и комби­нирование промышленного труда, механизацию и электрификацию сельского хозяйства, развитие Средств связи и т. д.

Народнохозяйственные планы предусматривают осуществление планомерной подготовки квалифицированных кадров, повышение благосостояния народа, качества медицинского обслуживания и со­циального обеспечения, улучшение деятельности систем торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства и т. д. Народнохозяйственное планирование призвано оказывать научно обоснованное воздействие на стирание классовых различий, существенных различий между городом и деревней, ум­ственным и физическим трудом на всестороннее развитие и сбли­жение наций и народностей, расширение реальных возможностей для применения, каждым человеком своих творческих сил, способно­стей и дарований, на всестороннее развитие его личности.

В условиях развитого социалистического общества именно эти социальные аспекты, связанные с формированием коммунистиче­ских общественных отношений и нового, человека, получают суще­ственное углубление и развитие.

Экономическая эффективность народнохозяйственного плакиро­вания все в большей степени зависит от содержания и характера социальной Деятельности людей, уровня их культуры, образования, профессиональной подготовки, степени понимания стоящих перед ними социальных задач, убежденности в их практической реализа­ции. В этих условиях перед народнохозяйственным планированием ставятся принципиально новые задачи.

Система экономических показателей народнохозяйственного пла­нирования подразделяется па следующие основные группы; народо­население, трудовые ресурсы общества (их распределение и использование), национальное богатство и обращение общественного про­дукта, рост национального дохода, материального благосостояния населения и т. д. Каждая из этих основных групп распадается на соответствующие подгруппы. Однако для оценки уровня социального разбития страны одних экономических показателей в современных условиях явно недостаточно. Экономические показатели дают только косвенную характеристику социальных процессов и отражают в основном рост материального и Культурного богатства общества, социальных групп и среднестатистического индивида. Они позволяют осуществлять среднесрочное планирование путем простой экстраполяции от достигнутого уровня и не в состоянии дать дифференцированную характеристику всех сложных измене­ний, происходящих в развитом социалистическом обществе.

Необходимым дополнением к экономическим показателям высту­пает система социальных показателей, которая позволяет с науч­ной обоснованностью судить о конкретных условиях труда и быта человека и их влияния на его социальное поведение и социальную деятельность, об отношении человека к условиям его жизнедея­тельности и т. д.

Социальное планирование, таким образом, это не механическое выделение из общей системы экономических показателей, относя­щихся к социальному разделу народнохозяйственного плана, а ка­чественно новый этап народнохозяйственного планирования, харак­терный для общества развитого социализма. Его сущность состоит в том, что при выделении средств и капиталовложений на социаль­ное развитие и культуру учитывается социально-статистическая ин­формация о формах проявления и механизмах действия социальных законов, что позволяет с научной точностью определить возможную социальную эффективность планируемых экономических, организа­ционных и других мероприятий.

Реализация этих принципов предполагает разработку научно обоснованной системы социальных целей развития страны на дол­госрочный период, т. е. социальных целей коммунистического строи­тельства; социальных изменении, осуществляемых на пути реализа­ции этих целей в данный период времени; средств осуществления этих Целей, выбранных на основе анализа различных вариантов; экономических ресурсов, позволяющих достаточно полно использо­вать выбранные средства достижения планируемых социальных целей.

В этих условиях социологические исследования должны обеспе­чить необходимую исходную социально-статистическую информацию. Эта информация необходима для разработки научно обоснованного плана развития материальных и духовных потребностей на тот или иной период, социальных интересов и отношений человека коммуни­стического типа, т. е. для определений и конкретизации социальных показателей системы государственного планирования на различных уровнях жизнедеятельности общества, для целевой прогностической группировки факторов, {воздействующих на социальные процессы в различных сферах на различных уровнях общества.

Показатели социального планирования

Социальное планирование — это научное определение целей со­циального развития и средств их реализации на определенный (крат­кий или долгосрочный) промежуток времени. Общие социальные це­ли конкретизируются в виде системы частных целей, определяются с помощью контрольных показателей, выражающих сущность со­циальной политики.

Решение задач социальной политики, определенных на данный промежуток времени, зависит от системы средств, их адекватности каждой конкретной цели и имеющимся ресурсам, необходимым для оптимального использования этих средств. Эффективность социаль­ной политики фиксируется в виде итоговых (или результирующих) показателей. Итоговые показатели позволяют, во-первых, оценить степень возможности решения поставленных задач; во-вторых, полу­чить информацию о социальных процесса побочного действия, т. е. социальных изменениях, не предусмотренных планом; в-третьих, соотнести итоговую информацию с данной социальной целью, т. е. получить информацию позволяющую выявить возможности реали­зации той или иной цели социального развития и социальной эффек­тивности, использованных для этого средств и ресурсов.

Выделяют следующие группы показателей, характеризующих переменные, включенные в процесс функционирования социальной системы: контрольные показатели, характеризующие социальные из­менения, намечаемые на определенный исторический период; пока­затели социальных процессов (научно-техническая революция, урба­низация и т. д.), выступающих в качестве средств реализации пла­нируемых целей; показатели ресурсов, т. е. показатели материаль­ных затрат на организационные, идеологические и другие мероприя­тия, позволяющие оптимально использовать те или иные социальные процессы для решения конкретных социальных задач; показатели средств воздействия на социальные процессы (уровень развития на­уки, автоматизация и т. д.); показатели побочных процессов, кото­рые заранее не предусмотрены, но оказывают известное влияние на итоговые показатели и должны учитываться в текущем планирова­нии; итоговые показатели, позволяющие оценить результаты, со­циальных изменений и сопоставить их с контрольными показателя­ми; показатели социальной эффективности реализации экономиче­ской и социальной программ общественного развития на данный временный период, раскрывающие степень приближения (отклоне­ния) итоговых показателей к социальным целям общества, степень адекватности выбранных для их достижения средств и эффективно­сти использования ресурсов.

Основываясь на этих группах социальных показателей, опреде­ляют систему взаимоотношений, связывающих переменные, вклю­ченные в данный социальный процесс, и обусловливающих в конеч­ном счете социальную эффективность функционирования системы.

В отличие от экономических показателей, отражающих экономические затраты и ресурсы, необходимые для выполнения планов народнохозяйственного развития страны, Социальные показатели, фик­сируя внимание на изменении социально-экономических условий жизнедеятельности человека, отражают социальную эффективность этих изменений, т. е. воздействие изменившихся социально-экономи­ческих условий на социальное поведение и социальную деятельность человека, соотнося их (поведение и деятельность) с социальными це­лями строящегося коммунистического общества. Диалектика истории такова, что в условиях развитого социалистического общества в осно­ве экономической политики лежит политика социальная. Экономика и ее развитие—необходимые материальные условия жизнедеятель­ности общества. Но экономика—это не самоцель общественного развития, а объективно необходимые условия и средство решения социальных проблем строящего коммунизм общества.

В широком понимании система социальных показателей — это совокупность взаимосвязанных между собой переменных, включенных в социальный процесс для достижения конкретных социальных целей. В основе этой системы лежат категории и понятия историче­ского материализма и научного коммунизма. Именно требования объективных социальных законов функционирования и развития социалистического общества определяют систему социальных пока­зателей, ее исторические рамки.

Основные социальные цели общества конкретизируются в виде иерархии социальных целей в соответствии со структурными уров­нями общества, а реализация этих целей детерминируется закономерными социальными процессами, свойственными развитому социа­лизму. Основные социальные цели и социальные процессы опреде­ляют направленность и характер социальных изменений, планируемых на данный исторический период и средств их осуществления.

Контрольные показатели социальных изменений характеризуют сущность социальной политики, а итоговые показатели — ее эффек­тивность.

В соответствии со структурными уровнями общества социальные цели, социальные процессы, показатели этих процессов образуют иерархию но вертикали. Выделяют пять уровней: А — общество в целом; Б — социальная структура общества; В — отрасли производ­ства и управления (социально-профессиональные и квалификацион­ные группы, их различие или сближение по характеру, содержанию и условиям труда); Г — социально-территориальные общности (го­род, деревня, поселок и т. д.); Д — социальные организации как первичные хозяйственные, культурные, социально-политические, и другие единицы общества.

Для разработки и реализации планов социального развития нам представляется возможным рекомендовать систему социальных по­казателей соответствующих социальным целям и социальным про­цессам, характерным для определенных уровней общества, в форме таблиц[55].

Табличные разработки социальных показателей, развития общества позволяют, во-первых, выявлять эффективность социальных процессов, средств и ресурсов в достижении конкретно поставлен­ных стратегических целей социального развития общества на пути к коммунизму; во-вторых, — и это особенно важно при социальном планировании — обеспечивать корректировку полученных рядов производственных показателей по каждой отдельно Взятой стратегической цели и с учетом уровня общества. Эта задача решается путем сопоставления целей социальных процессов и итоговых показа­телей функционирования той или иной социальной системы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.